Решение Томского районного суда Томской области от 17 мая 2012 г. по делу N 2-527/12
(Извлечение)
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего - судьи Томского районного суда Стереховой С.А.,
при секретаре Борисовой Е.А.,
с участием:
помощника прокурора Томского района Федько П.С.,
представителя ответчика Чепелевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело N 2-527/12 по иску прокурора Томского района Томской области к Администрации Р сельского поселения о понуждении к установке пожарной мотопомпы в д.Ч организации обучения мотористов(водителей) и отработке порядка доставки мотопомп,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Р сельского поселения о понуждении к установке пожарной мотопомпы в д.Ч организации обучения мотористов(водителей) и отработке порядка доставки мотопомп.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Томского района проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Р сельского поселения. В соответствии со ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относятся, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст.52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно ст.63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. В соответствии со ст. 11 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно п.31 ППБ 01-03 сельские населённые пункты, садовые товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. В соответствии с п.107 ППБ 01-03 за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара. Однако в нарушение указанных требований закона не все населенные пункты поселения оборудованы пожарными мотопомпами, водители не прошли специальной подготовки по работе с пожарными мотопомпами, не отработан порядок доставки мотопомп. Так, согласно акта проверки N26 от 17.04.2012, проведенной ОНД Томского района УНД ГУ МЧС России по Томской области, переносная пожарная мотопомпа отсутствует в д.Ч Мотористы не прошли специальной подготовки и не отработан доставки мотопомп. Неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровья населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Федько П.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в прокуратуру Томского района Томской области поступили сведения о том, что администрация Р сельского поселения добровольно выполнила часть требований, а именно организовала обучение мотористов и отработала порядок доставки мотопомп. Однако отказ от исковых требований может быть заявлен прокурором Томского района Томской области.
Представитель ответчика Чепелева О.В., действующая на основании доверенности от 12.05.2012 N Х сроком действия до 31.12.2012, в судебном заседании пояснила, что требование прокуратуры по установке пожарной мотопомпы в д.Ч администрация Р сельского поселения признает полностью. Остальные требования, а именно организация обучения мотористов и отработка порядок доставки мотопомп, администрацией исполнены добровольно, что подтверждается постановлением N 47 от 23.04.2012 с приложением N1 порядка доставки мотопомп к месту пожара и ответом начальника Томского сельского гарнизона пожарной охраны N 5-1-18-304 от 14.05.2012.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства и целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества юридических или физических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды( пункт 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313).
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Р сельское поселение является муниципальным образованием, образованным Законом Томской области от 12.11.2004 N241-ОЗ "О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района" и наделенным указанным законом статусом сельского поселения, что также подтверждается уставом Муниципального образования " Р сельское поселение", зарегистрированным 30.12.2005.
Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 03.05.2011 года) к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст.52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ст.63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в частности организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре (п.4 ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 "О пожарной безопасности").
В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N313, для населенных пунктов расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при пожарах на здания и сооружения.
В соответствии с п.31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N313, сельские населенные пункты для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.
Согласно п.107 ППБ 01-03 за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Р сельского поселения установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно в д.Ч отсутствует переносная пожарная мотопомпа, что подтверждается акта проверки N26 от 17.04.2012, проведенной ОНД Томского района УНД ГУ МЧС России по Томской области.
Согласно ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ представителю ответчика разъяснены и понятны.
Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Из изученных в судебном заседании материалов дела следует, что признание ответчиком искового требования не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом прав и интересов других лиц, в связи с чем у суда имеются основания для принятия признания иска ответчиком в части установки в д.Ч переносной пожарной мотопомпы.
При таких обстоятельствах, суд находит требование, заявленное прокурором Томского района Томской области о понуждении администрации Р сельского поселения к установке пожарной мотопомпы в д.Ч обоснованным, поскольку оно основано на нормах действующего законодательства и объективно подтверждается доказательствами, представленными в суд.
Кроме того, согласно акта проверки N26 от 17.04.2012г., проведенной ОНД Томского района УНД ГУ МЧС России по Томской области, мотористы, закрепленные за мотопомпами не прошли специальную подготовку, порядок доставки мотопомп не отработан.
Из постановления N 47 от 23.04.2012 и приложенного к нему порядка доставки пожарных мотопомп к месту пожара следует, что в настоящее время нарушение требования пожарной безопасности в виде отсутствия отработки порядка доставки мотопомп администрацией Р сельского поселения исправлено. Порядок доставки мотопомп отработан.
Обучение мотористов, закрепленных за мотопомпами, проведено сотрудниками ПЧ-4 ФГКУ "5 отряд ФПС по Томской области", что подтверждается письмом начальника Томского сельского гарнизона пожарной охраны от 14.05.2012 N 5-1-18-304.
Учитывая изложенное, а именно добровольное исполнение администрацией Р сельского поселения требований, заявленных прокурором Томского района Томской области в части понуждения к организации обучения мотористов(водителей) и отработке порядка доставки мотопомп, названные исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Томского района Томской области удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Р сельского поселения установить пожарную мотопомпу в д.Ч
В части заявленных исковых требований по понуждению Администрации Р сельского поселения организовать обучение мотористов (водителей), закрепленных за мотопомпами по работе с пожарными мотопомпами и отработать порядок доставки мотопомп, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий -
судья Томского районного суда
Томской области С.А. Стерехова
В окончательной форме решение принято 22 мая 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.