Решение Томского районного суда Томской области от 02 декабря 2011 г. по делу N 2-1211/11
(Извлечение)
Томский районный суд Томской области в составе
председательствующего Архипова А.В.,
с участием
старшего помощника прокурора Томского района Базановой В.П.,
представителя Администрации Мирненского сельского поселения Злобиной Е.А.,
при секретаре Дерр Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело N 2-1211/11 по иску прокурора Томского района к Администрации Мирненского сельского поселения о понуждении ответчика к организации водоотведения сточных вод, поступающих из канализационных очистных сооружений "адрес" Томского района Томской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Томского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с требованиями (с учетом уточнения заявленных требований) к Администрации Мирненского сельского поселения о понуждении Администрации Мирненского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение сточных вод, поступающих из канализационных очистных сооружений "адрес" Томского района Томской области, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка, в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано следующее. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст.2 Устава муниципального образования "Мирненское сельское поселение" п. Мирный входит в состав территории Мирненского сельского поселения.
В силу Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Мирненское сельское поселение" и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Уставом к вопросам местного значения Мирненского сельского поселения и к компетенции Администрации Мирненского сельского поселения относится организация водоотведения.
Пункт 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса РФ предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления относится, в частности, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Вместе с тем в ходе проверки было установлено, что в нарушение требований ч.2 ст. 51, ч.1 ст.34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и вышеуказанных требований закона канализационные очистные сооружения "адрес" Томского района находятся в аварийном состоянии и никем не обслуживаются, в результате чего происходит несанкционированный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка. Кроме того, решения на право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод в установленном порядке Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области не выдавалось.
В условиях существующей системы водоотведения фактическая возможность очистки сточных вод, поступающих от указанных объектов в п. Мирный, отсутствует.
Согласно протоколу анализа воды ОГУ " "данные изъяты"" от 28.09.2011 года N "данные изъяты", в сточной воде присутствуют вещества, характерные для хозяйственно-бытовых стоков, запах воды сильный фекальный, стоки обладают острой токсичностью
Из анализа вышеуказанных норм закона следует, что Администрация Мирненского сельского поселения обязана организовать водоотведение хозяйственно-фекальных стоков канализационных очистных сооружений "адрес" Томского района в соответствии с требованиями природоохранного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайку. При этом до настоящего времени Администрацией Мирненского сельского поселения ликвидация несанкционированного сброса неочищенных сточных вод в р. Ушайка не обеспечена.
Сброс необезвреженных сточных вод, содержащих токсичные загрязняющие вещества, оказывает негативное влияние на почву, ухудшает санитарно- эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующей территории, создает опасность вредного воздействия среды обитания на человека.
Бездействие Администрации Мирненского сельского поселения по решению вопроса об организации водоотведения, исключающего несанкционированный сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка, нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В судебном заседании старший помощник прокурора Томского района Базанова В.П. заявленные уточненные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации Мирненского сельского поселения Злобина Е.А., действующая на основании ордера N97/2011 от 14.11.2011 исковые требования не признала и пояснила, что организация водоотведения в "адрес" является обязанностью Администрации Мирненского сельского поселения. С 2009 года Администрацией Мирненского сельского поселения проводятся мероприятия, направленные на решение данного вопроса, а именно, началась разработка проектно-сметной документации на проведение работ по реконструкции соответствующих инженерных сетей, между тем изложенные в исковом заявлении факты в настоящее время имеют место. В указанный в исковом заявлении двухмесячный срок невозможно выполнить работы по реконструкции системы водоотведения, так как у Администрации поселения отсутствуют денежные средства для финансирования данного мероприятия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Пункт 1 статьи 34 указанного Закона устанавливает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст.2 Устава муниципального образования "Мирненское сельское поселение" "адрес" входит в состав территории Мирненского сельского поселения.
В силу Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Мирненское сельское поселение" и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Таким образом, Администрация Мирненского сельского поселения обязана организовать водоотведение хозяйственно-фекальных стоков канализационных очистных сооружений п. Мирный Томского района в соответствии с требованиями природоохранного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайку.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч.1 ст. 34 указанного Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами установлено следующие.
Ответами главы поселения Администрации Мирненского сельского поселения установлено, что объект канализационных очистных сооружений, расположенный в населенном пункте "адрес", находится в собственности Администрации поселения и не работает на 50 процентов,
Так, согласно сообщению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 30.09.2011 N "данные изъяты", канализационные очистные сооружения "адрес" Томского района находятся в аварийном состоянии и никем не обслуживаются. Решение на право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод в установленном порядке Департаментом не выдавалось.
Актом отбора пробы воды N "данные изъяты" от 20.09.2011 установлено, что государственным инспектором Томской области по охране природы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области был проведен отбор проб сточной воды, поступающей в р. Ушайка от канализационного выпуска "адрес" и их анализ.
В соответствии с протоколом анализа воды от 28.09.2011 N "данные изъяты", в сточных водах установлено наличие загрязняющих веществ, поступающих в р. Ушайка от канализационного выпуска "адрес".
Вышеуказанное представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что в нарушение вышеуказанных требований закона канализационные очистные сооружения "адрес" Томского района находятся в аварийном состоянии и никем не обслуживаются, в результате чего происходит несанкционированный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка. Решения на право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод в установленном порядке Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области не выдавалось.
Указанное свидетельствует о том, что Администрация Мирненского сельского поселения возложенную законом обязанность организовать водоотведение сточных вод не исполняет, в связи с чем суд находит заявленное требование прокурора Томского района в данной части подлежащим удовлетворению.
Требование прокурора Томского района о сроке исполнения обязательства по принятию мер к организации водоотведения сточных вод, в силу ст.206 ГПК РФ, суд находит разумным и полагает возможным обязать Администрацию Мирненского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда организовать водоотведение сточных вод, поступающих из канализационных очистных сооружений "адрес" Томского района Томской области, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка, в соответствии со строительными нормами и правилами РФ.
Относительно доводов представителя заинтересованного лица о невозможности исполнить обязательства в двухмесячный срок в связи с отсутствием финансирования, суд считает их несостоятельными, так как суду не представлено объективных доказательств, подтверждающих указанные доводы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Томского района удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Мирненского сельского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение сточных вод, поступающих из канализационных очистных сооружений "адрес" Томского района Томской области, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Ушайка, в соответствии со строительными нормами и правилами РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Томского районного суда в течение 10-ти суток с момента изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий -
Судья Томского районного суда А.В. Архипов
В окончательно форме решение изготовлено 6 декабря 2011 г.
Копия верна
Судья А.В. Архипов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.