Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Лапы А.А.,
с участием представителя истца Евдокимовой Н.В.,
истицы Ламеко О.В.,
представителя ответчика Сазоновой Г.Б.,
представителя третьего лица Вязова Е.Л.,
при секретаре Носковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шегарского района Томской области в интересахЛамеко О.В. к администрации Северного сельского поселения о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шегарского района Томской области обратился в суд с иском в интересахЛамеко О.В. к администрации Северного сельского поселения о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения. В обоснование иска указывает, чтоЛамеко О.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. До июня"данные изъяты" годаЛамеко О.В. вместе с матерью, братьями и сестрами проживала в д."адрес". После лишения матери родительских правЛамеко О.В. осталась без попечения родителей, поскольку сведения об отце отсутствовали (в свидетельстве о рождении данные об отце записаны со слов матери). Органами опеки и попечительстваЛамеко О.В.ДД.ММ.ГГГГ была направлена в сиротское учреждение -"данные изъяты" Постановлением администрации Шегарского района Томской областиN отДД.ММ.ГГГГ заЛамеко О.В. была закреплена жилая площадь в"адрес". Занимаемый в тот период семьейЛамеко жилой дом находится в непригодном для проживания состоянии, поскольку он практически разобран, в нем отсутствуют окна, рамы, двери, печь. С"данные изъяты" по"данные изъяты" годЛамеко О.В. находилась в"данные изъяты". В период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ обучалась в профессиональном училищеN"адрес". Затем в периоды сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ, а также сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в соответственно в"данные изъяты" и профессиональном училищеN"адрес". В указанные периодыЛамеко О.В. находилась на полном государственном обеспечении, по окончании обучения жильем не обеспечивалась. По данным администрации Северного сельского поселенияЛамеко О.В. сДД.ММ.ГГГГ состоит на учете по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в администрации этого сельского поселения на льготной очереди, состоящей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (порядковый номер"данные изъяты"). В настоящее времяЛамеко О.В. собственного жилья не имеет, вынуждена снимать квартиру в"адрес" и временно зарегистрироваться по месту жительства у своей сестры. Ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. 1,6 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", прокурор в интересахЛамеко О.В. просит обязать администрацию Северного сельского поселения Шегарского района Томской области приобрести и предоставитьЛамеко О.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 12,0 кв. метров общей площади, за счет средств областного бюджета.
В возражениях на иск представитель администрации Шегарского районаВязов Е.Л. выражая несогласие с исковыми требованиями, указывает, что прокурор Шегарского района является ненадлежащим истцом по делу. Иск подан в отношении ненадлежащего ответчика - МУ "Администрация Северного сельского поселения", так как Администрация как учреждение не имеет права приобретать в собственность жилые помещения, а жилищный фонд может приобретать в собственность поселение, то есть МО "Северное сельское поселение". Считает, что Администрация Томской области должна быть привлечена к участию в деле в качестве соответчика, а не третьего лица, так как денежные средства на приобретение жилья выделяются из областного бюджета. Кроме этого указывает, чтоЛамеко О.В. была поставлена на учет в качестве ребенка оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в обеспечении жилым помещениемДД.ММ.ГГГГ. На указанную датуЛамеко О.В. достигла возраста"данные изъяты" лет, в связи с чем, утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая по доверенности отДД.ММ.ГГГГ, в своем отзыве на исковое заявление указала, чтоЛамеко О.В. был пропущен срок постановки на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения вне очереди, не представлены доказательства отсутствия уЛамеко О.В. жилого помещения на праве собственности. В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шегарского районаЕвдокимова Н.В. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в заявлении.
Ламеко О.В. в судебном заседании поддержала иск по доводам прокурора.
Представитель ответчикаСазонова Г.Б. действующая на основании доверенности отДД.ММ.ГГГГ, иск не признала. Пояснила, что в"данные изъяты" г. она поставилаЛамеко О.В. на льготную очередь под номером"данные изъяты" как ребенка, оставшегося без попечения родителей. В общей очередиЛамеко О.В. должна была стоять под номером"данные изъяты". На учетЛамеко О.В. она поставила по своей ошибке, так как той уже исполнилось"данные изъяты" лет. Кроме этого,Ламеко О.В. администрацией Северного сельского поселения предоставлено жилое помещение по адресу:"адрес" Жилое помещение соответствует санитарным нормам, его общая площадь составляет"данные изъяты" кв. метра. В квартире печное отопление, имеется туалет, горячая вода от котла, встроенного в печь.
Представитель третьего лица - администрации Шегарского районаВязов Е.Л. действующий на основании доверенности отДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании в судебном заседании пояснил, что считает иск необоснованным. Жилое помещениеЛамеко О.В. предоставлено, препятствий для проживания в нем нет. Поддержал доводы, изложенные в письменных объяснениях.
Представитель Администрации Томской области, надлежащим образом извещенная о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Томской области.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования прокурора Шегарского района Томской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В рассматриваемом делеЛамеко О.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет права лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон N 159-ФЗ) и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" (далее Закон Томской области N 28-ОЗ).
Этот факт подтверждается следующим.
Решением Шегарского районного суда Томской области отДД.ММ.ГГГГФИО1 - матьЛамеко О.В. лишена родительских прав. Данным решением установлено, чтоЛамеко О.В. проживала с детьми без отца детей. Сведения об отце, в свидетельстве о рожденииЛамеко О.В. указаны со слов матери.
Таким образом, после лишения матери родительских правЛамеко О.В. осталась без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГЛамеко О.В. органами опеки и попечительства администрации Шегарского района направлена в сиротское учреждение -"данные изъяты" (л.д. 16)
Постановлением администрации Шегарского района отДД.ММ.ГГГГN заЛамеко О.В. была закреплена жилая площадь по адресу:"адрес". (л.д. 17)
В период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГЛамеко О.В. обучалась в профессиональном училищеN"адрес". (л.д. 14)
Затем в периоды сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ, а также сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ проходила обучение соответственно в"данные изъяты" и профессиональном училищеN"адрес". (л.д. 12, 13)
Согласно акту обследования помещения отДД.ММ.ГГГГ по адресу:"адрес", указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Указанные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетеляФИО2
В указанные выше периодыЛамеко О.В. находилась на полном государственном обеспечении, по окончании обучения жильем не обеспечивалась. Отсутствие уЛамеко О.В. жилья, пригодного для проживания, сторонами не оспаривалось. В настоящее времяЛамеко О.В. проживает в"адрес" во временно арендуемом жилом помещении, имеет временную регистрацию по месту проживания своей сестры по адресу:"адрес", что подтверждается справкой ТП УФМС России по Томской области в Шегарском районе отДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 18).
По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области отДД.ММ.ГГГГN и ТОЦТИДД.ММ.ГГГГ права на недвижимое имуществоЛамеко О.В. и ее дочериФИО3 не зарегистрированы.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом N 159-ФЗ.
В соответствии со ст.ст. 1,8 Федерального закона N 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 лет до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные данным Федеральным законом.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальныхнорм.
Аналогичные требования содержатся в п.п. 2, 3 ст. 15 Закона Томской области N 28-ОЗ от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области".
Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
Постановлением Главы администрации Северного сельского поселенияN отДД.ММ.ГГГГЛамеко О.В. признана нуждающейся в получении жилой площади по договору социального найма.
На момент предъявления искаЛамеко О.В. состояла на учете в числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением на территории Северного сельского поселения, номер в очереди -"данные изъяты" (список отДД.ММ.ГГГГ, л.д. 9).
Из объяснений представителя ответчикаСазоновой Г.Б. следует, что на льготную очередьЛамеко О.В. была поставлена по ошибке, уже после достижения ею 23-летнего возраста.
Эти доводы представителя ответчика суд признает несостоятельными.
Постановление отДД.ММ.ГГГГ о признанииЛамеко О.В. нуждающейся в обеспечении жилым помещением не отменено, не оспорено. До настоящего времениЛамеко О.В.. состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении.
Изданием постановления отДД.ММ.ГГГГ и последующими действиями администрация Северного сельского поселения признала правоЛамеко О.В. на получение жилья во внеочередном порядке в связи со статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а поэтому обязана выполнить обязательство по предоставлению жилого помещения.
В силу ст. 4.1 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, либо их законные представители (опекуны, попечители, приемные родители), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе представить заявление о принятии на учет и документы, указанные в частях 2 и 3 статьи 3 данного Закона, в органы местного самоуправления городских округов, а также поселений, входящих в состав муниципальных районов, органы опеки и попечительства которых их выявили и приняли на учет детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть приняты на учет только в одном муниципальном образовании, определенном в соответствии с настоящим Законом.
Совокупностью вышеприведенных доказательств подтверждено, чтоЛамеко О.В. как оставшаяся без попечения родителей была выявлена органами опеки и попечительства"адрес" в"адрес" по месту ее последнего на тот период места жительства. Следовательно, она обоснованно поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма администрацией Северного сельского поселения.
Требование о финансировании исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения за счет средств областного бюджета суд разрешает следующим образом.
Частью 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
Пункт 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" (далее - Закон Томской области N 188-ОЗ) администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Статьей 6 данного Закона установлено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частью 7 ст. 6 Закона Томской области N 188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 N 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" недостаточно, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Поэтому необходимости в привлечении в качестве соответчика Администрации Томской области не имеется.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении требования об исполнении ответчиком обязанности по предоставлению жилого помещения за счет средств бюджета Томской области.
Статьей 27 Устава Северного сельского поселения предусмотрено, что Администрация поселения ведет учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, предоставляет им жилье в установленном законом порядке, осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах обязанность по предоставлениюЛамеко О.В. жилого помещения суд возлагает на администрацию Северного сельского поселения.
Ссылка представителя администрации Шегарского района Томской областиВязова Е.Л. на то, что финансирование данного обязательства производится за счет средств бюджета Томской области, не является основанием для отказа в иске, поскольку сама обязанность внеочередного предоставления жилья категории граждан, к которой относитсяЛамеко О.В.., возложена на администрацию Северного сельского поселения Шегарского района Томской области.
Не может быть учтен в качестве основания для отказа в иске и факт отсутствия денежных средств в бюджете Шегарского района для перечисления Северному сельскому поселению для реализации права по приобретению внеочередного жилого помещения дляЛамеко О.В.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Необоснованным является и довод представителя администрации Шегарского района о том, что прокурор является ненадлежащим истцом. Такого понятия в гражданском процессуальном законе нет. Иск предъявлен прокурором в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ на основании заявленияЛамеко О.В. для защиты детства, обеспечения права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что в иске о предоставленииЛамеко О.В. жилого помещения по договору социального найма должно быть отказано, так как распоряжением главы Администрации Северного сельского поселения отДД.ММ.ГГГГNЛамеко О.В. предоставлено жилое помещение по адресу:"адрес", суд находит необоснованными.
Представителем ответчика в судебном заседании предъявлено распоряжение главы Админитсрации Северного сельского поселения отДД.ММ.ГГГГN о предоставленииЛамеко О.В. жилого помещения по адресу:"адрес". Также представлено письмо отДД.ММ.ГГГГ о направленииЛамеко О.В. уведомления о предоставлении ей жилого помещения по вышеуказанному адресу.
Представитель ответчика пояснила, что фактически данное письмо направлено не было.
Оценивая факт издания распоряжения отДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что это обстоятельство не может являться достаточным доказательством исполнения ответчиком обязанности по предоставлениюЛамеко О.В. жилого помещения.
В указанном распоряжении отражен лишь адрес жилого помещения. Доказательств размера площади, степени благоустроенности, соответствия данного жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, представителем ответчика в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено. Объяснения представителя ответчика по этим обстоятельствам суд считает недостаточными для их установления.
Разрешая требование о предоставлении жилого помещения в соответствии с нормой предоставления, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета Северного сельского поселения отДД.ММ.ГГГГN норма предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма установлена в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека (л.д. 21).
С учетом приведенных нормативных положений, а также требований ст.ст. 57 и 62 Жилищного кодекса РФ, администрацией Северного сельского поселения Шегарского района должно быть предоставленоЛамеко О.В. вне очереди жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения в 12 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Шегарского района удовлетворить частично.
Обязать администрацию Северного сельского поселения Шегарского района Томской области предоставитьЛамеко О.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, исходя из нормы предоставления не менее 12 квадратных метров общей площади.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.