Решение Томского районного суда Томской области от 16 февраля 2012 г. по делу N 2-157/12
(Извлечение)
Томский районный суд Томской области в составе
председательствующего Архипова А.В.,
с участием:
помощника прокурора Томского района Ершова О.С.,
представителя Администрации Спасского сельского поселения Бондаревой О.Н.,
при секретаре Барей М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело N 2-157/12 по исковому заявлению прокурора Томского района к Администрации Спасского сельского поселения о ликвидации несанкционированного размещения отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Томского района, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковыми требованиями к Администрации Спасского сельского поселения о понуждении организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованное в окрестностях "адрес" Томского района Томской области, недалеко от дома "адрес", географические координаты: N "данные изъяты" 09"21.91" Е084 56"08.65, общей площадью 50 кв.м. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу принятого по данному делу решения суда.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной прокуратурой Томского района проверки на территории Спасского сельского поселения Томского района в окрестностях "адрес" Томского района Томской области, недалеко от дома "адрес", географические координаты: N "данные изъяты" 09"21.91" Е084 56"08.65, выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов (свалка), площадью 50 кв.м.
Отметил, что в соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указал, что в силу ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений, структуру которых, в соответствии со ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ составляют: представительный орган муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Считает, что в нарушение ст.42 Конституции РФ, ст.ст.12 ч.5, 13 и 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Администрация Спасского сельского поселения Томского района не исполняет свои обязанности по выполнению мероприятий по очистке территории поселения от несанкционированного размещения отходов (свалок). Неприятие Администрацией поселения указанных мер ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан - жителей Спасского сельского поселения и иных граждан, пребывающих в поселении, на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативное воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Ершов О.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Спасского сельского поселения Бондарева О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не отрицала факта размещения на территории поселения свалки и ответственности за ее размещение Администрации, однако указала, что требования заявленные прокурором должны разрешаться не порядке гражданского, а в порядке административного судопроизводства. Кроме того, Администрация добровольно выполняет обязанности по ликвидации свалок, однако в зимний период это сделать не возможно.
Заслушав пояснения помощника прокурора Томского района и представителя Администрации, изучив письменные доказательства, суд считает заявленные требования прокурора Томского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 Федерального закона N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации").
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что прокурор Томского района является надлежащим истцом по делу.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно схеме "данные изъяты" от 01.11.2011, составленной государственным инспектором по надзору и контролю за использованием и охраной водных объектов Томской области и прилагаемой к ней фототаблицы, в ходе рейда установлено, что на территории Спасского сельского поселения Томского района недалеко от дома N "адрес" Томского района Томской области, расположена несанкционированная свалка, объемом 75 куб.м., площадью 50 кв.м.
В соответствии с п. 18 ч.2 ст.2 Закона Томской области от 12.11.2004 N 241-ОЗ (ред. от 12.01.2005) "О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района" месторасположение указанной несанкционированной свалки находится в границах Спасского сельского поселения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что размещение отходов недалеко от дома "адрес" Томского района Томской области являются несанкционированным.
В п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что Администрация Спасского сельского поселения возложенную законом обязанность по очистке территории сельского поселения от несанкционированно размещенных отходов (свалки) недалеко от дома "адрес" Томского района Томской области не исполняет, в связи с чем, суд находит исковое требование прокурора Томского района в данной части подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя Администрации касающиеся того, что в зимний период невозможно произвести ликвидацию свалки необоснованны.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем Администрацией не представлены судом доказательства, подтверждающие заявленные в суде представителем доводы. При этом суд учитывает, что времени для представления доказательств у Администрации было достаточно.
Доводы представителя Администрации о том, что требования заявленные прокурором должны разрешаться не порядке гражданского, а в порядке административного судопроизводства, суд находит несостоятельными, как не основанными на законе. Действующее гражданско-процессуальное законодательство прямо предусматривает возможность вынесения решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия (ст. 206ГПК РФ). В порядке административного производства разрешаются вопросы, связанные с назначением административного наказание за совершение административного правонарушения.
Требование прокурора Томского района о сроке исполнения обязательства по организации ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) в силу ст.206 ГПК РФ, суд находит разумным, и полагает возможным обязать Администрацию Спасского сельского поселения Томского района в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда принять меры к ликвидации несанкционированного размещения отходов.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Томского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Спасского сельского поселения организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованное в окрестностях "адрес" Томского района Томской области, недалеко от дома "адрес", общей площадью 50 кв.м. в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Настоящее решение суда может быть обжаловано сторонами в Томский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Томского районного суда.
Председательствующий -
Судья Томского районного суда А.В. Архипов
Решение изготовлено в окончательном виде 21.02.2012.
Копия верна
Судья А.В. Архипов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.