N 2-423/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Николаенко Е.С.,
при секретаре Меркульевой Н.С.
с участием
процессуального истца помощника прокурора ... района г. Томска Романова Е.Б.,
материального истца Гляковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора ... района г. Томска в интересах Гляковой А.В. к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... района г. Томска обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Гляковой А.В. с иском к Администрации г. Томска о предоставлении жилого благоустроенного помещения вне очереди.
В обоснование заявленных требований указано, что Глякова А.В. является сиротой, так как ее мать Г. скончалась ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись актов гражданского состояния со слов матери ребенка, опекун ей не назначался. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в школе-интернате N ..., при этом находилась на государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в ОГОУ .... Согласно распоряжению главы Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ N Глякова А.В. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. По сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Управления Росреестра по Томской области сведения о зарегистрированных правах Гляковой А.В. на недвижимое имущество отсутствуют.
На основании на ст.57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Томской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", истец просит суд обязать Администрацию г. Томска предоставить Гляковой А.В. вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления не менее ... кв.м общей площади.
В судебном заседании представитель процессуального истца на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что материалами дела подтвержден факт того, что Глякова А.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В настоящее время Глякова А.В. ни в каком образовательном учреждении не пребывает, не учится, что было установлено в ходе прокурорской проверки. В соответствии со ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. N 159-ФЗ обязанность по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями возложена на органы исполнительный власти. В соответствии с Законом Томской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" от 18.08.1999г. N 28-ОЗ государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления, но финансирование происходит за счет областного бюджета. Согласно ч.7 ст.60 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ, Закону Томской области "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" от 28.12.2010г. N 327-ОЗ обеспечение жилыми помещениями являются полномочиями муниципального образования, им специально выделены деньги из бюджета на эти цели.
Материальный истец Глякова А.В. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что в настоящее время она окончила образовательное учреждение, работает неофициально, по месту пребывания зарегистрирована временно у знакомых, по месту регистрации не проживает.
Представитель ответчика - Администрации г. Томска, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признала, полагая Администрацию г. Томска ненадлежащем ответчиком. Полагала, что осуществление государственных полномочий в данной сфере в соответствии с федеральным законодательством невозможна без финансовых субвенций субъекта РФ, а финансовые ресурсы, направляемые на приобретение жилых помещений данной категории граждан, являются в силу закона расходными обязательствами Администрации Томской области. Таким образом, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области. Кроме того, полагает необходимым представление истцом доказательств того, что истец состоит на учете в местной администрации в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Томска.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009г. N 315-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст.1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или
обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно дубликату справки о рождении N, выданному отделом ЗАГС ... ДД.ММ.ГГГГ, Глякова А.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в ..., ее родителями являлись мать Г., отец - Г., указано, что сведения об отце внесены в запись актов гражданского состояния со слов матери ребенка.
Согласно свидетельству о смерти N, выданному повторно ... ДД.ММ.ГГГГ., Г.. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Из служебного сообщения МБОУ ... от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Глякова А.В. обучалась в школе-интернате N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В школе-интернате Глякова А.В. находилась на неполном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Глякова А.В. находилась в ОГБУ ....
Сообщением Администрации ... района г. Томска N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Глякова А.В. поставлена на учет в отделе опеки и попечительства администрации ... района г. Томска как ребенок-сирота и была помещена в ОГУ ....
Согласно справке ОГУ ... N от ДД.ММ.ГГГГ Глякова А.В., ДД.ММ.ГГГГр., действительно являлась воспитанницей ... ОГУ ... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из информационного письма ОГОУ ... от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Глякова А.В. действительно обучалась в указанном учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии ..., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии ..., в период обучения находилась на полном государственном обеспечении, в общежитии не проживала в связи с отсутствием общежития у образовательного учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки и попечительства Администрации ... района г. Томска Гляковой А.В. выдана справка за N для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, согласно которой Глякова А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, определялась в детское государственной учреждение, жилая площадь за ней не закреплялась.
Согласно свидетельству N от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания Глякова А.В. имеет временную регистрацию по адресу: "адрес" на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пояснениям истца по адресу: "адрес" она зарегистрирована временно у знакомых, однако по месту регистрации не проживает, в настоящее время живет по адресу: "адрес".
Страховой медицинский полис обязательного страхования граждан серии N выдан Гляковой А.В. на получение медицинской помощи по договору обязательного медицинского страхования граждан как неработающему лицу, без определенного места жительства.
Сообщением Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается, что согласно распоряжению главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N Глякова А.В. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. На момент выдачи справки учетный номер в общем списке учета - N, в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа - N.
Таким образом, Глякова А.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Представленные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что Глякова А.В. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Согласно сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Томский филиал, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ N, и уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ N сведения о наличии прав на недвижимое имущество Гляковой А.В., ДД.ММ.ГГГГр., отсутствуют.
Таким образом, Глякова А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, и поставлена на очередь на получение жилого помещения как лицо, нуждающееся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также как ребенок, оставшийся без попечения родителей, для получения жилого помещения по договору социального найма.
Оснований полагать, что распоряжением главы Администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ N Глякова А.В. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, без проверки условий и требований, предъявляемых законодательством, у суда не имеется.
Доказательств приобретения в собственность или на ином праве жилых помещений у Гляковой А.В. ответчиком не представлено.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичное положение содержится в ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых средств.
Законом Томской области N 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В силу ч.1 ст.3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;
запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов:
осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;
по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ст. 8 Закона N 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 N 327-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011.
В соответствии с приложением N 15.1 к Закону муниципальному образованию "Город Томск" выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 8382,1 тыс. руб.
Решением Думы города Томска от 25.12.2007г. N740 "Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий" установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.
Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, отношения по финансовому обеспечению указанных государственных полномочий в виде предоставления субвенций из областного бюджета муниципальным органам являются межбюджетными отношениями и регулируются нормами бюджетного законодательства (ст. 140 Бюджетного кодекса РФ). Законодательством не предусмотрена обязанность выделения денежных средств конкретному ребенку-сироте.
Гражданин, в силу ст. 1 и ст.152 Бюджетного кодекса РФ участником бюджетных отношений не является, в силу чего его субъективное право, которое ему предоставлено законом не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.
В силу указанных норм законодательства, суд не принимает довод Администрации г. Томска о том, что Администрация г. Томска является ненадлежащем ответчиком, так как указанными отдельными государственными полномочиями в данной сфере наделена Администрация г. Томска.
Из анализа вышеприведенных норм права, следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилья, обеспечиваются жилыми помещениями Администрацией г. Томска в силу закона вне очереди, в связи с чем, суд находит требования прокурора ... района г. Томска в интересах Гляковой А.В. к Администрации г. Томска подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 N 131-ОЗ "О жилищном фонде социального использования в Томской области" жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области N 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Глякова А.В. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" Глякова А.В. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере ... кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ... района г. Томска в интересах Гляковой А.В. к Администрации г. Томска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Томска предоставить Гляковой А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... квадратных метров в черте муниципального образования "Город Томск".
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья:
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.