Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Бахарева Д.В.,
при секретаре Шумской Н.С.,
с участием процессуального истца прокурора Евдокимовой Н.В.,
истицы Сергиенко Е.В.,
представителя ответчика Малыщенко Е.А.,
представителя третьего лица ФИО16
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" района "адрес" области в интересах Сергиенко Е.В. к Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" района "адрес" области обязать предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор "адрес" района "адрес" области обратился в суд с иском в интересах Сергиенко Е.В. к Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" района "адрес" области о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения. В обоснование иска указывает, что Сергиенко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации "адрес" района от ДД.ММ.ГГГГ N Сергиенко Е.В. назначен опекун, при этом какое-либо жилое помещение за ней не закреплялось. С ДД.ММ.ГГГГ администрацией "адрес" района Сергиенко Е.В. поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко Е.В. закончила обучение в МОУ " "данные изъяты" N", а ДД.ММ.ГГГГ опека над ней прекращена. В настоящее время Сергиенко Е.В. жильём не обеспечена, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилья и нуждающихся в его предоставлении. Ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", прокурор просит обязать Администрацию "адрес" сельского поселения "адрес" района "адрес" области предоставить Сергиенко Е.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 13,0 кв. метров общей площади.
В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора "адрес" района Евдокимова Н.В. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Сергиенко Е.В. в судебном заседании поддержала иск по доводам, изложенным прокурором.
Представитель ответчика-Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" района "адрес" области Малыщенко Е.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск не признал. Пояснил, что хотя Сергиенко Е.В. и имеет право на получение жилья по основаниям, указанным в иске, но в бюджете поселения денег на эти цели нет, оснований для внеочередного предоставления жилья не усматривает.
Представитель третьего лица-Администрации "адрес" района "адрес" области ФИО12, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в устных и письменных объяснениях выразил несогласие с исковыми требованиями. Указал, что прокурор "адрес" района является ненадлежащим истцом по делу. Иск подан в отношении ненадлежащего ответчика-Администрации "адрес" сельского поселения, так как Администрация как учреждение не имеет права приобретать в собственность жилые помещения, а жилищный фонд может приобретать в собственность поселение, то есть МО " "адрес" сельское поселение" в лице МУ "Администрация "адрес" сельского поселения". Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в данном случае осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов из областного бюджета. Однако в иске не ставится требование о предоставлении жилья за счет средств областного бюджета. Также не указано, на территории какого населенного пункта должно быть предоставлено жилое помещение. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий лишь в пределах выделенных финансовых средств.
Представитель третьего лица-Администрации "адрес" области ФИО13, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации "адрес" области.
В отзыве на исковое заявление представитель Администрации "адрес" области указала, что не представлены доказательства соблюдения условий, закреплённых законодательством РФ и Томской области, предоставлении детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения. В связи с тем, что Сергиенко Е.В. не доказано право для предоставления ей жилого помещения вне очереди по договору социального найма как детям, оставшимся без попечения родителей, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Сергиенко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет права лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" (далее - Закон Томской области N 28-ОЗ).
Это обусловлено следующим.
Согласно копии свидетельства о рождении I-ОМ N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного повторно, родителями Сергиенко Е.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, являются ФИО3 и ФИО4 (л.д.8). ФИО4 после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ с ФИО18 была присвоена фамилия ФИО19, что подтверждается справкой о заключении брака N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
Постановлением Главы администрации "адрес" района N от ДД.ММ.ГГГГ в связи с уклонением матери несовершеннолетней Сергиенко Е.В. от воспитания дочери, уходом из дома в другую семью, отсутствием отца у ребёнка Сергиенко Е.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ назначен опекун- ФИО14, которая проживала в "адрес". Какое-либо жилое помещение за Сергиенко Е.В. не закреплялось (л.д. 13).
Решением "адрес" районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО20 лишена родительских прав в отношении дочери Сергиенко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9-12).
Из объяснений истицы Сергиенко Е.В. следует, что её отец ФИО3. уклонился от воспитания детей, с семьёй не проживал. Таким образом, Сергиенко Е.В. является ребёнком, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением Главы администрации "адрес" района N от ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко Е.В. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д.14).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко Е.В. обучалась в МОУ " "адрес" N", что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Согласно копии паспорта N, выданного "адрес" РОВД "адрес" области ДД.ММ.ГГГГ, Сергиенко Е.В., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д.7).
По данным "адрес" отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по "адрес" области (уведомления от ДД.ММ.ГГГГ N) и ОГУП "ТОЦТИ" (ответ на запрос N от ДД.ММ.ГГГГ) права на недвижимое имущество на Сергиенко Е.В. не зарегистрированы (л.д.32, 18).
Из объяснений Сергиенко Е.В. следует, что какое либо жилое помещение ей не предоставлялось. Доказательств иного суду не представлено.
Право Сергиенко Е.В. на предоставление жилого помещения подтверждается следующим.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства).
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом N 159-ФЗ.
В соответствии со ст.ст. 1,8 Федерального закона N 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 лет до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные данным Федеральным законом.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные требования содержатся в п.п. 2, 3 ст. 15 Закона Томской области N 28-ОЗ от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области".
На момент предъявления иска Сергиенко Е.В. состояла на учете в числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, что подтверждается информационным письмом Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" района "адрес" области от ДД.ММ.ГГГГ, списком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, информационным письмом Администрации "адрес" района "адрес" области N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 17, 19-24).
Совокупностью вышеприведенных доказательств подтверждено, что Сергиенко Е.В. была обоснованно поставлена на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по месту жительства. Нуждаемость Сергиенко Е.В. в обеспечении жильем сторонами не оспаривается и подтверждается вышеизложенными доказательствами.
Обоснованность требования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на ответчика обусловлена следующим.
Частью 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
На основании ч. 1 ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" (далее - Закон Томской области N 188-ОЗ) администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
В связи с этим жилое помещение Сергиенко Е.В. должно быть предоставлено Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" района "адрес" области
Вопросы финансирования исполнения администрацией поселения обязанности по предоставлению Сергиенко Е.В. жилого помещения (в том числе по получению финансовых средств из областного бюджета) подлежат разрешению в порядке, предусмотренном законодательством, и не требуют разрешения при принятии решения по рассматриваемому делу. Кроме того, частью 7 ст. 6 Закона Томской области N 188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 N 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" недостаточно, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Сергиенко Е.В. не является стороной в межбюджетных отношениях; они не влияют на объем обязанностей ответчика перед Сергиенко Е.В.
Статьями 8, 28 Устава "адрес" сельского поселения предусмотрено, что Администрация поселения обеспечивает жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Администрацию "адрес" сельского поселения "адрес" района "адрес" области.
Ссылка представителя Администрации "адрес" района "адрес" области Вязова Е.Л. на то, что финансирование данного обязательства производится за счет средств бюджета "адрес" области, не является основанием для отказа в иске, поскольку сама обязанность внеочередного предоставления жилья категории граждан, к которой относится Сергиенко Е.В., возложена на Администрацию "адрес" сельского поселения "адрес" района "адрес" области.
Не может быть учтен в качестве основания для отказа в иске и факт отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан на предоставление жилых помещений.
Необоснован довод представителя Администрации "адрес" района о том, что прокурор является ненадлежащим истцом. Такого понятия в гражданском процессуальном законе нет. Иск предъявлен прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ на основании заявления Сергиенко Е.В. для защиты детства, обеспечения права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
Несостоятельным суд признает и довод представителя Администрации "адрес" района о необоснованности иска ввиду того, что не указана территория, на которой должно быть предоставлено жилое помещение. Данный вопрос урегулирован законодательством (в частности, ст. 57 ЖК РФ), а поэтому не требует разрешения при принятии судом решения.
Разрешая требование о предоставлении жилого помещения в соответствии с нормой предоставления, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета "адрес" сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N норма предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма установлена в размере 13,0 квадратных метров общей площади на одного человека (л.д. 86).
С учетом приведенных нормативных положений, а также требований ст.ст. 57 и 62 Жилищного кодекса РФ, Администрацией "адрес" сельского поселения "адрес" района должно быть предоставлено Сергиенко Е.В. вне очереди жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения в 13 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора "адрес" района к Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" района "адрес" области удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию "адрес" сельского поселения "адрес" района "адрес" области предоставить Сергиенко Е.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, исходя из нормы предоставления не менее 13 квадратных метров общей площади.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья "данные изъяты"
В окончательной форме решение изготовлено 26 марта 2012 года.
Верно
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.