Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Бутенко Г.Е.
при секретаре Орловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Томского транспортного прокурора в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "ТрансВудСервис" (ОАО "ТВС") о признании незаконным бездействия, понуждении к выделению рабочих мест в филиале, предоставлении информации о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квот для приема на работу инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Томский транспортный прокурор в окончательном варианте требований обратился в суд с настоящим иском, указывая в его обоснование, что Томской транспортной прокуратурой в декабре 2010 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства, в том числе соблюдения законодательства по выделению квот для трудоустройства инвалидов в Томском шпалопропиточном заводе - филиале ОАО "ТрансВудСервис". Проведенной проверкой установлено, что штатная численность предприятия по состоянию на 01.12.2010 составляла 137 штатных единиц, работало фактически 147 человек. Указывает, что администрацией Томского шпалопропиточного завода - филиала ОАО "ТрансВудСсрвис" не соблюдаются требования Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Закона Томской области от 10.09.2003 N109-03 "О социальной поддержке инвалидов", Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", рабочие места для инвалидов не созданы, соответствующая информация в службу занятости ежемесячно не предоставляется. Бездействие ОАО "ТрансВудСервис" нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку влечет за собой нарушение прав инвалидов, число которых постоянно меняется. Защита прав указанной категории лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем присуждения к исполнению обязанности. Истец просит признать незаконным бездействие ОАО "ТрансВудСервис" выразившееся в непредоставлении квот для трудоустройства инвалидов на Томском шпалопропиточном завод - филиале ОАО "ТрансВудСервис"; обязать администрацию ОАО "ТрансВудСервис" выделить рабочие места для трудоустройства на Томский шпалопропиточный завод - филиал ОАО "ТрансВудСервис" инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников филиала; обязать администрацию ОАО "ТрансВудСервис" предоставлять в Департамент груда и занятости населения Томской области информацию о наличии на Томском шпалопропиточном заводе - филиале ОАО "ТрансВудСервис" вакантных мест (должностей), выполнении квот для приема на работу инвалидов.
В судебном заседании представитель истца - помощник Томского транспортного прокурора Ескина Т.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что администрация ОАО "ТрансВудСервис" обязана выделить рабочие места для трудоустройства на Томский шпалопропиточный завод - филиал ОАО "ТрансВудСервис" инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников именно филиала, поскольку действие Закона Томской области от 10.09.2003 N109-03 "О социальной поддержке инвалидов" распространяется на ОАО "ТрансВудСсрвис", т.к. его филиал находится на территории Томской области. Кроме того, законодательством г. Москвы, где зарегистрировано юридическое лицо - ответчик, также установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2%.
Представитель ответчика Дроздова Т.В., действующая на основании доверенности N ЮС/87 от 29.12.2010 сроком полномочий до 31.12.2011, исковые требования не признала, пояснив, что в конце декабря 2010 на Томском шпалопропиточном заводе - филиале ОАО "ТрансВудСервис" была проведена проверка, на основании которой было внесено представление администрации Томского шпалопропиточного завода - филиала ОАО "ТрансВудСервис" выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников. Данное требование является незаконным, т.к. согласно Уставу ОАО "ТрансВудСервис" филиал - Томский шпалопропиточный завод не является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале и доверенности, выданной директору шпалопропиточного заводаФИО1. Отсутствие у Томского шпалопропиточного завода - филиала ОАО "ТрансВудСервис" статуса организации (юридического лица) исключает применение ст. 21 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ. Указала, что у филиала - Томский шпалопропиточный завод отсутствуют полномочия на изменение штатного расписания для обеспечения
инвалидов рабочими местами, отсутствуют вакантные рабочие места. Кроме того, полагает, что поскольку юридическое лицо находится на территории г. Москвы, то на него должно распространяться законодательство этого субъекта Федерации, законодательство Томской области на ОАО "ТрансВудСервис" не распространяется, т.к. расположенный на территории области филиал не является организацией в смысле гражданского законодательства, не является работодателем. Полагает, что имеет место пробел в законодательстве.
Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Томской области Васильева М.А., действующая на основании доверенности N 154 от 19.01.2011 сроком полномочий до 31.12.2011, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, представив письменный отзыв на иск прокурора. Из представленного отзыва следует, что квота для приема на работу инвалидов на территории Томской области определена Законом Томской области от 10.09.2003 N 109-03 "О социальной поддержке инвалидов в Томской области". Действие указанного Закона распространяется на организации, находящиеся на территории Томской области. Учитывая, что ОАО "ТрансВудСервис" зарегистрировано в г.Москве, полагает, что на указанное общество не распространяется Закон N 109-03, действующий на территории Томской области. В части приема на работу инвалидов на ОАО "ТрансВудСервис", с учетом Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", должен распространяться закон, действующей на территории г.Москвы. Требования п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения в обязательном порядке должны исполнять работодатели, находящиеся на территории Томской области, на которых распространяется Закон N 109-ОЗ, определяющий размер квоты для приема на работу инвалидов. Полагает, что вопрос приема на работу граждан в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов и выполнения указанной квоты непосредственно в филиалах юридического лица, расположенных вне субъекта РФ, в котором зарегистрировано само юридическое лицо, законодательством Российской Федерации не урегулирован, также как и сам порядок (механизм) установления квоты для приема на работу инвалидов.
Выслушав представителей сторон, изучив представленные доказательства, суд находит требования Томского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 6 Международного пакта от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 17-18 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированныйминимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии сп. п. "ж","к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно п. 5ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениямстатьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2010) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласночастям 1 и2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии сФедеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 09.12.2010) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
Статьей 21-1 Закона Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" (в ред. от 22.12.2010) установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.
В судебном заседании установлено, что ответчик Открытое акционерное общество "ТрансВудСервис" (далее - ОАО "ТВС") является юридическим лицом, место его нахождения - г. Москва (пункты 2.2., 1.5. Устава, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 77 N 012484484). Из пояснений представителя истца, Устава ОАО "ТВС" следует, что общество имеет 11 филиалов, в том числе в г. Томске - Томский шпалопропиточный завод (п. 2.10 Устава, выписка из ЕГРЮЛ от 07.07.2010).
Из искового заявления, пояснений представителя истца следует, что штатная численность Томского шпалопропиточного завода на 01.12.2010 составляла 137 штатных единиц, фактически работало 147 чел. Указанное подтверждается сообщением Томского шпалопропиточного завода от 01.12.2010 исх. N 762 в ОГУ "Центр занятости населения г. Томска" и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании. Исходя из штатного расписания по состоянию на 01.07.2010, штатная численность филиала составляла 136 единиц, т.е. более 100 чел. Таким образом, исходя из буквального толкованияст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 21-1 Закона Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" юридическое лицо (организация) ОАО "ТВС" обязано предоставить квоту для трудоустройства инвалидов. Из пояснений представителя истца следует, что ОАО "ТВС" не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов на Томском шпалопропиточном заводе, что подтверждено представителем ответчика в судебном заседании.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Аналогичные требования содержатся в ст. 22 Закона Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области".
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленнойквоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
С доводами представителя ответчика о том, что истцом не проводилась проверка соблюдения законодательства по выделению квот для трудоустройства инвалидов непосредственно в ОАО "ТВС", расположенном в г. Москве, насчитывающем в своем составе 11 шпалопропиточных заводов, не выяснялась численность работников юридического лица, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о квоте для приема на работу инвалидов, суд согласиться не может. По мнению представителя ответчика, Закон Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" не распространяется на ОАО "ТВС", поскольку оно расположено на территории г. Москвы, и при определении размера квоты для юридического лица следует исходить из соответствующего закона г. Москвы.
Суд считает, что ОАО "ТВС" обязано выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов на Томском шпалопропиточном заводе, исходя из размера квоты, установленной Законом Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области", а именно в размере 2% к среднесписочной численности работников филиала. При этом суд исходит из телеологического толкования, уяснения смысла норм Закона Томской области "О социальной защите инвалидов в Томской области" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в контексте целевых установок законодателя, учитывая цели, которые законодатель ставил перед собой. Закрепляя основы конституционного строя, основные права человека и гражданина, Конституция РФ определяет сущностные черты желаемого права в данной социальной системе. Конвертация конституционно-правовых норм в правовые ценности позволяет установить их идеальную цель, действительное социальное предназначение норм указанных законов.
Осуществляя собственное правовое регулирование, законодатель в преамбуле Закона Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" изложил его общие цели, направленные на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренныхКонституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Томской области, установление дополнительных мер по реализации прав и свобод инвалидов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Закон Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" подлежит безусловному исполнению на территории всей области, а поскольку ответчик ОАО "ТВС" осуществляет свою деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации, следовательно, он обязан соблюдать законодательство Томской области, поэтому, удовлетворяя исковые требования Томского транспортного прокурора, суд исходит из размера квоты в 2% для юридического лица, установленного ст. 21-1 Закона Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области", однако квота должна исчисляться к среднесписочной численности работников филиала в Томской области. Иное толкование Закона будет противоречить федеральному и региональному законодательству о социальной защите инвалидов, ограничивать права инвалидов. Исходя из установленных законодателем целей, соответствующих обязанностей и запретов, механизм гарантий по реализации прав и свобод инвалидов заключается в резервировании для инвалидов определенного количества рабочих мест, направлен на реализацию конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы. Суд приходит к выводу, что реализация указанных в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законе Томской области от 10.09.2003 N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" гарантий для инвалидов не должна ставиться в зависимость от того, как юридически оформлено создание рабочих мест. По указанным основаниям судом отклоняются доводы представителя третьего лица Департамента труда и занятости населения Томской области.
Требование истца о понуждении ОАО "ТВС" предоставлять в Департамент труда и занятости населения Томской области информацию о наличии на Томском шпалопропиточном заводе вакантных мест (должностей), выполнении квот для приема на работу инвалидов подлежит удовлетворению частично.
В силу ч. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Из материалов дела, пояснений представителя ответчика следует, что ОАО "ТВС" указанную информацию в органы службы занятости не предоставляло и предоставлять отказывается, что подтверждается пояснениями представителя ответчика в судебном заседании.
Департамент труда и занятости населения Томской области не относится к органам службы занятости, т.к. является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области содействия занятости населения, реализующим государственную политику в области труда на территории области (п. 1 Положения о Департаменте труда и занятости населения Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 20.12.2007 N 164). Согласно п. 10 Положения орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные областные государственные учреждения, каковыми являются Центры занятости населения Томской области, куда и должна предоставляться соответствующая информация. Бездействие ОАО "ТВС", выразившееся в непредоставлении квот для трудоустройства инвалидов на Томском шпалопропиточном заводе, является незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц - инвалидов, в связи с чем прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета городского округа "Город Томск" подлежит взысканию государственная пошлина в размере/сумма обезличена/.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества "ТрансВудСервис", выразившееся в непредоставлении квот для трудоустройства инвалидов на Томском шпалопропиточном заводе - филиале Открытого акционерного общества "ТрансВудСервис".
Обязать Открытое акционерное общество "ТрансВудСервис" выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов на Томском шпалопропиточном заводе - филиале Открытого акционерного общества "ТрансВудСервис" в размере 2% к среднесписочной численности работников филиала.
Обязать Открытое акционерное общество "ТрансВудСервис" предоставлять в Центры занятости населения Томской области информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества "ТрансВудСервис" в доход бюджета городского округа "Город Томск" государственную пошлину в размере/сумма обезличена/.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Г.Е. Бутенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.