Решение Советского районного суда г.Томска от 06 апреля 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
06.04.2012 Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Чернышевой Л.И.
при секретаре Орловой ВН,
с участием прокурора Шулева АА, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Томска о признании не законным бездействия и о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов,
УСТАНОВИЛ:
Томский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах жителей города, обратился в суд с иском к администрации г. Томска о принятии мер по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на земельном участке по "адрес" в сторону АЗС по направлению выезда из г. Томск с северной стороны, указывая, что обязанность по ликвидации свалки лежит на ответчике в соответствии с положениями ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч.1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 п. 1.24 ст. 8 и п. 1.30 ч. 1 ст. 40 Устава города Томска, согласно которых к компетенции администрации г. Томска относится организация сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании прокурор поддержал иск, уточнив, что объем свалки составляет 300 м3 и занимает площадь 200 х 100 м2.
Ответчик представителя в суд не направил, возражений на иск не представил.
Изучив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Конституция Российской Федерации в ст. 42 закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
В ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указано, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Ст. 3 указанного Закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
Согласно ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,.. .организацию этой деятельности осуществляют органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований,.. . которые наделяются, в соответствии с уставами муниципальных образований, собственной компетенцией.
Согласно ст. 25 Устава г. Томска, принятого Решением Томской городской думы от 22.03.2005 N 841, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск".
В п. 1.24 ст. 8 и п. 1.30 ст. 40 Устава г. Томска определено, что к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе.. . организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Суд считает доказанным, что организация сбора и вывоза отходов, в том числе, из мест их несанкционированного размещения, находится в компетенции администрации г. Томска.
Согласно схеме несанкционированного размещения отходов земельный участок по "адрес" расположен в границах муниципального образования "Город Томск", и по ответу департамента Архитектуры и градостроительства г. Томска N от ДД.ММ.ГГГГ, земли являются муниципальными.
Представитель ответчика возражений о принадлежности земельного участка по данному адресу муниципалитету не представил.
В соответствии с актами проверки: от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, достоверность которых подтверждена в судебном заседании свидетелем Б, трижды экологи выезжали и трижды актировано установление факта размещения несанкционированной свалки объемом 300 м, расположенной возле дороги по адресу: "адрес" (в направлении выезда из г. Томска на север в сторону АЗС) площадью 100x200 кв.м, состав свалки - твердые бытовые отходы, в основном шпалы.
Свидетель Б, будучи специалистом в области экологии, показал суду, что данная свалка т ем опаснее, что состоит из пропитанных креозотом использованных деформированных шпал, отнесенных к 3 группе опасных отходов, что образована была свалка в период демонтажа трамвайной линии в районе 4-й Горбольницы.
Ответчик не представил доказательств в опровержение того, что по указанному адресу расположено несанкционированное размещение отходов, в то время как истец это обстоятельство доказал, в том числе представленными актами и фото, подтвердив их соответствие свидетелем.
В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988г., система санитарной очистки населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
При этом суд исходит из положений "Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ" утвержденной Постановлением коллегии Госстроя РФ от 22.12.1999г. N 17. Реализация администрацией г. Томска полномочий по организации ликвидации свалок предполагает принятие конкретных мер по вывозу и утилизации отходов из мест их несанкционированного размещения, поскольку это угрожает санитарному благополучию микрорайона и нарушает права жителей на благоприятную и безопасную окружающую среду.
Правомерно (ст. 206 ГПК РФ) требование о сроке исполнения, который не оспорен ответчиком и суд находит разумным для исполнения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г. Томска принять меры по организации вывоза и утилизации свалки объемом 300 м3, площадью 100x200 м2, высотой 1,5 м, расположенной возле дороги по "адрес" (в направлении выезда из г. Томска на север в сторону АЗС) площадью 100x200 кв.м, не позднее месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение десяти месяца в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г. Томска.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.