Дело N 2-1385/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2012 г. г. Томск
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко И.А.,
при секретаре Алюниной Д.В.,
с участием:
истца помощника прокурора Советского района г. Томска Соломиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры к вывозу и утилизации свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска с исковым заявлением о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять меры вывозу и утилизации свалки объемом 50 куб.м. по адресу: "адрес", (напротив дома), указав, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории г. Томска. В ходе проверки установлен факт несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (свалка) на территории земельного участка по адресу: "адрес", (напротив дома). Объем свалки - 50 куб.м. Состав отходов - твердые бытовые отходы, древесные отходы.
На основании чего просит обязать администрацию г. Томска принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: "адрес" (напротив дома).
В судебном заседании представитель прокуратуры Советского района г.Томска помощник прокурора Советского района г.Томска Соломина В.В., действующая на основании удостоверения N, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился, будучи о времени и месте судебного заседания извещенным надлежащим образом, о причине неявки суд не известил.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора Советского района г. Томска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из акта обследования территории N от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной государственным инспектором Томской области по охране природы Д., следует, что в ходе проведенной рейда на предмет несанкционированного размещения отходов (свалок) на территории Советского района г. Томска подтвержден факт размещения несанкционированной свалки по адресу: "адрес". Свалка расположена по адресу: "адрес", напротив дома, примерным объемом 50 куб.м., площадь 10х5 метров, высотой 1-1,5 метра. Состав - твердые бытовые отходы, древесные отходы. Предполагаемая причина образования - сброс отходов жильцами близлежащих домов.
Указанным актом от ДД.ММ.ГГГГ, приложенной к нему картой-схемой несанкционированного размещения отходов и фотографиями, подтверждается факт наличия и место размещения несанкционированной свалки по адресу: "адрес",.
Согласно сведений Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ N правообладатели земельных участков, занятых несанкционированными свалками, расположенных по адресу в том числе "адрес" (напротив дома) не зарегистрированы.
В силу п. 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В п.1 ст. 3.1 данного закона указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Ответчиком не представлено доказательств, что земельный участок по "адрес" (напротив дома), на котором находится несанкционированная свалка находится в частной собственности.
Свалка расположена в Советском районе г.Томска, то есть в пределах границ муниципального образования "город Томск".
В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.
Как следует из ст. 25 Устава г. Томска принятого решением Томской городской думы от 04.05.2010г. N 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума города Томска - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр города Томска - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация города Томска - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы были закреплены и в Уставе г. Томска, принятого решением Томской городской думы от 22.03.2005г. N 841.
Таким образом, из анализа законодательных актов суд приходит к выводу, что обязанность выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: "адрес" (напротив дома), поскольку неприятие данных мер в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Советского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры к вывозу и утилизации свалки удовлетворить.
Обязать Администрацию города Томска принять меры к вывозу и утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: "адрес" (напротив дома).
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г. Томска.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья: И.А. Ткаченко
Секретарь: Д.В. Алюнина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.