Решение Советского районного суда г.Томска от 28 апреля 2011 г.
(Извлечение)
Именем Российской Федерации
Решение
28 апреля 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.
при секретаре Ананьевой Е.И.,
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурата Советского района г.Томска Мартыновой О.Ю.,
материального истца Козловой М.К.,
представителя ответчика администрации Советского района г. Томска Ким А.В., действующей на основании доверенности отДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Томска в интересах КозловойМ.К. к администрации Советского района г. Томска о признании незаконным отказа общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Советского района г. Томска, признании нуждающейся в жилом помещении, признании права состоять на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Томска в интересах Козловой М.К. с учетом уточненных требований обратился с иском к администрации Советского района г. Томска о признании незаконным отказа общественной комиссии по жилищным вопросам, признании нуждающейся в жилом помещении, признании права состоять на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указал, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Советского района г. Томска отДД.ММ.ГГГГ КозловойМ.К. - вдове участника Великой Отечественной войны на основании ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением жилищных условий отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для отказа послужили действия Козловой М.К. по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности жилого дома по адресу:"адрес".
Полагает данный отказ неправомерным и нарушающим право Козловой М.К. на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, установленное законодательством.
Указывает, что доДД.ММ.ГГГГ Козловой М.К. действительно принадлежал на праве собственности жилой дом по адресу:"адрес", общей площадьюN кв.м. Согласно техническому паспорту домовладения указанный домДД.ММ.ГГГГ постройки на момент обследования вДД.ММ.ГГГГ имел 68% физический износ всех конструктивных элементов. Дом являлся неблагоустроенным, с печным отоплением, в нем отсутствовал водопровод, горячее водоснабжение, канализация. Переезд Козловой М.К. в г. Томск носил вынужденный характер. Она не имела намерения ухудшить свои жилищные условия.
Требования мотивирует п.4 ч.1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.95 N 5-ФЗ, ст. 53 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель процессуального истца Мартынова О.Ю., материальный истец Козлова М.К. требование поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации г.Томска Ким А.В. заявленные требования не признала. Указала, что Козловой М.К. было отказано в постановке на учет решением жилищной комиссии при администрации Советского района г.Томска. Пояснила, что решение об отказе в постановке на учет было принято правомерно, так как действие ст. 53 ЖК РФ распространяется, в том числе, и на ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей. Заявитель, подарив принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, намерено ухудшила свои жилищные условия.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Советского района г. Томска требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 г.
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.Процессуальным истцом избран способ защиты, предусмотренный абзацами 2, 4 ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из возможных мер социальной поддержки членов семей погибших участников Великой Отечественной войны является их обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.
Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведение учета граждан, осуществляются органом местного самоуправления, в порядке установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Томской области данный вопрос регламентируется законом Томской области N 91-ОЗ от 08.06.2005г "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Согласно ст. 4 Закона N 91-ОЗ от 08.06.2005г орган местного самоуправления принимает решение об отказе в принятии на учет только по основаниям, предусмотренным статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае, предусмотренном ст. 53 ЖК РФ.
Статьей 2 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.05.2005 N 2104) предусмотрено, что с 1 января 2006 года учет граждан ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских). Статья 6 предусматривает, что органы местного самоуправления вправе создавать жилищные комиссии или привлекать представителей общественности в иной форме при решении вопроса о принятии граждан на учет и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Постановлением N4 от 16.01.2006г. администрацией Советского района города Томска создана общественная комиссия по жилищным вопросам и утверждено Положение о ней.
Согласно главы 2 данного Положения, общественная комиссия по жилищным вопросам рассматривает заявления и документы, представленные гражданами в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятие решения о возможности постановки граждан на учет либо отказа в принятии на учет.
СправкойN отДД.ММ.ГГГГ, выданной ОГУ "Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска" подтверждено, что Козлова М.К. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как следует из выписки из протоколаN отДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Советского района г. Томска Козловой М.К. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст.53 ЖК РФ.
Распоряжением администрации"адрес"N отДД.ММ.ГГГГ данный протокол общественной комиссии по жилищным вопросам утвержден.
В силу п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно справке паспортного стола"данные изъяты" Козлова М.К. зарегистрирована по адресу:"адрес" (л.д. 7).
Сведениями из Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области отДД.ММ.ГГГГ сведениям Томского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" отДД.ММ.ГГГГ г. подтверждается, что Козлова М.К. объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности, не имеет (л.д. 53- 55, 64 - 65, 83)
Таким образом, Козлова М.К. в силу действующего жилищного законодательства имеет все основания для признания ее нуждающейся в жилом помещении.
При этом суд отвергает довод ответчика о том, что истец не может быть признана таковой со ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса РФ по следующим основаниям.
Ст. 53 Жилищного кодекса РФ предусматривает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.
Так в силу требований данной статьи граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Действительно, материалами дела подтверждается, что Козловой М.К. на праве собственности принадлежал земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу:"адрес" (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отДД.ММ.ГГГГN).
Согласно выписке из похозяйственной книги она была зарегистрирована по постоянному месту жительства по адресу:"адрес" сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ(л.д. 66-67)
СДД.ММ.ГГГГ Козлова М.К. на основании договора коммерческого найма проживает в"адрес" в квартире, принадлежащей на праве собственностиКЛС (л.д. 5-6)
ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение и земельный участок по адресу:"адрес" истцом были отчуждены, что подтверждается договором дарения (л.д. 68)
Согласно техническому паспорту домовладения указанный домДД.ММ.ГГГГ постройки на момент обследования вДД.ММ.ГГГГ имел 68% физический износ всех конструктивных элементов. Дом являлся неблагоустроенным, с печным отоплением, в нем отсутствовал водопровод, горячее водоснабжение, канализация (л.д. 69-82).
Как следует из материалов дела, подтверждается показаниями свидетелейКАА,КАС, допрошенных в ходе судебного заседания, Козлова М.К.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, страдает сахарным диабетом, гипертонической болезнью. В силу преклонного возраста и по состоянию здоровья она не могла проживать отдельно, обслуживать себя и осуществлять уход за домом. Ей было тяжело колоть дрова, носить воду, топить печь, чистить снег, поэтому в 2007 г. ею было принято решение о переезде в г. Томск, где проживает ее сынКЛМ
Фактически с 2007г. Козлова М.К. проживает в г. Томске, однако на протяжении нескольких лет продать неблагоустроенный дом в"адрес" она не могла по причине отсутствия покупателей, в связи с чем, подарила егоМВГ
Сын Козловой М.К. -КЛМ проживает в"адрес" в двухкомнатной квартире обшей площадьюN кв.м по договору социального найма. Вместе с ним проживают: жена, сын, сноха, внук. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы. В связи с этим, Козлова М.К. вселиться в квартиру сына не может и вынуждена снимать жилье по договору коммерческого найма.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение об отказе в постановке на учет вынесено без проверки всех обстоятельств, в том числе без выяснения вопроса, имела ли Козлова М.К. до продажи жилого помещения право стоять на учете в качестве нуждающейся, намеренность действий заявителя.
Принимая во внимание возраст истца, состояние ее здоровья, учитывая, что дом располагался в сельской местности, цены недвижимого имущества, суд соглашается, что данные действия произведены истцом вынужденно, а не для признания ее нуждающейся в жилом помещении.
Кроме того, суд принимает во внимание, что жилое помещение супругу истца как участнику Великой Отечественной войны при жизни предоставлено не было.
В силу ч. 3 ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что отсутствуют доказательства, опровергающие добросовестность действий Козловой М.К., суд полагает возможным исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района г. Томска удовлетворить.
Признать незаконным отказ общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Советского района г. Томска в признании КозловойМ.К. нуждающейся в жилом помещении и постановке её на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать за КозловойМ.К. право состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий сДД.ММ.ГГГГ как нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней.
Судья: Л.А. Шукшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.