Решение Стрежевского городского суда Томской области от 01 июня 2012 г.
(Извлечение)
Стрежевской городской суд Томской области в составе:
председательствующего Коскиной И.Ю.
при секретаре Фукаловой А.Н.,
с участием истцов Куриловой А.В., Курилова К.В., представителя ответчика МКУ Администрация городского округа Стрежевой Марченко И.А., действующей на основании доверенности N 6 от 10.01.2012года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куриловой А.В. и Курилова К.В. к МКУ Администрация городского округа Стрежевой о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Курилова А.В. и Курилов К.В. обратились в Стрежевской городской суд с иском к МКУ Администрация городского округа Стрежевой о признании своего права пользования жилым помещением по договору социального найма и о признании права собственности в порядке приватизации, обосновав свои требования следующим образом.
Курилова А.В была вселена в муниципальное общежитие по адресу: "данные изъяты" вместе с сыном Т. 8.08.2005г. на основании договора найма жилого помещения в общежитии . В дальнейшем отношения по найму комнаты в общежитии оформлялись договором найма от 5.05.2006г., дополнительным соглашением к нему . В качестве членов семьи нанимателя в договоре были указаны муж Курилов К.В., сын Т., "данные изъяты" года рождения, дочь А., "данные изъяты" года рождения. После снятия с муниципального общежития статуса специализированного жилищного фонда, между Куриловой А.В. и МО городской округ Стрежевой 16.04.2010г. был заключен договор найма жилого помещения , сроком на 3 года. Договор был заключен в отношении того же самого жилого помещения, адресная нумерация которого была изменена на "данные изъяты" г.Стрежевого.
Истцы считают, что в соответствии с действующим жилищным законодательством, Постановлением Конституционного Суда РФ от 3.11.1998г. 25-П,Определением Конституционного Суда РФ от 2.11.2000г. N 220-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006г. N 6-П, они имеют право на пользование жилым помещением по договору социального найма, а также они имеют право на приватизацию этого жилого помещения. Истец Курилов К.В. от участия в приватизации отказывается.
Истцы просят суд признать за ними и несовершеннолетними детьми Т. и А. право пользования жилым помещением- по адресу: "данные изъяты" г.Стрежевого на условиях договора социального найма, а также признать за Куриловой А.В. право собственности на указанное жилое помещение.
В судебном заседании истцы поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МКУ Администрация городского округа Стрежевой Марченко И.А. исковые требования находит не подлежащими удовлетворению, так как основанием возникновения отношений по договору социального найма является публично-правовой акт уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения. Для заключения договора социального найма гражданин должен быть признан малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Истцами не представлено доказательств того, что на момент предоставления Куриловой А.В. комнаты в муниципальном общежитии, она состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. При этом истица не являлась работником муниципального учреждения, спорное жилое помещения в связи с этим ей было предоставлено не в связи с ее трудовыми функциями. Обязанности органа местного самоуправления по обеспечению жилым помещением истцов законом не установлено.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (часть 1), одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (часть 2), в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, - путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Данная конституционно-правовая модель удовлетворения жилищных потребностей граждан, обусловленная необходимостью установления в Российской Федерации правовых основ единого рынка и преобразования отношений собственности, требует соответствующего правового режима, гарантирующего защиту интересов граждан со стороны государства, в том числе посредством закрепления порядка приобретения и реализации ими права пользования жилыми помещениями.
Основания предоставления жилого помещения по договору социального найма и порядок заключения договора социального найма жилого помещения регулируются жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилищный Кодекс Российской Федерации введен в действие с 1.03.2005г.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных в части второй указанной статьи случаев.
В судебном заседании установлено, что истцы Курилова А.В. и Курилов К.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации городского округа Стрежевой никогда не состояли, в Администрацию городского округа Стрежевой с заявлением о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не обращались, в установленном порядке таковыми не признавались. Доказательств того, что они имели право быть признанными нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, истцами в судебное заседание представлено не было.
Общежитие "данные изъяты", расположенное по адресу: "данные изъяты" в г.Стрежевом было принято в муниципальную собственность на основании Постановления главы города N 416 от 14.08.2002г. "О приеме недвижимых объектов в муниципальную собственность".
29.03.2005г. Курилова А.В., обратилась в Администрацию города с заявлением о предоставлении ей и ее сыну жилья, так как она не работает, родственников не имеет, жилищно не обеспечена. Ее заявление было рассмотрено 16.06.2005г. на заседании жилищной комиссии при Администрации города Стрежевого, решением которой истице и ее сыну предоставлено двухместная комната по адресу: "данные изъяты" г.Стрежевого.
8 августа 2005г. с истицей был заключен договор найма жилого помещения в муниципальном общежитии на период ее работы в магазине у индивидуального предпринимателя И.
5.05.2006г. с истицей был заключен новый договор найма жилого помещения в муниципальном общежитии в отношении той же комнаты на период ее работы в ООО "данные изъяты"
Постановлением мэра городского округа Стрежевой N 619 от 27.10.2008г. с общежития "данные изъяты" был снят статус специализированного жилищного фонда. Комнате, занимаемой семьей Куриловых, был присвоен адрес: "данные изъяты"
Уведомлением от 14.04.2009г. истица была приглашена в отдел жилищной политики Администрации городского округа Стрежевой для переоформления документов, подтверждающих право пользования занимаемым жилым помещением.
16.11.2010г. с истицей был заключен договор найма жилого помещения "данные изъяты" сроком на 3 года. В качестве членов семьи нанимателя жилого помещения в договоре указаны истец Курилов К.В. и несовершеннолетние дети Т. и А.
Обсуждая доводы истицы о том, что жилых домах муниципального жилого фонда жилые помещения гражданам предоставляются только на условиях договора социального найма, суд находит их ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, и в зависимости от целей использования подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
В соответствии со ст. 672 п.1 ГК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам только в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Отношения по пользованию спорным жилым помещением между истцами и МКУ Администрация городского округа Стрежевой не являются отношениями, вытекающими из договора социального найма жилого помещения, и регулируются нормами гражданского законодательства о найме жилья.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Суд полагает, что закрепленные в приведенной норме права положения не распространяются на отношения по пользованию жилым помещением между истцами и ответчиком. При этом суд учитывает, что отношения по пользованию спорным жилым помещением между сторонами возникли после введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации. Истица к гражданам, имевшим право на предоставление жилого помещения по договору социального найма не относилась.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 11.04.2011г. N 4-П дал следующие разъяснения.
Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.
Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Истице Куриловой А.В. комната в общежитии была предоставлена не как работнику соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), а в качестве временного жилья лицу, попавшему в тяжелую жизненную ситуацию. Права на заключение с нею договора социального найма она в связи с этим не приобрела. В дальнейшем мер к принятию себя и членов своей семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истцы не предпринимали, в соответствующей очереди не состоят, соответственно их очередь на получение жилого помещения по договору социального найма не наступила.
Требования истицы о признании ее права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворению не подлежат, как противоречащие закону, в том числе, нарушающие права ее малолетних детей на участие в приватизации жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 ст. Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации N 1541-1 от 4.07.1991 года граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Таким образом, приватизация жилого помещения осуществляется в установленном законом порядке, по совместному заявлению и с согласия всех лиц, занимающих жилое помещение, которое предоставлено в пользование по договору социального найма. Исключение из договора передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетних, имеющих право пользования этим жилым помещением, не допускается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Куриловой А.В. и Курилова К.В. к МКУ Администрация городского округа Стрежевой о признании приобретшей права пользования жилым помещением по договору социального найма и о признании права собственности в порядке приватизации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение 1 месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Коскина И.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.