Решение Советского районного суда г.Томска от 18 ноября 2011 г.
(Извлечение)
N
Именем Российской Федерации
Решение
18 ноября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шефер И.А.
при секретаре Аплиной А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по определению границ кладбища в "адрес", по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет незаконным, понуждении принять меры по надлежащему оформлению и содержанию кладбища в "адрес",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением к администрации г. Томска о признании незаконным бездействие в части непринятия мер по определению границ кладбища в "адрес" по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и понуждении в течение трех месяцев принять меры по надлежащему оформлению и содержанию кладбища в "адрес": определить границы земельного участка, земельный участок поставить на государственный кадастровый учет, установить санитарно-защитную зону.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что в "адрес" находится кладбище, приблизительная площадь которого составляет 3000 кв.м, в администрации "адрес" сведений о закреплении границ кладбища в "адрес" не имеется, организация содержания кладбища не согласована, документы, подтверждающие открытие либо закрытие данного кладбища, отсутствуют. В нарушение положений федерального законодательства должностными лицами администрации г. Томска меры по надлежащему оформлению и содержанию кладбища в "адрес" не приняты: правоустанавливающих документов на кладбище не имеется, земельный участок под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательства не отведен, границы кладбища не определены. Ввиду того, что земельный участок под кладбищем в установленном законом порядке не сформирован, границы его не определены, создается возможность самовольного расширения границ кладбища, должностные лица администрации Города Томска бездействуют и не принимают меры по надлежащему оформлению и содержанию кладбища в "адрес".
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Томска Емельянов Д.А. требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель администрации г. Томска Миронова Д.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которому полномочия органа местного самоуправления сводятся к содержанию плановых кладбищ (то есть, кладбищ, созданных решением органа местного самоуправления на специально отведенных для этих целей земельных участках), прокурором Советского района г. Томска не представлено доказательств того, что администрация г. Томска открыла данное кладбище и разрешила на нем захоронения, сведений о закреплении границ кладбища в "адрес" в администрации "адрес" не имеется, поскольку данное кладбище возникло стихийно. Разрешений на захоронение и организацию содержания кладбища администрация г. Томска не согласовывала и не планировала. Администрация г. Томска не располагает сведениями о лицах, осуществляющих захоронения в "адрес". В связи с этим, администрация г. Томска не несет обязанность по содержанию стихийно возникшего кладбища в "адрес". Стихийно образовавшееся кладбище в "адрес" официально местом захоронения не является. Следовательно, обязанности по его содержанию у администрации г. Томска не возникало.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Советского района г. Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в "адрес" без соответствующих разрешений образовано кладбище, общей площадью 3000,00 кв.м., что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Часть 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Частью 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
На основании ч. 2 ст. 25 ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Частью 4 ст. 16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
На основании ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Часть 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает кадастровый учет земельных участков.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" земельные участки являются недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2.1 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования Город Томск, утвержденного Решением Думы г. Томска от 28.03.2006 N 122 (далее - Положение), организация похоронного дела на территории муниципального образования "Город Томск" осуществляется органами местного самоуправления г. Томска
В соответствии с п. 2.2 решение о создании мест погребения на территории муниципального образования Город Томск принимается Администрацией Томской области или администрацией г. Томска в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 4.3. Положения территория каждого кладбища подразделяется на зоны (кварталы) и секторы.
Пунктом 4.4. Положения установлено, что у главного входа на территорию кладбища устанавливается стенд со схематическим планом кладбища. На схематическом плане обозначаются основные зоны (кварталы) и секторы кладбища, здания и сооружения, дорожки, исторические и мемориальные могилы, места общего пользования и водопроводные краны.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Пунктом 2.5 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 35, закреплено, что кладбища размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На основании п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, для закрытого кладбища установлена санитарно-защитная зона 50 метров.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства часть земельного участка (около 500 м), на котором располагается кладбище, предоставлена в собственность КГ для ведения садоводства, то подтверждается сведениями Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска.
Частью 4 ст. 17 ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что при нарушениисанитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
При этом в силу абз. 10 п. 2.1 Положения о департаменте городского хозяйства администрации Города Томска, утвержденного Решением Думы города Томска от 26.06.2007 N 530, предметом деятельности департамента является содержание мест захоронения.
Однако до настоящего времени администрацией г. Томска не предпринято никаких действий по надлежащему оформлению и содержанию кладбища в "адрес", не приостановлена и не прекращена деятельность на месте погребения и не приняты меры по устранению указанных нарушений.
Указанное бездействие противоречит нормам действующего законодательства, что нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих вблизи указанного кладбища, на благоприятную окружающую среду.
Стихийно возникшее кладбище на землях, находящихся в ведении муниципального образования "Город Томск", не может вести к дальнейшему нарушению прав граждан и санитарных норм, в связи с чем подлежит оформлению и содержанию соответствующими органами - органами местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Советского района г. Томска удовлетворить.
Признать бездействие администрации г. Томска в части непринятия мер по определению границ кладбища в "адрес" по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Обязать администрацию г. Томска в течение трех месяцев принять меры по надлежащему оформлению и содержанию кладбища в "адрес": определить границы земельного участка, земельный участок поставить на государственный кадастровый учет, установить санитарно-защитную зону.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: И.А. Шефер
Решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.