Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области под председательством судьи Смагиной С.В., при секретаре Шевелевой А.В., с участием:
истца и представителя ответчика - Речновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курочкина "Иные данные" к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным отказа в праве на льготный расчет выслуги лет, признании права на выслугу лет в льготном исчислении,
УСТАНОВИЛ:
Курочкин А.Ю. обратился в Верх-Исетский районный суд "адрес" с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование своих исковых требований, с учетом их последующих уточнений, указал следующее.
Истец проходил службу в Главном Управлении внутренних дел по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказами начальника ГУ МВД России по "адрес" N л/с от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с должности заместителя начальника отдела по координации и контролю за деятельностью подразделений милиции общественной безопасности управления обеспечения общественного порядка милиции общественной безопасности ГУВД по "адрес" по ст. 58 п. 3 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. При расчете выслуги лет для назначения пенсии, истцу не была включена выслуга лет в льготном исчислении (один месяц за полтора месяца) в период службы в должности инспектора и инспектора старшего дорнадзора взвода вертолетного патрулирования отдельного дивизиона дорнадзора милиции при УВД "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и старшего инспектора отдельной роты дорожно-патрульной службы госавтоинспекции при УВД "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исполнение служебных обязанностей, связанных с вертолетным патрулированием и имевших право на льготный расчет выслуги лет.
После начисления пенсии, истец обращался в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по "адрес" с соответствующим заявлением, в котором также просил письменно обосновать причину отказа включения выслуги лет в льготном исчислении для подачи искового заявления в суд. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ (исходящий N от ДД.ММ.ГГГГ) из которого следовало, что согласно приказу Министра обороны России от ДД.ММ.ГГГГ N, право на льготное исчисление он мог бы иметь, только находясь на должности летчика, штурмана и бортового специалиста, а раз им не был, то никакой льготы ему не положено, при этом делалась ссылка не на пункт приказа, а на примечание к пункту 2, хотя в перечне должностей сотрудников Министерства внутренних дел указана должность "инспектор", а согласно примечания N к пункту 2 указанного приказа наличие перед наименованием должности слова "старший" позволяет приравнивать эти должности к льготной категории, служба на которых подлежит зачету выслуге лет для назначения пенсии на льготных условиях. Однако, в письме из ДКО МВД от ДД.ММ.ГГГГ N указано, что в соответствии с приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ N, период службы инспекторов ДПС, выполнявших вертолетное патрулирование засчитывается для назначении пенсии в льготном исчислении один месяц за полтора месяца, при условии выполнении ими годовых норм налета не менее 30 часов. В полученном истцом ответе из ГУ МВД России по "адрес", ссылки на данный приказ Министра обороны не было.
Истец, с учетом последующих уточнений, просил суд: признать незаконным отказ ГУВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N; признать его право на выслугу лет в льготном исчислении за исполнение им обязанностей, связанных с вертолетным патрулированием; обязать ответчика предоставить копии приказов Министра обороны N от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ N; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом выслуги лет в льготном исчислении (один месяц за полтора месяца) с 1982 по 1990 годы и выплатить разницу с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования, просил удовлетворить иск в полном объеме. Настаивал в судебном заседании на том, что именно в период с 1982 по 1990 года его служба была связана с летной работой на патрульном вертолете, что подтверждается соответствующей справкой, имеющейся в материалах его личного дела.
Представитель ответчика - ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме, считает их необоснованными и незаконными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В судебном заседании установлено, что истец Курочкин А.Ю. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, был уволен из органов внутренних дел приказом начальника ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N по п. "З" ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленному в материалы дела расчету выслуги лет на пенсию подполковника милиции Курочкину А.Ю., стаж его службы в органах в МВД РФ составил в календарном исчислении 31 го "адрес" мес. 19 дней (л.д.11-12). Истцу назначена пенсия за выслугу лет.
ДД.ММ.ГГГГ N истцу было отказано во включении спорных периодов в выслугу лет в льготном исчислении и в перерасчете выслуги лет (л.д.9). Именно данный отказ истец просит признать незаконным.
Как следует из представленного расчета выслуги лет, истцу периоды его службы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора дорожного надзора отдельного дивизиона дорожного надзора милиции при УВД Свердловского облисполкома;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инспектора дорнадзора взвода вертолетного патрулирования отдельного дивизиона дорнадзора милиции при УВД Свердловского облисполкома;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инспектора отдельной роты дорожно-патрульной службы госавтоинспекции при УВД Свердлоблисполкома
были включены в выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1 месяц. Именно эти периоды истец просил обязать ответчика зачесть ему в выслугу лет в льготном исчислении 1 месяц службы за полтора месяца, поскольку его служба была связана с вертолетным патрулированием.
При рассмотрении данного иска по существу суд исходит из следующего.
Исчисление выслуги лет для назначения пенсии установлено Законом Российской Федерации N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I является специальным законом, регулирующим пенсионные отношения военнослужащих и работников органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 13 указанного Закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лицам, уволенным с военной службы либо со службы в правоохранительных органах, если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более (пункт "а" части первой статьи 13).
В соответствии со ст.13 Закона РФ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 указанного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 указанного выше Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст.18 вышеназванного Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 указанного выше Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно абз.2 п.п. "г" п.3 вышеназванного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца службы на летной работе в авиации (кроме видов авиации, указанных в п.п. "в" указанного пункта) - на условиях, определяемых Министром обороны Российской Федерации.
В период увольнения истца со службы и его выхода на пенсию, действовал (и действует в настоящее время) Приказ Министра обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, который, по мнению суда, распространяет свое действие и на истца Курочкина А.Ю.
ДД.ММ.ГГГГ Министром обороны Российской Федерации был издан приказ N "О зачете на льготных условиях службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии". Как следует из преамбулы данного приказа, он был издан в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Указанным выше приказом были утверждены:
- Перечни должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (приложение N к Приказу);
- Годовые нормы налета часов, при выполнении которых летному составу государственной авиации засчитывается на льготных условиях служба на летной работе для назначения пенсии (приложение N к Приказу).
Пункт 2 Приложения N к вышеназванному Приказу Министра обороны РФ ("Министерство внутренних дел Российской Федерации") содержит перечень должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях. В данном перечне наряду с другими бортовыми специалистами названы:
- инспектор;
- командир воздушного судна (вертолета, корабля), экипажа, звена, отряда, группы, эскадрильи, полка (всех наименований и специальностей);
Согласно п.1 примечаний к вышеназванному пункту (2) право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях имеют сотрудники органов внутренних дел?, занимавшие должности летчиков, штурманов и бортовых специалистов, указанные в Перечне, при выполнении фактического налета.
Согласно п.2 примечаний к вышеназванному пункту (2) наличие перед наименованием должностей, указанных в настоящем Перечне, слов "первый заместитель", "заместитель", "помощник", "старший помощник", "главный", "ведущий", "старший" позволяет приравнивать эти должности к льготной категории.
Как следует из расчета выслуги лет, истец в спорные периоды времени занимал должности инспектора, старшего инспектора. Суд, анализируя вышеприведенные положения, полагает, что периоды службы истца в должностях:
- инспектора дорожного надзора отдельного дивизиона дорожного надзора милиции при УВД Свердловского облисполкома;
- старшего инспектора дорнадзора взвода вертолетного патрулирования отдельного дивизиона дорнадзора милиции при УВД Свердловского облисполкома;
в установленные периоды времени относятся к бортовым специалистам, указанным в указанном выше Перечне.
Поскольку в перечне указан один из видов бортового специалиста - "инспектор" без конкретизации наименования и специальности, поэтому суд полагает, что инспекторам всех наименований и специальностей при выполнении ими установленного фактического налета должен быть зачтен период их службы в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца.
Примечание к пункту 2 упомянутого выше Перечня прямо предусматривает, что наличие перед наименованием должностей, указанных в Перечне, слова в том числе "старший", позволяет приравнивать эти должности к льготной категории.
Судом также установлено, что ранее, в 1998 году вопрос о льготном исчислении данным категориям сотрудников решался положительно. Так, в личном деле истца, обозревавшемся в судебном заседании, имеется ответ (письмо) из Главного Управления кадров и кадровой политики МВД РФ в адрес Заместителя начальника ГУВД "адрес" от октября 1998г. за исх. N, согласно которому сообщалось, что в соответствии с п.п. "г" п.3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N и на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N периоды службы в должности старших инспекторов вертолетного патрулирования ГАИ ГУВД "адрес" на вертолетах с реактивными и турбовинтовыми двигателями засчитывается для назначения пенсии в льготном исчислении выслуги лет один месяц службы за полтора месяца, при условии выполнения ими годовых норм налета не менее 30 часов, подтвержденные листами полетов или записью в летной книжке (л.д.10).
Именно в связи с наличием данного ответа (письма) из МВД РФ, со ссылкой на Пр. МВД РФ N - ДД.ММ.ГГГГ в послужном списке истца в разделе 13 (Служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях) сделана отметка о том, что период службы истца в должности старшего инспектора взвода вертолетного патрулирования УВД Свердлоблисполкома засчитывается для назначении пенсии в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца (л.д. 4).
Кроме того, согласно Приложению N к вышеназванному Приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N установлены годовые нормы налета часов, при выполнении которых летному составу государственной авиации засчитывается на льготных условиях служба на летной работе для назначения пенсии. В соответствии с п.2 названного Приложения N годовые нормы налета часов на самолетах, вертолетах с поршневыми двигателями и дирижаблях (для зачета выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца) на вертолетах и дирижаблях составляют 30 часов.
При этом примечание к приложению содержит информацию, из которой следует, что фактический годовой налет часов лиц летного состава подтверждается приказами командиров соединений, воинских частей, командиров (начальников) авиационных подразделений органов внутренних дел, начальников учреждений и военно-учебных заведений федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых имеется государственная авиация. На основании этих приказов вносятся соответствующие записи в листы учета летной работы.
Необходимый фактический налет истцом Курочкиным А.Ю. подтверждается имеющимися в его личном деле документами, а именно: лист учета летного времени, где указан налет - более 50 часов ежегодно, начиная с 1982 г. по 1986 г. включительно. Данный лист учета заверен подписями должностных лиц и соответствующими печатями (л.д.9).
Таким образом, с учетом совокупности указанных выше доказательств по делу, суд считает, что имеются все основания для зачета истцу Курочкину А.Ю. нижеследующих периодов его службы в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора дорожного надзора отдельного дивизиона дорожного надзора милиции при УВД Свердловского облисполкома;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инспектора дорнадзора взвода вертолетного патрулирования отдельного дивизиона дорнадзора милиции при УВД Свердловского облисполкома.
Кроме того, в судебном заседании представителем ответчика не оспаривался довод истца о том, что сотрудникам, проходившим вместе с ним службу в указанные периоды времени и также имеющим необходимый налет часов, периоды такой службы зачтены в льготном порядке.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец имеет право на включение в его выслугу лет периода исполнения им обязанностей, связанных с вертолетным патрулированием в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца. Истцу неправомерно было отказано во включении в выслугу лет в льготном исчислении спорных вышеназванных периодов службы один месяц службы за полтора месяца.
На основании вышеизложенного, суд частично удовлетворяет исковые требования, поскольку он, в том числе, просил признать исполнение им обязанностей, связанных с вертолетным патрулированием за период с 1982 по 1990 годы, однако, в судебном заседании нашел своё подтверждение только период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Курочкина "Иные данные" удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Главного Управления Внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области в перерасчете Курочкину А.Ю. выслуги лет от ДД.ММ.ГГГГ за исх. N.
Признать право Курочкина "Иные данные" на включение в его выслугу лет периода исполнения им обязанностей, связанных с вертолетным патрулированием в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца.
Обязать Главное Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области включить Курочкину "Иные данные" в выслугу лет для назначения пенсии периоды его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца и произвести перерасчет пенсии, с выплатой разницы.
В остальной части исковых требований Курочкину А.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение тридцати дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Смагина С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.