Ленинский районный суд г.Томска в составе:
Председательствующего: Кошелевой Н.В.,
при секретаре Шагаловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Алемановой О.А. к Администрации г.Томска, Администрации Томской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, указывая, что она имеет статус сироты, ее мать ФИО2 решением Томского районного суда от 30.11.1994 г. была лишена родительских прав, отец ФИО1, умер "дата обезличена" Постановлением главы Администрации Томского района от 13.12.94 г. она была определена в детское учреждение. До "дата обезличена" года включительно она обучалась в "данные изъяты", в "дата обезличена" году окончила "данные изъяты", в "дата обезличена" г. - "данные изъяты". Постановлением за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес обезличен". Однако позднее данный пункт постановления был отменен, в результате чего решением жилищной комиссии Администрации Кировского района г. Томска от 13.10.2009 она была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. До настоящего момента жилье ей не предоставлено. Просит суд обязать администрацию Томской области обеспечить передачу администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения ее жилым помещением не менее 17 кв.м.; обязать администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных администрацией Томской области, предоставить ей вне очереди на условиях договора социального найма на территории г.Томска жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что из-за отсутствия жилой площади в настоящее время она вынуждена снимать квартиру в "адрес обезличен".
Представитель ответчика администрации ТО, действующий на основании доверенности, предоставил суду отзыв, доводы которого поддержал в судебном заседании. Считает, что надлежащим ответчиком является Администрация г. Томска. Право истца на получение жилья не оспаривает.
Представитель администрации г. Томска, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об отложении дела не просил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.
Из отзыва представителя администрации г. Томска следует, что действующее законодательство фактически ставит право истца на внеочередное обеспечения жилым помещением в зависимость от соответствующего обеспечения органами власти субъекта этого права соответствующими денежными средствами на его реализацию. Несмотря на возложение на администрацию г. Томска нормативно правовыми актами обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы исполнительной власти Томской области. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только процесс совершения непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения, соответственно, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию г. Томска возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства. Считает, что администрация г.Томска права истца не нарушала и является ненадлежащим ответчиком.
Представители Департамента по вопросам семьи и детей ТО, Департамента финансов Томской области, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, об отложении дела не просили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель Департамента по вопросам семьи и детей ТО представил суду отзыв, из которого следует, что для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения по договору социального найма, необходимо доказать соблюдения условий, закрепленных законодательством Российской Федерации. К исковому заявлению приложены документы, из которых следует, что истец относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, окончила профессиональное обучение, не имеет закрепленного жилого помещения. Однако, стоит отметить, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо доказать отсутствие у истца жилого помещения на праве собственности. В связи с тем, что право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма документально не подтверждено, считают необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель Департамента финансов администрации г.Томска, действующий на основании доверенности, в судебном заседании дать пояснения по делу отказался ввиду неподготовленности к процессу.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении Алемановой (Красновой) следует, что она родилась "дата обезличена", ее отцом указан ФИО1, матерью ФИО2. Свидетельством о смерти подтверждается, что ФИО1 умер "дата обезличена" Решением Томского районного суда от "дата обезличена" подтверждается, что ФИО2 была лишена родительских прав. Истец вступила в брак в "дата обезличена", после заключения которого ей была присвоена фамилия Алеманова. От брака имеет ребенка, "дата обезличена" г.р.
Из искового заявления, пояснений истца в судебном заседании следует, что до "дата обезличена" года включительно, она обучалась в "данные изъяты", в "дата обезличена" году окончила "данные изъяты", в "дата обезличена" г. "данные изъяты", что подтверждается аттестатом, свидетельствами. Истец с "дата обезличена" состоит на регистрационном учете по адресу: "адрес обезличен", принадлежащий на праве собственности ФИО7, а фактически проживает по адресу: "адрес обезличен". Истец не имеет в собственности объектов недвижимости, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, сведениями о регистрации права собственности. Сообщением администрации Кировского района г.Томска подтверждается, что истец был включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья, с "дата обезличена" По состоянию на "дата обезличена" г. ее общая очередь "номер обезличен". Из сообщения администрации Чилинского сельского поселения следует, что истец не стояла на учете нуждающихся в жилых помещениях в Чилинском сельском поселении. Постановлением Главы администрации Томского района от 13.12.1994г. N 199-К г. несовершеннолетняя Краснова (Алеманова) была определена в детское государственное учреждение на полное государственное попечение. Пунктом 3 этого же постановления, за ней была закреплена жилая площадь по адресу: "адрес обезличен". Постановлением администрации Томского района от 19.06.2006г N 61-К пункт 3 вышеназванного постановления (N 199 K от 13.12.1994г.) был отменен. Право пользования жилым помещением за истцом не закреплено.
Таким образом, истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Таким образом, истцу должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение на территории г. Томска.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ (с последующими изменениями) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивает указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Однако Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).
В силу названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частями 2, 3 статьи 3 указанного Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Конституционный Суд РФ в определении от 05.02.2009 года N 250-О-П " По жалобе муниципального образования- городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" разъяснил, что полномочие по предоставлению жилья указанной категории граждан может быть возложено на органы местного самоуправления только путем принятия закона субъекта РФ. При этом законом субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год должно предусматриваться предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление таких полномочий. Без соответствующего закона субъекта РФ такие полномочия органам местного самоуправления переданы быть не могут.
Согласно ст. 7 Закона N 188-ОЗ закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.
Законом Томской области от 28декабря2010года N 327-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" муниципальному образованию "Город Томск" выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год.
Следовательно, надлежащим ответчиком по иску является Администрация г. Томска.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 N 131-ОЗ "О жилищном фонде социального использования в Томской области" жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области N 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, истец подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" Алеманова должна быть обеспечена жилым помещением площадью не менее 17 кв.м.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования к Администрации г. Томска об обеспечении ее вне очереди жилой площадью на территории г. Томска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд считает, что Администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме этого, исковые требования Алемановой к Администрации Томской области удовлетворению не подлежат, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку - сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей.
В соответствии со ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность предоставить истцу вне очереди жилое помещение в соответствии с нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма, на основании норм действующего законодательства должна быть возложена на Администрацию г. Томска.
Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право истца на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-03. Кроме того, как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.
Нормами ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других детей указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени их постановки на учет, в данных статьях нет положения о предоставлении жилой площади указанной категории граждан в порядке очередности, напротив, в них содержится положение о предоставлении жилого помещения вне очереди.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, нормы названных выше законов являются нормами прямого действия на всей территории Российской Федерации и подлежат непосредственному применению.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст.194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.Томска предоставить Алемановой О.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17 кв.м на территории г.Томска. В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна: Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.