Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Е. В. Попова при секретаре Ю. В. Яковлевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шеланковой "Иные данные", Кумского "Иные данные", Гаун "Иные данные", Арсланова "Иные данные", Останина "Иные данные", Пологовой "Иные данные", Козушкиной "Иные данные", Дасько "Иные данные", Малахова "Иные данные", Мехоношина "Иные данные" к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании предоставить без проведения аукциона в аренду на 10 лет земельный участок для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства отдельно стоящих индивидуальных домов городского типа,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указали, что являются инвалидами 1, 2, 3 групп и относятся к категории граждан, имеющих в соответствии с ч. 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона в собственность или аренду.
ДД.ММ.ГГГГ истцы коллективного обратились в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлениями о предоставлении им земельного участка площадью "Иные данные" кв.м в аренду на 10 лет без проведения торгов, с множественностью лиц на стороне арендатора для комплексного освоения, в целях проектирования и строительства индивидуального малоэтажного жилищного строительства из состава земель населенных пунктов, расположенных в Верх-Исетском административном районе "адрес" право государственной собственности, на который не разграничено, свободный от прав третьих лиц и относящийся к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-2.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ N Администрация г. Екатеринбурга отказала истцам в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования предназначен для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства, кроме того, по мнению муниципального органа, реализация права истца на приобретение участка должна осуществляться в ином порядке.
ДД.ММ.ГГГГ истцы вновь направили в Администрацию г. Екатеринбурга повторное заявление аналогичного содержания, дополнительно предложив альтернативный вариант решения проблемы- заключить мировое соглашение о предоставлении иного или иных равноценных, не спорных и не выставленных на аукцион земельных участков в другом месте.
В ответ на повторное обращение истцов вновь был подготовлен отказ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Не согласившись с таким ответами, истцы обратились в суд, и с учетом уточнений просили признать незаконными отказы Администрации г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N.
Кроме того, истцы просили обязать Администрацию г. Екатеринбурга и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области предоставить истцам без проведения торгов в аренду на 10 лет земельный участок площадью "Иные данные" кв.м в аренду на ДД.ММ.ГГГГ без проведения торгов, с множественностью лиц на стороне арендатора для индивидуального жилищного строительства, из состава земель населенных пунктов, расположенных в Верх-Исетском административном районе "адрес" право государственной собственности, на который не разграничено, свободный от прав третьих лиц и относящийся к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-2. Так же истцы просили обязать Администрацию "адрес" и Министерство по управлению государственным имуществом "адрес" изменить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в Верх-Исетском административном районе "адрес" с комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства на индивидуальное жилищное строительство.
В судебное заседание истцы не явились, просили данное дело рассмотреть в свое отсутствие, с участием представителя, действующего на основании доверенности.
Представитель истцов Пыцко М.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требований настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме, повторив доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении. Считает, что истцы как инвалиды имеют право на получение земельного участка в аренду в собственность за плату без проведения торгов, в осуществлении данного права Администрация г.Екатеринбурга незаконно отказывает. Считает позицию Администрации г.Екатеринбурга о том, что инвалиды, даже обратившийся с заявлением о предоставлении участка в аренду, могут реализовать свое право в рамках п. 2 ст. 54-7 Закона СО от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ не основанной на законе.
Представитель ответчика Администрации г.Екатеринбурга Любезнова Ю.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, считая их незаконными и необоснованными, доводы, изложенные в отзывах повторила. Считает, что истцы несмотря на то, что подали заявление о предоставлении участка в аренду без проведения торгов, имеет право реализовать право на получение земельного участка в рамках п. 2 ст. 54-7 Закона СО от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ. Действия ответчика по предоставлению земельного участка истцу в собственность бесплатно проводятся. Кроме того, указала, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена норма о праве инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Даная норма не предусматривает предоставление льготной категории граждан земельных участков для их комплексного освоения. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель соответчика Министерства по управлению государственным имуществом по Свердловской области в судебное заседание также не явился, о времени, месте и дате судебного заседания был извещен надлежащим образом и своевременно.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцы коллективно обратились в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении им земельного участка площадью "Иные данные" кв.м в аренду на ДД.ММ.ГГГГ без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Ответом Администрации г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления отказано.
ДД.ММ.ГГГГ истцы вновь направили в Администрацию г. Екатеринбурга повторное заявление аналогичного содержания, дополнительно предложив альтернативный вариант решения проблемы- заключить мировое соглашение о предоставлении иного или иных равноценных, не спорных и не выставленных на аукцион земельных участков в другом месте.
В ответ на повторное обращение истцов вновь был подготовлен отказ от ДД.ММ.ГГГГ N.
В силу со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за ДД.ММ.ГГГГ" утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ содержится разъяснение по вопросу: Порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов?
Отвечая на указанный вопрос, Верховный суд РФ указал, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по договору купли-продажи торги не проводятся.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по договору купли-продажи торги не проводятся.
Инвалиды в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" имеют первоочередное право на получение участка для индивидуального жилищного строительства платно и без проведения торгов в собственность или аренду, в п. 2 ст. 54-7 Закона СО от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ и принятом в соответствии с ним Положении от ДД.ММ.ГГГГ речь идет о бесплатном предоставлении и только в собственность, но не аренду.
Вместе с тем, основания для отказа в удовлетворении заявлений истцов, приведенные в ответах Администрации г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ касающиеся вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, являются обоснованными.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок сформирован, разрешенное использование: комплексное освоение в целях малоэтажного жилищного строительства.
Постановлением Главы г. Екатеринбурга утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов площадью "Иные данные" кв.м на кадастровом плане территории в "адрес" и установлен вид разрешенного использования - комплексное освоение в целях малоэтажного жилищного строительства.
Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены ст. 30.2 Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу п. 2 указанной статьи предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данная процедура предполагает застройку сразу целого квартала или микрорайона, включая строительство необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, и разработку самим застройщиком градостроительной документации. Земельный участок для такого строительства первоначально предоставляется застройщику на аукционе в аренду. После утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка арендатор имеет исключительное право приобрести земельные участки в собственность или в аренду.
Таким образом, комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства Земельный кодекс Российской Федерации определяет как подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории путем строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для комплексного освоения в целях жилищного строительства земельные участки предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление участка возможно по результатам аукциона.
На арендатора земельного участка возлагается ряд обязанностей, и одновременно он наделяется соответствующими правами. Неисполнение возложенных на арендатора обязанностей может повлечь за собой расторжение договора аренды земельного участка и иные последствия.
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом, установленный в отношении земельного участка, которого истцы просят предоставить, вид разрешенного использования - комплексное освоение в целях малоэтажного жилищного строительства, исключает возможность предоставления участка истцам для целей индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В материалы дела не представлены сведения о том, что Администрация г. Екатеринбурга когда-либо имела намерение предоставлять земельный участок в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования истцов об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в Верх-Исетском административном районе "адрес" с комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства на индивидуальное жилищное строительство, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами Главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории "адрес", на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", входит в компетенцию главы местной администрации - главы города, городской администрации.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований истцов об изменении разрешенного использования земельного участка, поскольку они противоречат федеральному законодательству и нарушают права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов в сфере градостроительной деятельности.
На момент рассмотрения дела, вид разрешенного использования земельного участка не изменен.
Таким образом, поскольку вид разрешенного использования испрашиваемого истцами земельного участка не соответствует целям истцов, оснований для удовлетворения требований о предоставлении данного участка в аренду истцам не имеется.
На основании изложенного суд отказывает истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Иных требований, равно как и требований по иным основаниям не заявлялось. Стороны согласились на рассмотрения дела при наличие имеющихся в деле доказательств, иных доказательств не представили.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении Шеланковой "Иные данные", Кумского "Иные данные", Гаун "Иные данные", Арсланова "Иные данные", Останина "Иные данные", Пологовой "Иные данные", Козушкиной "Иные данные", Дасько "Иные данные", Малахова "Иные данные", Мехоношина "Иные данные" к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязании предоставить без проведения аукциона в аренду на 10 лет земельный участок для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства отдельно стоящих индивидуальных домов городского типа, исковых требований отказать.
Решение в течение 10 дней со дня вынесения решения в мотивированном виде может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд, постановивший решение.
Судья Е. В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.