Чаинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Николаенко Н.Г., с участием представителя лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении - Севостьяновой Н.Г., при секретаре Пахомовой Г.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кононовой Е.М. на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от (дата) государственного инспектора отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора по Томской области ФИО 1 Кононова Е.М. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 10.6. ч. 1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3.000 рублей.
Как указано в установочной части постановления, Кононова Е.М. осуществляла ведение ветеринарного учета, основанного на первичной регистрации данных о движении заболеваний и падеже животных, диагностических исследованиях, профилактических, ветеринарно-санитарных мероприятиях проводимых в ОГБУ "Чаинское районное ветеринарное управление" с нарушением действующего законодательства.
Так журналы записи противоэпизоотических мероприятий, эпизоотического состояния Чаинского района, лабораторных исследований на паразитарные болезни животных, ведутся с нарушением требований "Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности" утвержденной Минсельхозом СССР от 03.09.1975 года.
В журнале ветеринарно-санитарной экспертизы мяса по форме 23-вет отдела ветеринарно-санитарной экспертизы, санитарии и экологии ОГБДУ "Чаинское райветуправление" не отражается информация о направление проб в лабораторию, не внесены результаты полученных лабораторных исследований, номера и даты заключений, не внесены данные о количестве мяса, субпродуктов направленных на утилизацию, отсутствует информация о рекомендациях выдаваемых владельцам продукции, чем не выполняются требования п.п. 2.4. и 6.13. "Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов" утв. Минсельхозом СССР 27.12.1983 года, п. 6 "Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности" утвержденной Минсельхозом СССР от 03.09.1975 года.
Организация работы по оформлению и выдаче уполномоченными должностными лицами ОГБУ "Чаинское райветуправление" ветеринарных сопроводительных документов производится с нарушением требований "Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" утв. Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 года N 422 и "Рекомендациям по порядку заполнения, учета и хранения бланков ветеринарных сопроводительных документов и бланка "Квитанция на оплату ветеринарных услуг" утв. Минсельхозом РФ.
Документы о проведении лабораторных исследований с целью подтверждения диагноза лептоспироз (по выявленным в 2010- 2012 годах случаях заболевания), о проведении вакцинации против лептоспироза всех восприимчивых животных в ходе проведения проверки не представлены. В связи с чем, невозможно оценить работу ОГБУ "Чаинское райветуправление" по проведению профилактических и лечебных мероприятий против лептоспироза, что является нарушением п. 4 правил ВП 13.3.1310-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями. Общими для человека и животных. Лептоспироз" утв. Минсельхозом РФ от 18.06.1996 года N 23.
Не согласившись с данным постановлением, Кононова Е.М. обратилась в суд с жалобой указывая, что административный орган не представил доказательств наличия объекта, объективной и субъективной стороны правонарушения. Указывает, что единственным документом, дающим определение ветеринарным правилам и нормам является Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза утв. Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 года N 317. Ни инструкция по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности, ни Рекомендации по порядку заполнения, учета и хранения бланков ветеринарных сопроводительных документов и бланка "Квитанция на оплату ветеринарных услуг" утв. Минсельхозом РФ не являются ветеринарно-санитарными правилами, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 1 ст. 10.6. КоАП РФ. "Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности" утвержденной Минсельхозом СССР от 03.09.1975 года не соответствует требованиям, предъявляемым к нормативно-правовым актам, поскольку не проходила государственной регистрации. Между тем, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Нормы "Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов" утв. Минсельхозом СССР 27.12.1983 года, на которые имеется ссылка в постановлении, не содержат обязательных для применения правил поведения, а содержат отсылочную норму на необходимость регистрации результатов в журналах установленной формы. Между тем форма таких журналов не установлена, так как "Инструкция по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности" утвержденной Минсельхозом СССР от 03.09.1975 года не подлежит применению. Пункт 4 правил ВП 13.3.1310-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями. Общими для человека и животных. Лептоспироз" представляет раздел из 26 пунктов, предусматривающих порядок наложения ограничительных мероприятий по Лептоспирозу. Ни один из которых учреждение не нарушало. Просит отменить постановление о наложение штрафа и прекратить производство по делу.
В судебное заседание Кононова Е.М. не явилась, представив заявление с просьбой рассмотреть жалобу в ее отсутствие, с участием ее представителя Севостьяновой Н.Г..
Севостьянова Н.Г. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям. Обратила внимание суда, что если даже суд и придет к выводу, что действия Кононовой по организации работ по оформлению и выдаче ветеринарных сопроводительных документов образует состав правонарушения, то производство по делу в этой части подлежит прекращению, поскольку все выявленные нарушения в оформлении ветеринарных сопроводительных документов имели место более двух месяцев назад. Кроме того, считает, что непредставление документов о проведении лабораторных исследований с целью подтверждения диагноза лептоспироз (по выявленным в 2010- 2012 годах случаях заболевания), о проведении вакцинации против лептоспироза всех восприимчивых животных может образовывать состав административного правонарушения предусмотренного ст. 19.7. КоАП РФ, но никак не 10.6. ч. 1.
Выслушав пояснения Севастьяновой Н.Г., исследовав материалы дела, материал по факту административного правонарушения, представленный Управлением Россельхознадзора по Томской области, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 10.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 ноября 2006 года, регистрационный N 8524, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 25 декабря 2006 года N 52.
Пункт 1.1 Правил предусматривает, что настоящие Правила устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.
В ходе проведения плановой документарной выездной проверки было установлено, что организация работы по оформлению и выдаче уполномоченными должностными лицами ОГБУ "Чаинское райветуправление" ветеринарных сопроводительных документов производится с нарушением требований "Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" утв. Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 года N 422 и "Рекомендациям по порядку заполнения, учета и хранения бланков ветеринарных сопроводительных документов и бланка "Квитанция на оплату ветеринарных услуг" утв. Минсельхозом РФ. Перечень нарушений приведен в постановлении по делу об административном правонарушении. Факт нарушений подтвержден имеющимися в материалах проверки копиями корешков ветеринарных справок, свидетельств. В частности имеется корешок ветеринарного свидетельства N от (дата) N в котором запись сделана неразборчивым почерком, фамилия ветеринарного врача, выдавшего свидетельство не поддается прочтению, неуказан режим переработки, отсутствует ссылка на нормативный документ, по которому было произведено обеззараживание, не указано наименование лаборатории, в которой проводилось исследование, номер, дата экспертизы и результаты исследований. Не оспаривая факта допущенных нарушений Кононова Е.М. в своей жалобе и ее представитель в судебном заседании указывают, что ответственность за эти нарушения не предусмотрена статьей 10.6. КоАП РФ, поскольку Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов не являются ветеринарно-санитарными правилами и срок давности привлечения к ответственности за совершение данных нарушений истек.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона "О ветеринарии" государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии и осуществляется должностными лицами государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Государственный ветеринарный надзор направлен на разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства.
Согласно пункту 1 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года N 706 (в редакции от 16 апреля 2001 года), государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой, в частности, систему контроля за соблюдением ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их для здоровья человека и животных, требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, наделено правом на издание правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов в области ветеринарии (п. 5.2.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года N 164, в редакции от 25 января 2008 года), которые предназначены удостоверять безопасность в ветеринарном отношении сопровождаемых продуктов животноводства, выдаются в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Соответственно Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов являются действующим нормативно правовым актом в системе правовых актов, регулирующих вопросы ветеринарии в Российской Федерации, ответственность за нарушение которых установлена ч. 1 ст. 10.6. КоАП РФ.
Допущенные нарушения по оформлению и выдаче уполномоченными должностными лицами ОГБУ "Чаинское райветуправление" ветеринарных сопроводительных документов носят далеко не формальный характер, поскольку в соответствии с пунктом 3.4. данных Правил ветеринарные сопроводительные документы, заполненные разными чернилами, почерками, имеющие исправления, неясный оттиск печати, без печати, без подписи, без полного наименования должности, без указания фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сопроводительный документ, без указания всех требуемых сведений, в т.ч. даты их выдачи, а также копии документов считаются недействительными, что по сути делает нарушителями закона граждан получивших такие свидетельства.
При решении вопроса о сроке давности привлечения к административной ответственности, пропущенном, по мнению заявителя, необходимо иметь в виду, что законодательством Российской Федерации о ветеринарии регулируются вопросы, в том числе, в области защиты окружающей среды.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за административные правонарушения в сфере, в том числе, защиты окружающей среды, составляет один год со дня их совершения. Зафиксированные в ходе проведения плановой документарной выездной проверки нарушения в организации работы по оформлению и выдаче уполномоченными должностными лицами ОГБУ "Чаинское райветуправление" ветеринарных сопроводительных документов имели место в период с 10.07 по 06.12.2011 года, соответственно срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого постановления не истек.
Согласно пункту 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Пункты 2.4. и 6.13 "Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов" утвержденных главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 г. обязывают результаты ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов, исследований на трихинеллез, бактериологических исследований убоя животных на санитарной бойне регистрировать в журналах установленной формы в соответствии с действующей Инструкцией по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности. "Инструкция по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности" утверждена Минсельхозом СССР 03.09.1975 года. Пункт 6 данной инструкции устанавливает форму журнала (23 вет.) и перечень необходимых сведений подлежащих внесению. В том числе информации о направление проб в лабораторию, результатах полученных лабораторных исследований, номера и даты заключений, данные о количестве мяса, субпродуктов направленных на утилизацию, рекомендации выдаваемые владельцам продукции. Данные требования, как следует из приобщенной к материалам проверки копии Журнала учета поступления мяса, в ОГБУ "Чаинское райветуправление" не исполнялись. Данное обстоятельство Кононовой Е.М. и ее представителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении ОГБУ "Чаинское райветуправление" положений "Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов" утвержденных главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 г..
Ссылка в жалобе на то, что "Инструкция по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности" утвержденная Минсельхозом СССР от 03.09.1975 года, в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не может применяться, так как она не опубликована официально для всеобщего сведения, не может быть принята во внимание, поскольку данная Инструкция была издана до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, установившей в положениях части 3 статьи 15 условия применения законов и нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что поскольку и "Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов" утвержденные главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 г. и "Инструкция по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности" утвержденная Минсельхозом СССР от 03.09.1975 года не противоречат Конституции Российской Федерации, это позволяет рассматривать и применять их как действующие нормативно правовые акты в системе правовых актов, регулирующих вопросы ветеринарии в Российской Федерации.
Кононова Е.М. является начальником ОГБУ "Чаинское райветуправление" и в силу пункта 1.2. "Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности" утвержденной Минсельхозом СССР от 03.09.1975 года несет ответственность за правильность, полноту, точность и достоверность сведений, включаемых в документы ветеринарного учета и ветеринарной отчетности. Умышленное игнорирование руководителем учреждения требований действующих нормативно правовых актов, регулирующих вопросы ветеринарии в Российской Федерации (на игнорирование Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности прямо указывается в жалобе), безусловно, образует субъективную сторону правонарушения предусмотренного статьей 10.6 ч. 1 КоАП РФ. Субъектом данного правонарушения она является в силу своего должностного положения. Объектом административного правонарушения являются отношения в области сельского хозяйства, в частности, возникающие по ветеринарной защите животных. Объективную сторону правонарушения образуют действия по игнорированию требований пунктов 2.4. и 6.13 "Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов" утвержденных главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 г., "Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности" утвержденной Минсельхозом СССР от 03.09.1975 года.
Наказание Кононовой Е.М. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
В части нарушения ОГБУ "Чаинское райветуправление" п. 4 правил ВП 13.3.1310-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями. Общими для человека и животных. Лептоспироз" утв. Минсельхозом РФ от 18.06.1996 года N 23 постановление подлежит изменению, а данный пункт исключению. Как следует из текста постановления, в ходе проведения проверки никаких нарушений ВП 13.3.1310-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями. Общими для человека и животных. Лептоспироз" выявлено не было, поскольку документы о проведении лабораторных исследований с целью подтверждения диагноза лептоспироз (по выявленным в 2010- 2012 годах случаях заболевания), о проведении вакцинации против лептоспироза всех восприимчивых животных в ходе проведения проверки не представлены. Ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, действительно установлена статьей 19.7 КоАП РФ, а не 10.6 ч. 1. Кроме того, Постановлением Главного санитарного врача РФ от 18 апреля 2011 г. N 33 с момента введения в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2835-11 "Профилактика лептоспирозной инфекции у людей" признаны утратившим силу санитарные и ветеринарные правила СП 3.1.091-96 ВП 13.3.1310-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 8. Лептоспироз". Данное постановление было опубликовано в "Российской газета", N 78, 13.04.2011 и зарегистрировано в Минюсте РФ 17.03.2011 N 20168.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Исключить из постановления указание на нарушение ОГБУ "Чаинское райветуправление" п. 4 правил ВП 13.3.1310-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями. Общими для человека и животных. Лептоспироз" утв. Минсельхозом РФ от 18.06.1996 года N 23.
В остальной части постановление по делу об административном правонарушении от (дата) государственного инспектора отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора по Томской области ФИО 1. в отношении Кононовой Е.М. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решением может быть обжаловано в Томский областной суд, через районный суд, в течение 10 дней.
Судья: Николаенко Н.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.