N 2-1054/2012
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
03 апреля 2012 года Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.
при секретаре Панфиловой В.С.,
с участием заявителя Ивкова А.А.,
представителя заявителя Ивковой С.В. - Ивкова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Ивкова А.А., Ивкова А.И., Ивковой С.В. о признании незаконным бездействия Администрации г. Томска по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Ивков А.А., Ивкова С.В. и Ивков А.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Томска по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом "адрес" и постановки его на государственный кадастровый учет в орган регистрации.
В обоснование указано, что они обратились в администрацию г. Томска с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по "адрес" и о передаче данного земельного участка в общую долевую собственность. До настоящего времени участок не сформирован и не передан. Бездействие проявилось в том, что в установленные ст. 36 ЗК РФ сроки решение не было принято, нарушены разумные сроки оформления земельного участка.
Заявители Ивкова С.В. и Ивков А.И. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании Ивков А.А., действуя, в том числе, как представитель Ивковой С.В., доводы заявления поддержал. Пояснил, что бездействие администрации началось после подачи заявителями летом 2010 года заявления с просьбой сформировать земельный участок. 02.07.2010 года было отказано в формировании земельного участка и все документы были возвращены. 23.11.2011 года от администрации получено письмо со ссылкой на необходимость предоставить дополнительные документы, которые были представлены 02.02.2012 года. А 07.02.2012 года дан ответ, что администрацией принято решение о возможном формировании. С середины 2010 года администрацией не произведено никаких действий.
Представитель администрации г. Томска представил отзыв на заявление, который в судебном заседании поддержал. Пояснил, что предметом заявления является бездействие. Первоначальное заявление было подано летом 2010 года, но поскольку приложение к заявлению не содержало достаточных документов, то администрация не могла начать работать по заявлению. Заявителям было предложено устранить нарушения, и в феврале 2012 года они были устранены. Работа по заявлению была продолжена. В настоящее время земельные участки ставятся на кадастровый учет. Аукцион был объявлен 22.03.2012 года, информация об открытии конкурса размещена на официальных сайтах РФ и администрации г. Томска. В этот перечень входит 150 домов, в том числе дом заявителей.
В силу положений ч.5 ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, главы 25 ГПК РФ, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 2)
- к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
- к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
- к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно п. 2 ст. 11, ст. 29, п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, граждане обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в орган местного самоуправления, уполномоченный решить вопрос о предоставлении данного земельного участка, с приложением к указанному заявлению кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно пп. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска администрация города Томска является органом местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 1.35 п. 1 ст. 40 Устава г. Томска администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.п. 1, 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Процедура предоставления земельных участков на территории Томской области предусмотрена в Положении "О процедуре предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории города Томска для целей, не связанных со строительством", утвержденном решением Томской городской Думы от 22.05.2002 года N 168.
Согласно разделу 2 Положения было установлено, что от имени и в интересах муниципального образования "Город Томск" распоряжение и управление земельными участками, которые находятся в собственности и в ведении муниципального образования "Город Томск", осуществляет мэр г. Томска и администрация города Томска, в лице департамента недвижимости администрации г. Томска на основании Положения, утвержденного Томской городской Думой (п.2.1), Граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении либо переоформлении права на земельный участок, обращаются в департамент с заявлением. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и месторасположение, испрашиваемое право на землю.
Статьёй 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении гражданского дела на основании представленных документов судом установлены следующие обстоятельства.
20.06.2010 года на собрании собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по "адрес" принято решение обратиться в администрацию г. Томска с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом "адрес", поручить А.А. Ивкову подготовить и направить заявление в администрацию г. Томска о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по "адрес"
21.06.2010 года заявитель Ивков А.А. направил мэру г. Томска заявление, в котором просил в соответствии со ст. 36 ЖК РФ, ст.ст. 45, 46 ЗК РФ, ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом "адрес" в границах, согласно приложения - плана земельного участка.
Данное заявление зарегистрировано 23.06.2011 года за N и на него, а также на обращение от 24.06.2010 года за N дан 02.07.2011 года ответ N.
23.11.2011 года Ивкову А.А. направлено письмо N, в котором в дополнение в ранее направленному сообщено о принятии решения о возможности формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", за счет муниципальных бюджетных средств. Указано на запланированное проведение земельно-кадастровых работ по образованию и постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка с подготовкой соответствующей документации в течение 2012 года. Указано на необходимость представления в департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска копий документов, удостоверяющих личность (копии паспорта), а также копий правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества в многоквартирном доме (копии свидетельства о государственной регистрации права или выписки из ЕГРП).
03.02.2012 года департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска от Ивкова А.А. принято заявление, зарегистрированное в рамках обращения от 24.06.2010 года N, Ивковым А.А. представлены копия паспорта и копия свидетельства о государственной регистрации права.
07.02.2012 года Ивкову А.А. направлено письмо N, в котором сообщено, что представленные заявителем документы, необходимые для обеспечения выполнения земельно-кадастровых работ приняты к сведению. Указано, что в соответствии с действующим законодательством выполнение земельно-кадастровых работ за счет муниципальных бюджетных средств возможно на конкурсной основе путем проведения отрытого конкурса и заключения соответствующего муниципального контракта на выполнение работ. Сообщено, что проведение земельно-кадастровых работ по формированию и постановке на государственный учет земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", будет выполнено в течение 2012 года после проведения открытого конкурса и заключения муниципального контракта на выполнение соответствующих работ. Указано на то, что о завершении работ и осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области заявителю будет сообщено дополнительно с предоставлением соответствующего кадастрового паспорта земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Томска объявлен открытый конкурс N с начальной ценой 3441760,50 рублей а право заключения муниципального контракта на выполнение земельно-кадастровых работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными на территории муниципального образования "Город Томск".
В перечень таких земельных участков входит земельный участок по "адрес".
Тем самым, суд приходит к выводу, что администрацией г. Томска производятся действия по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по "адрес". Заявление Ивкова А.А. муниципальным органом рассмотрено в пределах его компетенции, заявителю предоставлен ответ по вопросу, указанному в его обращении. Незаконного бездействия со стороны органа местного самоуправления по вопросу формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка по "адрес" не усматривается.
Заявители ссылаются на то, что администрацией г. Томска нарушаются права собственников жилых помещений на оформление земельного участка под многоквартирным домом и передачу его в общую собственность, нарушаются разумные сроки оформления земельного участка.
Действия органа местного самоуправления в рамках заявления Ивкова А.А. о формировании земельного участка многоквартирного дома по "адрес" заявителями не обжалуется, и тем самым не оценивается судом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Администрации г. Томска по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке на кадастровый учет Ивкову А.А., Ивкову А.И., Ивковой С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного текста решения.
Судья Л.А. Шукшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.