РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2012 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.
при секретаре Лошкаревой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2- 221/2012 по иску Горской М.В. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном района Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,
с участием:
представителя ответчика- главного специалиста- эксперта (юрисконсульта) юридического отдела ГУ УПФ РФ по г.Н.Тагилу и Пригородному району Свердловской области Толстоноженко Ю.А., доверенность N03-5053 от 25.04.2011г. (сроком на один год),
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ года N в специальный стаж Горской М.В. дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не приняты к зачету периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "...", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...")- "...", сад-ясли N, воспитатель, ученические отпуска, т.к. Правилами N516 и разъяснениями Минтруда от 22.05.1996г. N5 предусмотрены периоды, в течение которых работник не выполнял свои функциональные обязанности и которые, как исключение, подлежат зачету в специальный стаж, учебные отпуска не поименованы;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...")-детский сад N, руководитель ИЗО, т.к. наименование должности не поименовано Списком, утвержденным ПП РФ N 781 от 29.10.2002г.;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...")- МДОУ N, воспитатель, т.к. наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным ПП РФ N 781 от 29.10.2002г.
Горская М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании за ней права на получение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения от отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ за N, возложении обязанности включить спорные периоды работы в ее специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление пенсионного фонда по г. Н. Тагилу и Пригородному району Свердловской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
В назначении пенсии было отказано в связи с тем, что в стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не приняты к зачету оспариваемые ею периоды. Иные исключенные периоды не оспаривает.
Полагает, что решение вынесено неправомерно, поскольку Федеральный закон "О трудовых пенсиях", иные Федеральные законы непосредственно не содержат запретов на включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в учебных отпусках, а подзаконными актами Правительства РФ и Министерства труда РФ установление таких ограничений предусмотренного ст.ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях" права отдельных граждан на досрочное назначение трудовой пенсии не допустимо (п.3 ст.55 Конституции РФ).
Трудовой кодекс РФ в гл.26 предусматривает предоставление гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с обучением, в том числе и предоставление оплачиваемых учебных отпусков. При предоставлении таких оплачиваемых отпусков, за работника бухгалтерией учреждения в полном объеме делаются соответствующие отчисления, в том числе и в органы УПФР.
Ссылка УПФР на Разъяснение Министерства труда РФ N5 от 22.05.1996г, не применима, поскольку периоды нахождения на учебных сессиях приходилось на более раннее время, когда таких разъяснений не было, и ограничений по включению в специальный стаж таких периодов также не существовало. В Списках, утвержденных постановлением СМ РСФСР N 463 от 6.09.91 г. отсутствует требование о выполнении нормы рабочего времени за ставку. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы- закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Такая позиция изложена в Постановлении Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 29.01.2004г. N2-П.
Считает, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Таким образом, поскольку она работала, не была уволена, на период сессии за ней сохранялось рабочее место, считает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение N является учреждением дошкольного образования, что зарегистрировано Уставом и Лицензией данного учреждения. В указанный период времени я занималась одним видом деятельности, была воспитателем, работала по одной образовательной программе. Согласно п. 2 ст. 27 Закона РФ "Об образовании" муниципальное дошкольное образовательное учреждение N имеет лицензию и государственную аккредитацию, реализующие общеобразовательные программы.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ "Об образовании" "образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников". К образовательным учреждениям относятся в том числе дошкольные учреждения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение N все время своего существования осуществляло именно образовательный процесс, реализовывая образовательные программы и обеспечивая содержание и воспитание детей.
На основании п. 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном ПП РФ от 1.07.95 г. N 677 (в редакции ПП РФ от 14.02.97 г. N 179) дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. За годы работы в данном образовательном учреждении для детей трудовые функции истца не менялись, не менялись также и условия работы.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя ИЗО, детский сад N подлежит включению в специальный стаж, т.к. к указанному периоду должны применяться Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные ПП РФ N 781 от
29.10.02 г. В указанных Списках, имеется наименование должности - преподаватель.
Наименования должности как руководитель ИЗО указанные и ранее применяемые Списки не содержат.
Приказом Министерства образования РФ N 463 и Государственным комитетом РФ по высшему образованию N 1268 от 31.08.95 г. утверждены "Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования" (на сегодняшний день не действующие), в которых также отсутствуют наименование должности - руководитель ИЗО, но имеется наименование должности "преподаватель". Истец фактически занималась преподавательской работой, обучала детей рисованию, наименование должности -руководитель ИЗО являлось не нормативным, т.к. не было предусмотрено ни одним нормативным актом РФ.
В судебное заседание истица не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, в обоснование возражений указал, что ДД.ММ.ГГГГ истицей были представлены документы для оформления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия устанавливается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей при специальном стаже не менее 25 лет независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается данный вид пенсии, и Правила исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ.
УПФР была произведена оценка пенсионных прав истицы по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством.
Истицей оспаривается подсчет специального стажа согласно нормам действующего правового регулирования.
Право на досрочное назначение пенсии по нормам п.п.19 п.1 ст.27 Закона N173-ФЗ определялось на основании следующих нормативных актов:
Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 года N 781; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.
Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона N173-ФЗ необходимо учитывать, что наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял свою деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам.
Рассмотрев документы истца, было вынесено решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, в котором стаж истицы был определен равным "..." годам "..." месяцам "..." дням.
Не приняты к зачету спорные периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...")- "...", сад-ясли N, воспитатель, ученические отпуска. Периоды нахождения истицы в учебных отпусках не подлежат включению в специальный стаж, так как основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии, в связи с педагогической деятельностью является осуществление такой деятельности. Установление данного вида пенсии связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Находясь на учебных сессиях, истица не выполняла свои трудовые обязанности и не осуществляла педагогическую деятельность. Правилами 516, также Разъяснением Минтруда от 22.05.1996г. N5 предусмотрены периоды, в течение которых работник не выполнял свои функциональные обязанности, но которые как исключение, подлежат зачету в специальный стаж, где ученические отпуска не поименованы.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ руководитель ИЗО, детский сад N г.Н.Тагил, не подлежит включению в специальный стаж, т.к. наименование должности не поименовано Списком N781.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МДОУ N, воспитатель, не подлежит включению в специальный стаж, т.к. наименование должности не поименовано Списком N781.
Список содержит классификацию наименований образовательных учреждений только по типам и видам, чтобы по наименованию можно было определить характер деятельности юридического лица и его организационно-правовую форму.
Ссылка истицы на ст. 12 Закона РФ "Об образовании в РФ", применительно к данной ситуации, УПФР считает необоснованной. Работа не во всех видах образовательных учреждений, указанных в ст. 12 Закона "Об образовании", включается в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Так, работа в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования для взрослых не включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Также работа в соответствующих должностях в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, учреждениях среднего профессионального образования и т.д. засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, при условии обучения в указанных училищах и учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.
Это есть ограничительные условия на социальное обеспечение педагогических работников, установленные федеральным законодательством.
УПФР, как территориальный орган Пенсионного фонда РФ, не вправе устанавливать тождественность наименований учреждений, поскольку указанное полномочие предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
УПФР руководствовалось действующим законодательством, считает, что указанное решение было вынесено законно и обоснованно, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статье 7, подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей истца по действующему законодательству составил 20 года 11месяцев 27 дней.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года N 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статьей 2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы "детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; воспитатель". Аналогичные наименования дошкольных учреждений и должностей содержатся и в Списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 22 сентября 1999 года N 1067 и от 29 октября 2002 года N781.
Из содержания Списка и Правил, утвержденных вышеуказанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию и в этом значении Список должен содержать перечень всех образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию на территории Российской Федерации, в том числе с указанием места нахождения юридического лица. Однако, Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.
Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона Российской Федерации "Об образовании", в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской федерации "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
Как установлено в судебном заседании, истец, работая в муниципальном дошкольном образовательном учреждении N, занимала должность воспитателя, работала в дошкольном образовательном учреждении, которое оказывало образовательные услуги детям дошкольного возраста, и ее работа непосредственно была связана с выполнением возложенных на нее функций.
Педагогическая деятельность истца и вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими копиями документов:
трудовой книжкой, согласно которой истец ДД.ММ.ГГГГ принята в детский сад N на должность руководителя ИЗО, ДД.ММ.ГГГГ переведена в ДОУ N на должность воспитателя, где работает по настоящее время, за указанный период неоднократно изменялось наименование учреждения (л.д. 13-21);
уточняющей справкой ОАО "..." от 09.12.2010г. N43, подтверждающей вышеуказанный период работы в дошкольном образовательном учреждении;
Уставом МДОУ "Детского сада N компенсирующего вида" от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.31-37), в котором прописано, что учреждение является муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников (п.1.1), создается в целях ухода, оздоровления, общего развития и психолого- медико-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в физическом и психическом развитии (п.2.1), работает по типовой программе дошкольного образования и программам специального (коррекционного) образования, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ (п.2.2), пребывание ребенка в ДОУ предусмотрено с 3 до 7 лет и старше в особых случаях по медицинским показаниям(п.2.6)
свидетельством о государственной регистрации учреждения, в котором указаны основные виды деятельности учреждения - образовательная деятельность в сфере дошкольного образования (л.д.26);
лицензией от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер N на право осуществления образовательной деятельности в по программа дошкольного образования, специального (коррекционного) образования (л.д.27);
Неполное наименование дошкольного образовательного учреждения не является препятствием для ограничения права истца на досрочное социальное обеспечение.
В соответствии с пунктом 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР 17 декабря 1959 года N 1397, и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, пункта 3 Приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В судебном заседании установлено, что истец, осуществляя с ДД.ММ.ГГГГ года педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, находилась в учебных отпусках в ДД.ММ.ГГГГ годах, в период действия указанных норм права, получая педагогическое образование по специальности - дошкольное воспитание с присвоением квалификации воспитателя в дошкольных учреждениях. После получения педагогического образования за ним следовала педагогическая деятельность.
Факт получения образования с ДД.ММ.ГГГГ года по май ДД.ММ.ГГГГ года в "..." педагогическом училище N подтверждается копией диплома "..." N (л.д.42).
С учетом положений статей 6 (часть 1), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, указанные периоды нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Также подлежит включению в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сад-ясли N руководитель ИЗО.
Судом установлено, что Тарифно- квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ N 463 и Государственным комитетом РФ по высшему образованию N 1268 от 31.08.95 г. не содержали наименование должности- руководитель ИЗО, имеется наименование должности "преподаватель".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы "детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; и должности воспитатель и преподаватель". Наименование должности преподаватель также содержит список N781.
Из лицевых счетов за спорный период следует, что заработная плата истцу начислялась как воспитателю (л.д.39-40).
Наименование должности руководитель ИЗО внесенное в трудовую книжку истца являлось не нормативным и не было предусмотрено нормативными актами РФ.
Суд считает установленным, что истица в спорный период времени работала преподавателем, указание на ИЗО, указывает на то, что она обучала детей рисованию, период подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих осуществления истцом педагогической деятельности, отвечающей требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст. 19 ФЗ N173 "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на нее.
С учетом включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2002г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" спорных периодов, на день обращения с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ у Горской М.В. имелся необходимый стаж для назначения пенсии, следовательно, возникло право на назначение трудовой пенсии с момента обращения.
Решение об отказе в назначении пенсии создает препятствие к осуществлению истицы своего права на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным, на ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 336 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горской М.В. удовлетворить.
Признать за Горской М.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за N об отказе Горской М.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж Горской М.В. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "..."), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...")- "..." сад-ясли N, воспитатель, ученические отпуска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( "...")-детский сад N, руководитель ИЗО; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ)-МДОУ N, воспитатель и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья- И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.