N 2-1148/12
Именем Российской Федерации
Решение
19 апреля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шефер И.А.
при секретаре Шахтариной О.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Томска в интересах Р.И. к администрации города Томска о возложении обязанности обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Томска в интересах Р.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Томска о возложении обязанности за счет средств бюджета Томской области обеспечить жилым помещением Р.И. вне очереди на условиях договора социального найма общей площадью не менее 17,0 кв.м.
В обоснование заявленных требований указал, что Р.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее закон N 159?ФЗ) и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" (далее Закон Томской области N 28-ОЗ" имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с отсутствием закрепленного жилого помещения решением жилищной комиссии объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Р.И. принят на учет, нуждающихся в жилых помещениях и включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
15.06.2001 Р.И. окончил МОУ ... N г. Томска, что подтверждается аттестатом.
После окончания в 2001 году учреждения общего образования и по настоящее время Р.И. жильем не обеспечен.
В судебном заседании процессуальный истец, исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Истец, представитель администрации города Томска и представитель администрации Томской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика согласно отзыву просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска, выступающего в интересах Р.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8 Федерального Закона N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно свидетельству о рождении серии N Р.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в селе ..., ... района, ... области, родителями указаны - Р.О. и Р.С..
Согласно свидетельству о смерти серии N Р.О. умер ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о смерти серии N Р.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Р.И. отнесен к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проживал у родной тети - Н.А. в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрацией района не определялся.
Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" у Р.И. в Томске и Томской области отсутствует недвижимое имущество, в том числе жилое помещение.
В связи с отсутствием закрепленного жилого помещения решением жилищной комиссии объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов города Томска от ДД.ММ.ГГГГ Р.И. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается соответствующим уведомлением, направленным администрацией ДД.ММ.ГГГГ N в адрес Р.И. и сообщением Администрации Октябрьского района города Томска от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому по состоянию на 2012 год учетный номер Р.И. в льготном списке N.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Р.И. находился в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ..., проживал там, и находился на полном государственном обеспечении.
Согласно аттестату об основном общем образовании N Р.И. ДД.ММ.ГГГГ окончил МОУ ... г. Томска.
С ДД.ММ.ГГГГ Р.И. работал в ООО ..., с ДД.ММ.ГГГГ в ООО ..., с ДД.ММ.ГГГГ в ООО ..., с ДД.ММ.ГГГГ в АНО ..., в настоящее время официально не трудоустроен, работает по подрядным договорам.
После окончания ДД.ММ.ГГГГ учреждения общего образования и по настоящее время Р.И. жильем не обеспечен.
Доказательств наличия у Р.И. закрепленного за ним жилья, суду не представлено, данное обстоятельство также опровергается вышеприведенными доказательствами.
Таким образом, Р.И. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил обучение в образовательном учреждении, в связи с чем на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области N 28-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их прибытия в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007г. N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" органы местного самоуправления городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Согласно ч.1 ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны: осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Решением Думы города Томска от 25.12.2007г. N740 "Об осуществлении администрацией города Томска отдельных государственных полномочий" установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются администрацией города Томска.
Из распоряжения Мэра г. Томска от 04.05.2008 N р344 "Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования "город Томск" следует, что Администрация г. Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на администрацию г. Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Ротарю И.О. жилое помещение за счет средств бюджета Томской области. Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем исковые требования, предъявляемые к администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В то же время, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.
Решением Думы города Томска от 13.12.2005года N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем администрацией города Томска Р.И. должен быть обеспечен вне очереди на условиях социального найма жилым помещением, общей площадью не менее 17 кв.м.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска в интересах Р.И. удовлетворить.
Обязать администрацию города Томска за счет средств бюджета Томской области обеспечить вне очереди жилым помещением Р.И. на условиях договора социального найма общей площадью не менее 17,0 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: подпись.
решение не вступило в законную силу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.