Судья Чаинского районного суда Томской области Николаенко Н.Г., с участием истца Пичуева А.Э., представителя истца Ланетиной Н.Ф., представителя ответчика Лавровой Л.М., при секретаре Шмельковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пичуева А.Э. к Администрации Подгорнского сельского поселения, МО "Чаинский район", Администрации Томской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Пичуев А.Э. обратился в суд с иском указывая, что имея статус сироты, в 2009 году он закончил "данные изъяты", а в 2011 году закончил профессиональное училище N в "адрес". Жить после окончания училища ему негде. Постановлением Главы Подгорнского сельского поселения от 21.07.2009 года N он был включен в список учета детей-сирот на получение жилого помещения по договору социального найма. В силу требований ч.1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ч.ч. 2,3 ст. 15 Закона Томской области N 28-ОЗ, п.2 ст. 57 ЖК РФ, Закона Томской области N 188-ОЗ, у ответчика возникла обязанность предоставить ему, вне очереди, жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Просит обязать ответчиков предоставить ему, вне очереди, жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм по Чаинскому району.
В судебном заседании Пичуев А.Э. поддержал свои требования по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что ввиду отсутствия собственного жилья, вынужден в настоящее время проживать со своей бабушкой в аварийном домике площадью 20 кв.м. в "адрес".
Представитель истца Ланетина Н.Ф. поддержав исковые требования пояснила, что внука по окончанию училища она была вынуждена пустить жить к себе. Сама она проживает без законных оснований в домике площадью 20 кв.м. по "адрес". Никаких правоустанавливающих документов на это жилое помещение у нее нет. Проживать вместе с внуком в этом однокомнатном домишке ей очень затруднительно, да и на работу в Чемондаевке он устроиться не может.
Представитель ответчика - Лаврова Л.М. - исковые требования не признала. Согласилась, что истец относится к категории дети-сироты, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещение в администрации поселения. Признает, что у администрации поселения существует обязанность обеспечить его жилым помещением. Тем не менее, считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Томской области, которая не предоставляет в достаточном объеме субвенций для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Приобретать жилье на собственные средства ответчик не намерен, так как имеет достаточно расходных обязательств, чтобы еще исполнять расходные обязательства администрации субъекта РФ.
Представитель Администрации Чаинского района Томской области в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку администрация не получила в 2011 году из областного бюджета средств достаточных для приобретения жилья истцу. Надлежащим ответчиком по делу считает Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.
Представитель Администрации Томской области в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указывает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот Законом Томской области от 11.09.2007 года N 188-ОЗ переданы органам местного самоуправления.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пичуев А.Э. является ребенком оставшимся без попечения родителей, что подтверждается решением Ленинского р/с г. Томска от (Дата) о лишении родительских прав П, решением Чаинского р/с Томской области о лишении родительских прав П, и признается ответчиками.
Собственного жилья Пичуев А.Э. не имеет, что подтверждается справками ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области. Представленное суду свидетельство подтверждает факт окончания Пичуевым А.Э. обучения в профессиональном училище N "адрес" 22.06.2011 года.
По информации муниципального образования "Подгорнское сельское поселение" истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение по договору социального найма 21.07.2009 года как ребенок-сирота. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, по состоянию на 22.06.2011 года он числится за номером 77 в общем списке и за номером 12 в списке граждан имеющих право на первоочередное получение жилья.
Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области N 28-ОЗ от 19.08.1999 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.
В силу ст.5 указанного Закона, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.
Частью 1 статьи 1 Закона Томской области N 188-ОЗ от 11.09.2007 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" предусмотрено, что администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч.1 ст.3 данного Закона органы местного самоуправления поселений с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 2 ст. 3 Закона).
Анализ действующего законодательства позволяет придти к однозначному выводу, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена именно на органы местного самоуправления, в настоящем деле на администрацию Подгорнского сельского поселения. Поскольку Пичуев А.Э. относится к категории детей-сирот, с 2009 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещение по договору социального найма, до настоящего времени жилой площадью не обеспечен, исковые требования о возложении на Администрацию Подгорнского сельского поселения обязанности обеспечить Пичуева А.Э. жилым помещением подлежат удовлетворению.
С доводами представителей Подгорнского сельского поселения и МО "Чаинский район", что надлежащим ответчиком должна являться Администрация Томской области, не выделяющая достаточных средств для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть не исполняющая свои расходные обязательства, суд не может согласиться. Как отмечалось выше, обязанность по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан возложена именно на органы местного самоуправления. Вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнении государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений. Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений и, соответственно, не обладает правом требовать осуществления мероприятий по предоставлению ему жилья. Следовательно, единственным надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация Подгорнского сельского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения обеспечить Пичуева А.Э., (Дата) рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм по Чаинскому району.
В удовлетворении исковых требований к МО "Чаинский район", Администрации Томской области отказать.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Томский областной суд, через районный суд, в течение 10 дней, со дня изготовления полного текста решения.
Судья: Николаенко Н.Г.
Решение вступило в законную силу 27 сентября 2011 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.