Чаинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Затхий Л.А., при секретаре Пахомовой Г.С., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Чаинского района Марченко В.В., ответчика Ушакова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чаинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ушакову А.А. о понуждении к проведению аттестации рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чаинского района Томской области обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ушакову А.А. указывая, что Ушаков А. А. не проводил аттестацию рабочих мест работников предприятия. Просит обязать индивидуального предпринимателя Ушакова А.А. провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда на предприятии, с последующей сертификацией работ по охране труда, результаты которой оформить в соответствии с требованиями раздела V. Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. На основании ст.206 ГПК РФ определить ответчику срок для совершения указанных действий не позднее 01.09.2012 года.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Чаинского района Марченко В.В. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик Ушаков А. А. иск не признал.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу ст.21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны груда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ч. 2 ст. 211 ТК РФ).
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, в том числе - проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
В силу указанного порядка аттестация рабочих мест проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях груда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.
Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Индивидуальный предприниматель Ушаков А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (дата), внесены изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (дата) за ОГРН N, поставлен на учет в Госналогинспекции по Чаинскому району за ИНН N.
Согласно ч. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Местом нахождения индивидуального предпринимателя Ушакова А.А. является "адрес".
Согласно ответу на запрос индивидуального предпринимателя Ушакова А.А. в прокуратуру Чаинского района от 15.02.2012 на предприятии аттестация рабочих мест не проводилась. Общее количество рабочих мест на предприятии составляет 60.
Следовательно, не аттестованными на настоящий момент являются 60 рабочих мест.
Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, нарушает их права на безопасные условия труда.
Кроме того, изложенные нарушения могут явиться причиной производственного травматизма работников индивидуального предпринимателя Ушакова А.А., что обуславливает, в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, необходимость судебного понуждения индивидуального предпринимателя Ушакова А.А. к выполнению требований законодательства об охране труда.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Настоящее заявление подастся прокурором как в защиту интересов граждан, как работающих в настоящее время па предприятии ответчика, так и в интересах лиц, которые в будущем вступят в трудовые правоотношения с индивидуальным предпринимателем Ушаковым А. А.
В силу ч. 2 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 4000 рублей.
Прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в силу ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Истец, как обратившийся в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 8 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Часть 1 ст. 103 ГПК РФ предусматривает, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Статья 61.1 п. 2 БК РФ, устанавливает, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ), является налоговым доходом муниципальных районов и подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов. Судом удовлетворены требования истца неимущественного характера. Поэтому в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Чаинского района Томской области государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Чаинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ушакову А.А. о понуждении к проведению аттестации 60 рабочих мест удовлетворить.
Обязать Ушакова А.А. провести аттестацию 60 рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, результаты которой оформить в соответствии с требованиями раздела V. Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. не позднее 01.09.2012 года.
Взыскать с Ушакова А.А. государственную пошлину в размере 4 тысячи рублей в местный бюджет.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.А. Затхий
Решение вступило в законную силу 12 мая 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.