Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Нецветаевой Н.А.,
при секретаре Диановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой "Иные данные" к ЗАО "Управляющая компания "Верх-Исетская", ООО "Единый расчетный центр" о защите прав потребителя коммунальных услуг, о возложении обязанностей, проведении перерасчета,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с вышеуказанным иском о защите прав потребителя коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований указала следующее. Коммунальные услуги истцу оказывает ЗАО "Управляющая компания "Верх-Исетская". В квитанциях об оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ ему была начислена оплата за услугу "общедомовая электрическая энергия" на сумму "Иные данные" рубля. Истец утверждает, что в полученных квитанциях представлена не полная информация об оказываемой услуге, в частности, данная услуга указана в квитанциях дважды по различным тарифам и объему без указания их значения. Указанные обстоятельства, по доводам истца, являются нарушением ответчиками требований ст.ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", и п.п. 38, 42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. При отсутствии должной информации она, как потребитель, лишена права проверить обоснованность начисленных сумм.
С учетом уточнения исковых требований истец просит суд обязать признать действия ответчиков по порядку и размерам начисления платы за коммунальные услуги "общедомовая электроэнергия" необоснованными; обязать провести перерасчет в соответствии с законодательством, в ходе которого зачесть в счет будущих платежей сумму необоснованной переплаты за указанную услугу в размере "Иные данные" рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала с учетом уточнения, просила их удовлетворить. Указала, что она не согласна с размером оплаты за услугу "общедомовая электроэнергия", утверждает о его завышенности, ссылаясь на нарушение ответчиками порядка расчета, предусмотренного Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, исходя из показаний прибора общедомового учета электроэнергии, установленного в их доме, по ее расчету размер оплаты за данную услугу должен составлять "Иные данные" рубля "Иные данные" копеек.
Ответчики ЗАО "УК "Верх-Исетская", ООО "Единый расчетный центр", извещенные о месте и времени проведении судебного заседания надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, сведений о причинах неявки суду не сообщили. Ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.
Ранее в ходе судебного разбирательства ответчик ООО "ЕРЦ" направил в суд отзыв на иск с доводами о непризнании исковых требований, соблюдении законодательства при проведении оспариваемого начисления по его порядку и предъявлению к оплате, в том числе в отношении объема подлежащей предоставлению информации.
Судом, при отсутствии возражений со стороны истца, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, изучив доводы искового заявления, отзыва на него, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что "адрес" принадлежит истцу на праве собственности. Указанный многоквартирный дом находится в управлении ответчика ЗАО Управляющая компания "Верх-Исетская", которым с ООО "ЕРЦ" истцу произведено начисление оплаты за услугу "электроэнергия общедомовое потребление" с начала ДД.ММ.ГГГГ.
Истец находит указанные действия ответчика по начислению оплаты за общедомовое потребление по указанной услуге в ДД.ММ.ГГГГ без предоставления полной информации об используемых расчетных данных, нарушающими ее права, как потребителя коммунальных услуг, на контроль за законностью начисления оплаты за коммунальные услуги, получение полной информации о порядке проведения такого расчета и использовавшихся при нем данных (объемах ресурсов) для реализации права на проверку правильности этих расчетов.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N (в ред. Постановления Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ), гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является потребителем.
Согласно преамбуле Закона "О защите прав потребителей", настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец, являющаяся собственником "адрес" в "адрес", проживающая в ней, является потребителем коммунальных услуг, предоставляемых исполнителем ЗАО "УК "Верх-Исетская".
Суд соглашается с доводом истца о том, что данные правоотношения регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей", а также приходит к выводу о распространении на данные правоотношения норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ.
В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу частей 2, 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ, суд приходит к выводу, что обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе, и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены действующим законодательством.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе, поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу вышеприведенных норм, порядок предоставления коммунальных услуг и их оплаты, правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг.
В силу п. 1 указанных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ) они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 7 абзац 2 указанных Правил, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется для электроэнергии в соответствии с пп.1 п. 3 приложения N к Правилам.
Таким образом, указанными Правилами предусмотрена возможность проведения исполнителем коммунальных услуг корректировки оплаты за предоставленные гражданам коммунальные услуги. Установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 22, 23), с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсах, исходя из показаний приборов общедомового учета.
Указание в Правилах на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате фактически поставленных коммунальных услуг, согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ и вышеуказанными положениями Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, суд отмечает, что истец, согласно позиции высказанной в ходе судебного заседания, законность действий ответчика по начислению ему, как собственнику и потребителю коммунальных услуг, оплаты за указанную услугу, не оспаривает.
Однако, несмотря на предусмотренную законодательством возможность начисления управляющей компанией, как исполнителем коммунальных услуг, оплаты за фактически поставленное количество ресурсов, с учетом вышеизложенных положений Правил и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит убедительными доводы иска о нарушении ответчиком прав истца, как потребителя коммунальных услуг, на получение полной и достоверной информации об услуге, за которую ему предъявлена оплата.
Суд приходит к данному выводу на основании следующего.
Истец ссылается на нарушение ответчиками положений ст. ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", в связи с не предоставлением ей при предъявлении новых начислений информации об используемых расчетных данных, расчетном периоде, о порядке проведения такого расчета и использовавшихся при нем данных для вычисления объема потребленных ресурсов.
Согласно вышеизложенному, правоотношения между лицами, участвующими в предоставлении коммунальных услуг, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и Закона РФ "О защите прав потребителей".
В соответствии с преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Положения названного Закона предписывают лицам, оказывающим потребителям услуги, предоставлять полную и достоверную информацию (ст. 10 Закона). Ответчики являются обладателями информации, касающейся формирования размера сумм оплаты. Указанная информация должна быть в обязательном порядке доведена до лица, обязанного уплатить определенную денежную сумму. При этом, информация должна отвечать определенным требованиям, в том числе, быть достоверной - соответствовать данным объективной реальности; адекватной - позволяющей создавать у получателя соответствующее представление об объекте, процессе формирования; полной - иметь достаточные данные для понимания потребителем с целью принятия решения.
Имеющиеся в материалах дела квитанции на оплату коммунальных услуг "электроэнергия общедомовое потребление" не отвечают вышеуказанным требованиям к качеству информации.
В квитанциях, предъявленных истцу, не отражены ни размер потребленной электроэнергии за период, предыдущий расчетному период, ни показания приборов учета за тот период, за который произведен расчет за места общего пользования; период, принимаемый для расчета, - то есть потребитель не может проверить правильность начисления платежа в данной части.
Кроме того, согласно п.п. "е", "р" п. 49 указанных Правил исполнитель обязан производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платеже. При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
Как следует из содержания Правил, они утверждены в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ.
Вопреки указанным положениям, ЗАО "УК "Верх-Исетская", являющейся в данных правоотношениях исполнителем коммунальных услуг, несмотря на соответствующее обращение в рамках судебного разбирательства ни лично истцу, ни в материалы дела по предложению суда документов, подтверждающих правильность оспариваемых начислений, сведений из журнала учета показаний ОПУ, предоставлено не было.
Таким образом, действия, совершенные с нарушением требований положений указанного нормативного акта Правительства РФ, требований законодательства о защите прав потребителей не могут быть признаны обоснованными
Между тем, суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является лишь ЗАО "УК "Верх-Исетская".
Как установлено судом правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и Закона РФ "О защите прав потребителей", Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ.
Согласно установленным обстоятельствам правоотношения в области предоставления коммунальных услуг возникли между истцом и ответчиком ООО "УК "Верх-Исетская". Признаков правоотношений, регулирующихся законодательством о защите прав потребителя, между истцом и ответчиком ООО "ЕРЦ" судом не усматривается.
Исходя из вышеизложенным положений Правил предоставления коммунальных услуг обязанности по предоставлению сведений о начислении коммунальных услуг возложены на исполнителя коммунальных услуг коим является ЗАО "УК "Верх-Исетская"
По требованию истца о возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчет оплаты в соответствии с законодательством, суд считает необходимым указать следующее.
В судебном заседании истец заявила об оспаривании обоснованности предъявленной ему оплаты по услуге - "электроэнергия общедомовое потребление".
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Сведений о параметрах, подлежащих использованию при расчете оплаты за услугу "электроэнергия общедомовое потребление", ответчиком суду представлено не было, несмотря на направление со стороны суда соответствующего предложения ответчику, не пожелавшему участвовать в судебном разбирательстве.
Ответчиком сведений о параметрах, использовавшихся при расчете оплаты за услугу "электроэнергия общедомовое потребление", суду представлено не было, несмотря на направление со стороны суда соответствующего предложения ответчику, не пожелавшему участвовать в судебном разбирательстве.
С учетом изложенного, поскольку ответчиком запрошенных судом сведения в обоснование предъявленного истцу начисления, в том числе сведений из журнала учета показаний общедомового прибора учета электроэнергии за заявленный период не представлено, а данные, имеющиеся в платежных квитанциях не позволяют проверить правильность произведенного начисления, суд считает возможным согласиться с доводами иска о недоказанности ответчиком обоснованности предъявленного истцу размера оплаты за указанную услугу.
Между тем, истцом, оспаривающим размер произведенного ему начисления, напротив в исковом заявлении, в приложенном к нему расчете приведены доводы о расчете оплаты за указанную услугу, использованной формуле и показаниях приборов учета, использованных при начислении, полученных при ознакомлении с общедомовым прибором учета. По выводам истца размере оплаты за услугу "электроэнергия общедомовое потребление" должен быть кратно меньше предъявленного ему размера.
Ответчиком доводов об оспаривании представленного истцом расчета в отзыве не приведено, в судебном заседании не представлено.
С учетом изложенного, суд считает возможным удовлетворить и требование иска о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет предъявленной истцу оплаты за услугу "электроэнергия общедомовое потребление" за период с расчетного месяца - января по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями законодательства к порядке производства расчета, предусмотренному приложением N к Правилам предоставления коммунальных услуг с доведением до истца обоснования примененных при расчете показаний прибора учета, тарифов, вычисления коэффициентов, с зачетом в счет будущих платежей необоснованно начисленной и уплаченной истцом суммы по данной услуге за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд соглашается с доводом истца о размере переплаты за указанную услуг, подлежащей зачету как излишне уплаченной по необоснованному начислению, исчисленной с учетом представленного истцом расчета действительного размера оплаты по данной услуге.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет данный иск, и возлагает на ответчика обязанность произвести перерасчет оплаты за услуг "электроэнергия общедомовое потребление", предъявленной по квартире истца по "адрес" в период с января по ДД.ММ.ГГГГ, посредством зачета в счет будущих платежей суммы в размере "Иные данные" рублей, из расчета "Иные данные" рубля (сумма, начисленная истцу к оплате по данной услуге за указанный период, согласно представленным квитанциям) - "Иные данные" рублей (сумма, подлежащая начислению за указанный период по расчету истца, исходя из показаний прибора учета).
На основании вышеизложенного суд возлагает данную обязанность на ответчика ЗАО "УК "Верх-Исетская", отказывая в удовлетворении данного иска к ООГО "ЕРЦ".
Поскольку доказательств нарушения данным ответчиком требований законодательства при производстве расчета выставленных к оплате сумм, иного расчета начисления, доказательств того, что данный ответчик неправильно производит начисление (неправильно применяет формулы, берет для расчета данные иные, нежели те, что предоставлены ЗАО "УК "Верх-Исетская"), иных доводов о нарушений законодательства данным ответчиком при совершении действий, связанных с начислением оспариваемых сумм, истцом суду не представлено.
Иных требований, требований по иным основаниями заявлено не было. Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Исаевой "Иные данные" к ЗАО "Управляющая компания "Верх-Исетская", ООО "Единый расчетный центр" о признании незаконными действий по начислению оплаты коммунальных услуг, возложении обязанности произвести перерасчет, удовлетворить.
Обязать ЗАО "Управляющая компания "Верх-Исетская" произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги предъявленной Исаевой "Иные данные" посредством зачета в счет будущих платежей суммы в размере "Иные данные" рублей "Иные данные" копеек, из суммы, уплаченной истцом за коммунальные услуги "электроэнергия общедомовое потребление" за период с января по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, как необоснованно начисленной.
В удовлетворении остальной части исковых требований, в частности в удовлетворении иска к ООО "Единый расчетный центр" отказать.
Ответчики, не присутствовавшие в судебном заседании вправе обратиться в Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга с заявлением об отмене настоящего заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение, в течение 10 дней со дня истечения срока для подачи заявления об отмене заочного решения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.