Решение Стрежевского городского суда Томской области от 12 сентября 2011 г.
(Извлечение)
Стрежевской городской суд Томской области в составе:
председательствующего Родионова Н.В.,
при секретаре Огнёвой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Стрежевого Томской области в интересах Гречкиной Л.Х. к Товариществу собственников жилья "Дом N518" об обязании совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор города Стрежевого, действующий в интересах Гречкиной Л.Х., обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья "Дом N518" (далее - ТСЖ "Дом N518") об обязании совершения определенных действий, а именно - обязать ТСЖ "Дом N518":
- принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в подъезд N1, расположенном в "адрес";
- устроить разделительные поручни на подходах к подъезду;
- оборудовать вход в указанный подъезд пандусом;
- привести в соответствие с п. 3.17 СНиП пути движения маломобильных групп населения от входа в подъезд до лифта, оборудовав их пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов;
- оборудовать участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью;
- установить ограждения с поручнями вдоль лестниц, мотивируя требование следующим образом.
Прокуратурой г. Стрежевого Томской области проведена проверка по обращению Г.А.Г. о нарушении законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, в ходе, которой установлено, ТСЖ "Дом N518" допускает нарушения указанного законодательства. Основным документом, содержащим требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения является СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N73 (далее СНиП).
В ходе проверки по обращению Гречкина А.Г. установлено, в подъезде N, расположенном в "адрес" имеются следующие нарушения законодательства о социальной защите инвалидов:
в нарушение п. 3.13 СНиП вход в подъезд не приспособлен для маломобильных групп населения с поверхности земли, поскольку не оборудован специальным пандусом;
в нарушение п. 3.17 СНиП путь движения маломобильных групп населения от входа в подъезд до лифта не оборудован пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов;
в нарушение п. 3.21 СНиП участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, не имеют предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхности;
в нарушение п. 3.23 СНиП вдоль лестниц отсутствуют ограждения с поручнями.
Указанные нарушения влекут за собой нарушение прав и законных интересов инвалидов на беспрепятственный доступ к квартире от входа в здание, а также доступ к входу-выходу из дома, в том числе Гречкиной Л.Х., являющейся инвалидом-колясочником и проживающей в "адрес", расположенной в подъезде N, "адрес", поскольку вход и выход из дома, для нее фактически недоступен, что повлекло обращение в прокуратуру г. Стрежевого, сына Гречкиной Л.Х. - Г.А.Г.
Управление эксплуатацией жилого дома N, расположенного в "адрес", осуществляет ТСЖ "Дом N518", при этом, строительство и введение в эксплуатацию данного дома до введения в действие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", не освобождает ответчика от необходимости соблюдения установленных ими требований, равно как и требований Федерального закона N181-ФЗ об обеспечении доступа инвалидов.
Прокурор города Стрежевого в интересах Гречкиной Л.Х. просит суд обязать ТСЖ "Дом N518" принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в подъезд N1, расположенном в доме N, в "адрес", а именно - обязать ТСЖ "Дом N518":
- принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в подъезд N, "адрес";
- устроить разделительные поручни на подходах к подъезду N, "адрес"
- оборудовать вход в подъезд N, "адрес" пандусом;
- привести в соответствие с п. 3.17 СНиП пути движения маломобильных групп населения от входа в подъезд до лифта, оборудовав их пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов;
- оборудовать участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью;
- установить ограждения с поручнями вдоль лестниц.
В судебном заседании представитель от лица прокурора города Стрежевого заместитель прокурора Чуков Н.С. уменьшил исковые требования, в части обязания ответчика оборудовать вход в подъезд N, "адрес", пандусом, в связи с предоставлением ответчиком акта выполненных работ от 31.08.2011 г., в данной части требований. В части обязания ответчика привести в соответствие с п.3.17 СНиП 3-01-2011 пути движения маломобильных групп населения от входа в подъезд N, "адрес" до лифта, оборудовав их пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов; оборудования участка пола на путях движения на расстоянии 0,6 м. перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью, установления ограждения с поручнями вдоль лестницы, настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении. По его мнению, ответчику необходимо предоставить срок 2 месяца, после вступления решения в законную силу, для устранения имеющихся недостатков.
Определением Стрежевского городского суда от 12 сентября 2011 г. принято уменьшение исковых требовании, в части обязания ТСЖ "Дом N518" принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в подъезд N, расположенный в "адрес" - пандусом с разделительными поручнями, в связи с добровольным исполнением ответчиком данных требований прокурора, после подачи иска в суд.
Материальный истец Гречкина А.Г. надлежащим образом уведомленная о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилась, однако представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. В порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие материального истца.
Представитель ответчика ТСЖ "Дом N518" надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч.4 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Однако, ранее допрошенный в судебном заседании представитель ответчика -председатель ТСЖ" Дом N518" Ю.АИ., исковые требования признал, при этом пояснил, что к подъезду N "адрес", после подачи иска в суд, оборудован беспрепятственный доступ маломобильных групп населения, путем разделительных поручней на подходах к подъезду, оборудования их пандусом. По вопросу остальных пунктов заявления прокурора ведутся работы, а именно направлена заявка в местные, областные органы, для утверждения проекта откидного пандуса. На устранение указанных недостатков потребуется не менее 6 месяцев.
Заслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По заявлению сына Гречкиной Л.Х. - Г.А.Г., прокурор города Стрежевого в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в интересах Гречкиной Л.Х.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Гречкина Л.Х является инвалидом 1 группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 N1764330 от 21 апреля 2011 г.
Согласност.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от26 мая 2004 г. и25 апреля 2005 г.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевойпрограммы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.
Согласно ст. 2 Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
По сведениям справки МУ "БРЦ" N от ДД.ММ.ГГГГ, Гречкина Л.Х. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении - квартире N, расположенной в "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, ТСЖ "Дом N518", основной государственный регистрационный номер N включен в реестр по месту нахождения данного юридического лица.
В судебном заседании установлено, 31 мая 2011 г. Г.А.Г. обратился к председателю ТСЖ "Дом N518" Ю.АИ. с письмом, в котором просил оборудовать пандусом вход в подъезд расположенный в д. N, "адрес", с уличного тротуара до первого этажа. Письмо получено Я.Л.П. 31 марта 2011 г., о чём имеется отметка. До настоящего времени, ответ Г.А.Г. предоставлен не был, требование, содержащееся в письме, не исполнено.
На представленных ксерокопиях фотографий усматривается, с поверхности земли вход в подъезд N расположенный в "адрес", а также от входа в подъезд до лифта в настоящее время специальный пандус для маломобильных групп населения не оборудован.
Однако, как следует из акта о приемке выполненных работ от 31.08.2011 года, предоставленного в судебное заседание, к подъезду N, "адрес" обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения -путем устройства разделительных поручней на подходах к подъезду и оборудованием входа в данный подъезд пандусом.
Данный факт не оспаривался представителем от лица прокурора г. Стрежевого в судебном заседании заместителем прокурора г. Стрежевого Чуковым Н.С.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Основным документом, содержащим требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения является СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N73 (далее - СНиП).
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства и требования прокурора города Стрежевого, ответчик ТСЖ "Дом N518" допустило нарушение 3.17 СНиП, необходимые условия для удовлетворения минимальных потребностей инвалидов не созданы.
Согласно требованиямст.2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Указанные нарушения законодательства возникли в результате неисполнения ТСЖ "Дом N518" требований, установленныхФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ",ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Градостроительногокодекса РФ, чем были существенно нарушены права Гречкиной Л.Х., как инвалида, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры
Пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
В данном случае, в подъезде N "адрес", где проживает Гречкина Л.Х., от входа в подъезд до лифта -пандусом, подъемной платформой ступени не оборудованы пандусами, либо другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу к месту проживания маломобильных групп населения.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд вправе принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. При этом суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Основываясь на положенияхст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",ч.1 ст.12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",статьи 2 Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ТСЖ "Дом N518" обязанности приведения в соответствие с п.3.17 СНиП 35-01-2011 пути движения маломобильных групп населения от входа в подъезд N, "адрес" до лифта оборудовав их пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов, оборудования участка пола на путях движения на расстоянии 0,6 м. перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусом предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью, установления ограждения с поручнями вдоль лестниц.
Суд считает возможным установить срок для устранения указанных нарушений 2 месяца, с момента вступления решения в законную силу,
На основании выше изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Стрежевого Томской области в интересах Гречкиной Л.Х. к Товариществу собственников жилья "Дом N518" об обязании совершения определенных действий удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников жилья "Дом N518" привести в соответствие с п.3.17 СНиП 35-01-2011 пути движения маломобильных групп населения, в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу :
- от входа в подъезд N "адрес" до лифта, оборудовав их пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов;
- оборудовать участок пола в подъезде N, "адрес", на путях движения на расстоянии 0,6 м. перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью;
-установить ограждения с поручнями вдоль лестниц в подъезде N, "адрес".
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения путем подачи жалобы через Стрежевской городской суд
Председательствующий Родионова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.