N 2-597/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Панфиловой В.С.,
с участием:
представителя ответчика Военного комиссариата Томской области - Елынцевой Е.В., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Сафта А.Н. к Военному комиссариату Томской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, понесенных по делу судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Сафта А.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Томской области, просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с октября 2008 года по январь 2012 года в размере 10374,75 рублей, возместить судебные расходы в размере 10000 рублей, компенсировать моральный вред в размере 15000 рублей.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является военным пенсионером, был в установленном порядке поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, имеет право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пользовался по договору социального найма жилым помещением, расходы за наем которого, по сведениям жилищной организации, составили с октября 2008 года по январь 2012 года 10374,75 рублей. В выплате компенсации ответчиком было незаконно отказано, чем также причинен моральный вред.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, поддержала отзыв на иск. Пояснила, что действительно истец и его семья имеют право на обеспечение жилым помещением по льготным основаниям, истец состоит на учете в качестве нуждающегося. Однако право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения истец не имеет, поскольку был обеспечен жилым помещением по договору социального найма.
Заслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами Сафта А.Н., старший прапорщик в отставке, является пенсионером по линии Министерства обороны РФ, был уволен в отставку с военной службы по ст. 46 п. "Г" Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР", по болезни (Приказ N от ДД.ММ.ГГГГ). Выслуга лет в Вооруженных Силах составляет: календарная - 16 лет 6 месяцев, льготная - 25 лет 7 месяцев.
Право военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, и членов их семей на обеспечение жилым помещением в связи с увольнением с военной службы по льготным основаниям и переменой места жительства реализуется на основании ч. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ).
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ч. 2 п. 14 ст. 15 Закона предусматривает возможность ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, лишь при наличии таких расходов со стороны указанной категории граждан.
Аналогичное положение прямо закреплено и в ст. 100 ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п.п.2.1. ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих": обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
- жилого помещения в собственность бесплатно;
- жилого помещения по договору социального найма;
- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1-3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
Сафта A.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на очереди на улучшение жилищных условий в органе местного самоуправления г. Колпашево.
Постановлением и.о. главы Администрации Колпашевского района от ДД.ММ.ГГГГ N Сафта A.Н. включен в список граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по первоначальному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцу на семью из трех человек предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью 45,8 м? в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Глава Колпашевского района сообщил истцу, что он включен в список на получение жилищного сертификата в 2010 году в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств, по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательствам" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Согласно 4.1-2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых, помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, п.п. "б" пункта 7 данных Правил предусмотрено, что основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" был установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 м? общей площади жилья на 1 гражданина.
Тем самым, Сафта А.Н., занимая с семьёй жилое помещение 45,8 м?, то есть ниже социальной нормы жилого помещения на семью из трех человек (54 м?), сохранял право на улучшение жилищных условий, и право на включение в списки участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Эти обстоятельства установлены кассационным определением Томского областного суда от 24.09.2010 года по делу N 33-2764/2010 по иску Сафта А.Н. к администрации Колпашевского городского поселения, администрации Колпашевского района, Департаменту строительства и архитектуры Томской области о признании незаконным решений об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из списка граждан на получение жилищного сертификата.
Согласно пояснениям истца ему в декабре 2011 года по линии МО РФ выделены денежные средства на приобретение или покупку жилья в сумме 1719000 рублей как лицу, стоявшему в очереди в администрации Колпашевского городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ. На эти денежные средства истцом и его семьёй приобретено жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут, жилое помещение передано наймодателю, что подтверждено соглашением о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема-передачи.
Истец просит возместить ему расходы по найму этого жилого помещения ( "адрес") за период пользования помещением с октября 2008 года по январь 2012 года, считая, что имел место наем жилого помещения, расходы на который подлежат компенсации по ч. 2 п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Однако пользование жилым помещением по договору социального найма не является наймом (поднаймом) жилого помещения по смыслу п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Так, согласно ч. 2 п. 14 ст. 15 названного Закона при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, которым утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 издан Приказ Министра обороны РФ от 16.06.2005 N 235 (ред. от 17.10.2008) "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909", утверждена Инструкция о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации этого Постановления (приложение N 2 к Приказу).
Под договором найма (поднайма) жилого помещения в названном Порядке понимается договор, заключенный с соблюдением условий договора найма (поднайма) жилого помещения, предусмотренных гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации
Это может быть предоставление помещения собственником или управомоченным им лицом (наймодателем) другой стороне (нанимателю) жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем (ст. 671 ГК РФ) или предоставление нанимателем жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя части занимаемого им жилого помещения или всего жилого помещения в поднаем (ст. 76 ЖК РФ).
Пользование жилым помещением по договору социального найма не дает лицу права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, поскольку пользование жилым помещением по договору социального найма является самостоятельной формой обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец его семья пользовались жилым помещением по договору социального найма, это жилое помещение было предоставлено им для постоянного проживания, в дальнейшем ими была избрана другая форма предоставления жилого помещения - единовременная денежная выплата на приобретение и строительство жилого помещения.
Тем самым ответчиком на законных основаниях отказано в выплате денежной компенсации, оснований для возложения на ответчика такой обязанности суд не усматривает.
Поскольку судом не установлено нарушений прав истца со стороны ответчика, для компенсации морального вреда ответчиком и возмещения им судебных расходов оснований также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, понесенных по делу судебных расходов, компенсации морального вреда - Сафта А.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Томска.
Судья Л.А. Шукшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.