Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Яковенко М.В.,
при секретаре судебного заседания Журавлевой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушкаревой "Иные данные" к Администрации "Иные данные" района г. Екатеринбурга о признании незаконными действий Администрации "Иные данные" района г. Екатеринбурга об отказе в принятии на учет граждан для предоставления жилого помещения, обязании поставить на данный учет,
УСТАНОВИЛ:
Пушкарева "Иные данные" обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований Пушкарева И.М. указала следующее. Пушкарева И.М., "Иные данные" года рождения, проживает в жилом помещении по адресу: "Иные данные", общей площадью "Иные данные". В указанной квартире также проживают ее супруг - Пушкарев В.Г., внук Пермяков В.В. и его жена Пермякова ЕА., а также правнук Пермяков Арсений. Собственником квартиры является внук - Пермяков В.В. Иного жилого помещения Пушкарева И.М. не имеет. Пушкарева И.М. является Ветераном труда, Ветераном Великой Отечественной войны, участником ликвидации аварии на ПО "Маяк". С целью постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она представила в Администрацию "Иные данные" района г. Екатеринбурга все необходимые документы, однако, в постановке на данный учет ей было отказано. Пушкарева И.М. просила признать незаконными действия Администрации "Иные данные" района г. Екатеринбурга в части отказа в принятии ее на учет для предоставления жилого помещения; обязать Администрацию "Иные данные" района г. Екатеринбурга поставить ее на учет для предоставления жилого помещения.
Суд, с учетом мнения участников процесса определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании истец Пушкарева И.М. на заявленных требованиях настаивала, просила иск удовлетворить в полном объеме. Кроме того, истец пояснил, что в настоящее время, в связи с рождением у Пермякова (внука Пушкаревой И.М.) сына Арсения, "Иные данные" года рождения, в спорной квартире зарегистрированы 4 человека, что подтверждается справкой о регистрации граждан. В Администрацию "Иные данные" района г. Екатеринбурга для постановки на жилищный учет ею были представлены все необходимые документы.
Представитель ответчика Администрации "Иные данные" района города Екатеринбурга, действующий на основании доверенности (л.д. 186), возражал против удовлетворения требований Пушкаревой И.М., просил в иске отказать. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что Пушкаревой И.М. не в полном объеме были представлены документы для ее постановки на жилищный учет, о чем было вынесено Распоряжение, которое является законным и обоснованным.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч.1-3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.
В соответствии ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях.
Из анализа указанной нормы следует, что по договору социального найма жилье может предоставляться не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам. Соответствующие указания могут содержаться как в федеральных законах, так и в законах субъектов Российской Федерации. Федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации, определяя, что та или иная категория граждан может получать жилье в социальный наем, вводя дополнительные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, может установить иной порядок предоставления жилья.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" от 21.12.2009 года N 327-ФЗ, внесены в Федеральный закон от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" изменения: в подпункте 4 статьи 17 слова "вставшие на учет до 1 марта 2005 года", исключить, слова "Указанные лица, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации", заменить словами "Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз".
В соответствии со ст.15 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федеральных законов от 29.12.2004 г. N199-ФЗ; от 29.06.2009 г. N135-ФЗ; от 21.12.2009 г. N327-ФЗ; от 06.05.2010 г. N79-ФЗ) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. "а"-"ж", "и" пп.1 п.1 ст.2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войн, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, подлежат постановке на жилищный учет участники, ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Судом установлено, что Пушкарева И.М. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается материалами дела (л.д.167).
Судом также установлено, что Пушкарева И.М. является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "МАЯК" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1949-1953 г.г., что подтверждается удостоверением от "Иные данные" (л.д.168), на основании которого Пушкарева И.М. имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в статье 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п.2 ст.14 указанного Закона гражданам, указанным в п.п.1-2 ч.1 ст.13 настоящего Закона гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 вышеуказанного Федерального закона гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 3-12, 14 ч.1 ст. 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г. жилой площадью в размере и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило, положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть2), 40,42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Как следует из ст.15 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "МАЯК" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Закон Свердловской области от 20.02.2006 г. N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" регулирует отношения, связанные с учетом граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.
В силу ст.2 вышеуказанного Областного закона граждане подлежат учету для предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что Пушкарева И.М. с составом семьи подлежит постановке на данный учет.
Как следует из представленной справки о количестве зарегистрированных лиц (л.д.45) в жилом помещении по адресу: г. Екатеринбург, ул. Черепанова, 30-170, в настоящее время зарегистрировано 4 человека: Пушкарева И.М., ее муж - Пушкарев В.Г., их внук - Пермяков В.В. и его сын - Пермяков Арсений, "Иные данные" года рождения.
Как следует из материалов дела, "Иные данные" Пушкаревой И.М. представлено заявление в Администрацию "Иные данные" района г. Екатеринбурга о принятии ее на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (л.д.86-87), в котором указан состав семьи - 4 человека.
Судом установлено, что Пушкарева И.М. вместе с мужем Пушкаревым В.Г. проживают в квартире по адресу: "Иные данные"
Обменный ордер от "Иные данные" выдан Пушкаревой И.М. (л.д.181), в котором указан член ее семьи - муж Пушкарев В.Г.
Согласно справке о выплате паевого взноса от "Иные данные" (л.д.179) паевой взнос полностью выплачен Пушкаревой И.М.
В последующем, на основании договора дарения от "Иные данные" Пушкарева И.М. указанную квартиру подарила своему внуку Пермякову В.В. (л.д.178).
В данном случае, как следует из пояснений Пушкаревой И.М., она проживает вместе с мужем Пушкаревым В.Г. в данной квартире с "Иные данные" г, факт вселения истцов подтверждается материалами дела. Несмотря на наличие факта дарения указанной квартиры своему внуку Пермякову В.В., они продолжали пользоваться данным жилым помещением наравне с внуком.
Общая площадь жилого помещения составляет "Иные данные"., что подтверждается материалами дела (л.д.180). Таким образом, обеспеченность общей жилой площадью каждого члена семьи составляет по "Иные данные" кв.м. на человека.
В соответствии с Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 г. N 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования "город Екатеринбург" установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обеспеченность каждого члена семьи Пушкаревой И.М. составляет менее учетной нормы, в связи с чем, Пушкарева И.М. подлежит постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.
Как следует из представленных Администрацией "Иные данные" района г. Екатеринбурга материалов по факту обращения Пушкаревой И.М. для постановки ее на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, Распоряжением от "Иные данные" Пушкаревой И.М. отказано в принятии на данный учет (л.д.63) в связи с непредставлением документов: копии паспорта Пермяковой Е. А., "Иные данные" года рождения; справки, заверенной подписью должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства Пермяковой Е.А.; копии технического паспорта на каждое жилое помещение Пермяковой Е.А., Пермякова А.В.; договора дарения от "Иные данные" на жилое помещение по адресу: "Иные данные"; копии документов, подтверждающих право Пермяковой Е.А., Пермякова А.В. на каждое жилое помещение, занимаемое по договору социального найма либо находящееся в собственности.
Факт не предоставления Пушкаревой И.М. в Администрацию "Иные данные" района г. Екатеринбурга вышеуказанных документов подтверждается представленными ответчиком документами по вопросу обращения Пушкаревой И.М. для постановки ее с составом семьи четыре человека на данный учет.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы.
Согласно ч.4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку Пушкаревой И.М. не были представлены документы, указанные в Распоряжении Администрации "Иные данные" района г. Екатеринбурга от "Иные данные", суд приходит к выводу о правомерности отказа ответчика в постановке истца на учет.
В связи с чем, суд отказывает Пушкаревой И.М. в удовлетворении ее требования о признании незаконными действий Администрации "Иные данные" района г. Екатеринбурга об отказе в принятии ее на учет для предоставления жилого помещения государственного жилого фонда Свердловской области.
В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в качестве свои требований или возражений.
Пушкаревой И.М. при рассмотрении настоящего дела представлены все необходимые документы, подтверждающие ее право на постановку на данный учет, в том числе: справка о регистрации граждан в жилом помещении по адресу: г "Иные данные" (л.д.27); договор дарения жилого помещения от "Иные данные" (л.д.178); техническая информация по объекту недвижимости и план объекта по адресу: г "Иные данные" (л.д. 180); справка с места регистрации Пермяковой Е.А. (л.д.31); справки из БТИ, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, подтверждающие отсутствие зарегистрированных прав на жилые помещения Пушкаревой И.М., Пушкарева В.Г., Пермяковой Е.А., Пермякова А.В. (л.д.19-25).
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Пушкарева И.М. подлежит постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда в связи с наличием нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В связи с чем, суд удовлетворяет требование Пушкаревой И.М. и обязывает Администрацию "Иные данные" района поставить ее на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда в связи с наличием нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Иных требований, равно, как требований по иным основаниям сторонами суду не заявлено.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Пушкаревой "Иные данные" удовлетворить частично.
Обязать Администрацию "Иные данные" района города Екатеринбурга поставить Пушкареву "Иные данные" на учет для предоставления жилого помещения.
В части иска Пушкаревой "Иные данные" о признании незаконными действий Администрации "Иные данные" района города Екатеринбурга об отказе в принятии на учет для предоставления жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы в Свердловский областной суд через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.