РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Робертус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиярову И.И. к Нижнетагильскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Зияров И.И. обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Нижний Тагил с заявлением "об оформлении землеотводных документов под строительство дома в поселке "..." по "адрес" "..."
Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N Зиярову И.И. предварительно согласовано "закрепление" земельного участка площадью 1000 кв.м сроком на один год для проектирования индивидуального жилого дома по адресу: "адрес".
На Зиярова И.И. возложена обязанность представить на согласование в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Нижний Тагил рабочую документацию в течение одного месяца с момента закрепления земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ и получить в установленном порядке отвод территории для строительства.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N Зиярову И.И. утвержден проект границ земельного участка площадью 1092 кв.м в кадастровом квартале "...", предоставляемого на праве аренды сроком на один год для строительства индивидуального жилого дома по "адрес".
На Зиярова И.И. возложена обязанность:
произвести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет и оформить правоустанавливающие документы на него;
получить разрешение на строительство в Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации города Нижний Тагил на основании проектной документации, согласованной в установленном порядке;
по окончании строительства заказать исполнительскую съемку жилого дома и сдать его комиссии по приемке в эксплуатацию жилых домов.
Письмом председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N Зиярову И.И. на основании постановления Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N разъяснен порядок возведения строений на земельном участке.
Разрешение на строительство индивидуального жилого дома по "адрес" по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698, Зиярову И.И. органами архитектуры не выдавалось.
Приказом Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1092 кв.м в кадастровом квартале "...", расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для продолжения строительства индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", уточненной площадью 1092 кв.м, разрешенное использование: для продолжения строительства индивидуального жилого дома, поставлен на учет в Государственном кадастре недвижимости за "..."
ДД.ММ.ГГГГ муниципальным учреждением "Центр земельного права" проведено комиссионное обследование земельного участка по адресу: "адрес", в ходе которого установлено, что территория участка огорожена, на участке установлен объект в виде бытовой постройки - бани площадью 30 кв.м, фактическое использование земельного участка осуществляется без оформления правоустанавливающих документов.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N Зиярову И.И. предоставлен в аренду до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1092 кв.м с кадастровым номером "..." для продолжения строительства индивидуального жилого дома по адресу: "адрес".
На Зиярова И.И. возложена обязанность:
обеспечить государственную регистрацию права аренды на земельный участок в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним";
по окончании строительства заказать исполнительскую съемку объекта и сдать его комиссии по приемке в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием "Город Нижний Тагил", в лице начальника отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил, и Зияровым И.И. заключен письменный договор Nс-2011 аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1092 кв.м, кадастровый номер "..." для продолжения строительства индивидуального жилого дома на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Зияровым И.И. в Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области подано заявление о государственной регистрации договора N "..." от ДД.ММ.ГГГГ аренды (обременения) земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Трофимовой Т.И. заявителю Зиярову И.И. в письменной форме сообщено об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с указанием причин:
на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие проведение процедуры предоставления земельного участка в аренду;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
ДД.ММ.ГГГГ Зияров И.И. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного государственным регистратором Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области Трофимовой Т.И.
Зияров И.И. просит признать незаконным отказ Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области в государственной регистрации договора аренды N "..." от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", и обязать Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав путем государственной регистрации договора аренды N "..." от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование своих требований Зияров И.И. ссылается на отсутствие у регистрационного органа полномочий проводить правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию ненормативных актов органов местного самоуправления и договора аренды.
С учетом переходных положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 18.12.2006), которыми установлены ограничения реализации возможности получения земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов до 01.03.2007, Зияров И.И., не оспаривая установленный действующим земельным законодательством запрет на предоставление таких земель без проведения торгов после ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что спорный земельный участок был предоставлен ему постановлениями Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные решения органа местного самоуправления содержат указания на закрепление земельного участка и на разрешение строительства.
Также заявитель полагает, что спорный земельный участок считается сформированным и поставленным на государственный кадастровый учет с даты выдачи Территориальным отделом N Управления Роснедвижимости по Свердловской области кадастрового плана N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного в центральной части кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: им. Тимирязева, "Радуга" до пересечения в рекой Большая Кушва, площадью 3713896 кв.м.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации Зияров И.И. как арендатор на основании постановлений Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
В судебном заседании заявитель Зияров И.И. и его представитель Зияров А.И. пояснили, что строительство на спорном земельном участке фактически начато примерно в перио "адрес" годов. К настоящему времени на земельном участке возведен фундамент жилого дома и установлена опора линии электропередач. Все это время Зияров И.И. вносил арендную плату.
Зияров И.И. также полагает, что письмо председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N является разрешением на строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены регистратор прав Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области Трофимова Т.И., Администрация города Нижний Тагил и Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.
Представитель заинтересованного лица - ведущий специалист-эксперт Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области Кудреватых О.В., а также заинтересованное лицо - главный специалист-эксперт Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области Трофимова Т.И., заявление Зиярова И.И. не признали полностью и указали, что оформление прав на спорный земельный участок произведено Зияровым И.И. и Администрацией города Нижний Тагил с нарушением требований статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.10.2005, и предусматривающей продажу земельных участков для жилищного строительства или продажу права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного согласования места размещения объекта и исключительно на аукционах.
Переходные положения Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 18.12.2006), допускающие возможность получения земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов до 01.03.2007, к спорным правоотношениям не применимы.
Представитель заинтересованного лица - главный специалист отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил Сокова Н.Н. также полагает заявление ФИО7 необоснованным ввиду нарушения требований статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации к порядку предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства исключительно на аукционах.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ Зияровым И.И. не была завершена процедура выбора земельного участка и не получено решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта. Строительство на спорном земельном участке носит самовольный характер. Письмо председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N не является разрешением на строительство.
Представленные заявителем постановления Главы города Нижний Тагил, а также договор аренды N "..." от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Арендная плата, на которую ссылается Зияров И.И., была принята муниципальным учреждением "Центр земельного права" по просьбе самого заявителя, поскольку землепользование является платным и спорный земельный участок Зияровым И.И. фактически использовался.
Представитель заинтересованного лица - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился и направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л. д. 72).
Заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Зиярова И.И. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьям 1, 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (далее - Закон от 27.04.1993 N 4866-1) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Порядок гражданского судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в том числе, по делам по заявлениям об оспаривании действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, регулируется главами 23 и 25 Кодекса.
В настоящем гражданском деле Зияровым И.И. заявлен публично-правовой спор о правомерности действий государственного регистратора Трофимовой Т.И., отказавшей заявителю в государственной регистрации права аренды (обременения прав) на объект недвижимого имущества - земельный участок.
В соответствии со статьями 2, 7 Закона от 27.04.1993 N 4866-1 обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 Кодекса.
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 2).
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 3).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4);
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Сообщение об отказе в государственной регистрации прав должно быть выдано заявителю или его представителю лично либо при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя направлено посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя почтовому адресу.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (статья 20).
Согласно статье 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 249 Кодекса, статья 6 Закона от 27.04.1993 N 4866-1).
Приведенные Зияровым И.И. доводы о завершении процедуры по выбору спорного земельного участка для строительства и фактическом его предоставлении в аренду до 01.03.2007 для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, носят ошибочный характер и основаны на неправильном применении норм действующего земельного и градостроительного законодательства.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Кодекса).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (статья 15 Кодекса).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (статья 28 Кодекса).
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления (статья 30 Кодекса).
В качестве правового обоснования своих требований Зияров И.И. ссылается на положения Земельного кодекса в редакции от 21.12.2004, предусматривавшей до 01.10.2005 предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия (статья 30).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от органа местного самоуправления, принявшего такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта орган местного самоуправления, принявший такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (статья 31).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (статья 32).
Решением исполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 26.09.1991 N 351 создана постоянно действующая комиссия по выбору земельных участков для проектирования, строительства жилищно-гражданских, коммунальных, производственных и других объектов и комплексов на территории города Нижний Тагил.
На комиссию возложена обязанность составления акта выбора участка по договору с застройщиком и предоставление акта выбора в горисполком (л. д. 68-69).
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 17.07.2006 N 767 утверждено Положение о межведомственной комиссии по выбору земельных участков для предоставления под строительство объектов на территории города Нижний Тагил.
Задачей Комиссии является определение возможности и условий размещения или развития (в том числе перепрофилирования) объектов строительства гражданского, коммунального и производственного назначения на территории города Нижний Тагил.
Для вынесения вопроса на рассмотрение Комиссии заинтересованному лицу необходимо представить:
1) заявление о предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции, перепрофилирования) объекта;
2) заключение (декларацию) о выделении земельного участка для строительства, согласованное главой соответствующего района;
3) предпроектные проработки намечаемого объекта (при необходимости);
4) иные документы, предусмотренные действующим законодательством РФ.
На основании представленных материалов Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города готовит материалы в объеме, необходимом для принятия межведомственной комиссией объективного решения о целесообразности размещения (реконструкции, перепрофилирования) объекта.
Комиссией принимается одно из следующих решений:
1) рекомендовать Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации города принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и выдать акт выбора земельного участка;
2) отложить на определенный срок рассмотрение вопроса для предоставления заинтересованными лицами дополнительной информации или урегулирования спорных вопросов;
3) рекомендовать Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации города об отказе в размещении объекта и выдать письменный ответ заявителю с обязательным указанием причины (причин) повлекшей принятие такого решения со ссылкой на действующие нормы и правила.
При принятии решения Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, Комиссией составляется акт выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства либо акт обследования земельного участка под существующим строением (сооружением), который подписывается членами Комиссии и иными лицами, принимавшими участие в работе Комиссии по выбору земельного участка. Каждая подпись должна быть удостоверена соответствующей печатью.
Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города на основании оформленного надлежащим образом акта выбора земельного участка для строительства осуществляет подготовку проекта постановления Главы города Нижний Тагил об утверждении акта выбора земельного участка, проекта границ земельного участка, о предварительном согласовании места размещения объекта и разрешении проектирования объекта.
Указанные акты входят в состав материалов предварительного согласования места размещения объекта строительства либо в состав материалов по предоставлению испрашиваемого участка, которые утверждаются постановлением Главы города, содержащим условия предоставления и порядок использования земельного участка, отводимого для строительства (реконструкции, перепрофилирования) объекта.
Постановление Главы города Нижний Тагил от 17.07.2006 N 767 "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по выбору земельных участков для предоставления под строительство объектов на территории города Нижний Тагил" признано утратившим силу Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 07.10.2010 N 2228 (л. д. 49-54).
Начиная с 15.10.2010 (дата опубликования в газете "Горный край") Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил не наделено правом принятия промежуточных решений на стадии предварительного согласования места размещения объекта и предоставления земельных участков.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации города Нижний Тагил от 16.05.2011 N 900 к компетенции отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил отнесены:
осуществление проверки на соответствие законодательству проектов постановлений Администрации города Нижний Тагил и иных документов, связанных с предоставлением, изъятием, определением границ и переоформлением правоустанавливающих документов на земельные участки;
переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, как для целей, связанных со строительством, так и не связанных со строительством;
проверка и подпись на основании доверенности Главы города договоров аренды земельных участков, подготовленных муниципальным учреждением "Центр земельного права";
подготовка документов для проведения конкурсов и аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Нижний Тагил;
участие в подготовке материалов по выбору земельных участков для строительства;
организация проведения межевания земельных участков для проведения аукционов, регистрации права муниципальной собственности на землю;
организация постановки на кадастровый учет земельных участков для проведения аукционов, регистрации права муниципальной собственности на землю;
информирование населения в установленном порядке о проведении аукционов по продаже права аренды на земельные участки;
проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Нижний Тагил (л. д. 55-59).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (статья 16).
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости:
категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (статья 7).
Необходимыми для кадастрового учета документами являются:
межевой план (при постановке на учет земельного участка);
копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;
копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (статья 22).
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статьи 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (статьи 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года:
до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию;
разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Во исполнение части 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207.
Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил утверждены Решением Нижнетагильской городской Думы от 29.09.2011 N 38 (л. д. 70, 71).
Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.06.2010 N 14-4548-ГЕ разъяснено, что главой 1.1 Земельного кодекса установлены общие правила образования земельных участков, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (статья 11.2 Земельного кодекса).
В зависимости от целей и условий предоставления образование земельных участков из земельных участков или из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом положений Земельного кодекса.
При этом утверждение схемы расположения земельного участка до проведения кадастровых работ требуется при образовании земельных участков в связи с их предоставлением из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса
Однако действующим законодательством четко не определено, в каком порядке определяется категория земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так как объектом ГКУ является только индивидуально-определенная вещь - объект недвижимого имущества и сведения о землях в ГКН не вносятся.
Росреестр полагает, что такими документами могут быть, например, акт о выборе образованного земельного участка, принятый с учетом целевого назначения земель, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо утвержденная в установленном порядке схема расположения земельного участка.
Таким образом, при наличии в документах, представленных для проведения ГКУ, сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка, данные характеристики будут внесены в ГКН.
Из перечисленных норм, в том числе ранее действовавшего, земельного законодательства следует, что основанием возникновения земельных прав граждан и юридических лиц являлся юридический состав, включающий в себя совокупность целого ряда действий граждан и органа местного самоуправления: выбор земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка и принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
При этом решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта по результатам выбора земельного участка, с учетом приложений, должно содержать:
решение об утверждении акта о выборе земельного участка;
собственно решение о предварительном согласовании места размещения объекта;
решение об утверждении проекта границ земельного участка;
сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка.
Представленное Зияровым И.И. постановление Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N (л. д. 16) вышеуказанным требованиям закона не отвечает, не содержит вышеперечисленных решений, позволяющих определить результаты выбора земельного участка и приступить к последующим стадиям формирования и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Проект границ спорного земельного участка утвержден Зиярову И.И. только постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N (л. д. 17).
Трехлетний срок действия постановления Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N как решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта истек ДД.ММ.ГГГГ и на указанную дату формирование земельного участка заявителем не завершено.
При этом постановления Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, а также приложенный к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N проект границ земельного участка (л. д. 77-81), не содержат сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка, что исключало возможность постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Только приказом Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного земельного участка определены категория земель: земли населенных пунктов и разрешенное использование: для продолжения строительства индивидуального жилого дома (л. д. 73-76).
Из содержания кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ N (л. д. 18-23) спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет лишь 07.10. 2010, в связи с чем, после ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали правовые основания (действующее решение о предварительном согласовании места размещения объекта) для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N (л. д. 15).
Представленный Зияровым И.И. кадастровый план N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного в центральной части кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: им. Тимирязева, "Радуга" до пересечения в рекой Большая Кушва, площадью 3713896 кв.м (л. д. 21-23) является поквартальным, предназначен для проведения межевых работ и не подтверждает постановку сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Применительно к вышеуказанным нормам перечисленные Зияровым И.И. действия (бездействие) сторон:
фактически сложившиеся отношения пользования земельным участком на условиях аренды;
отсутствие отказа в предоставлении спорного земельного участка;
отсутствие законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка;
внесение арендной платы за пользование земельным участком,
со всей очевидностью не являются юридическими фактами, влекущими возникновение земельных прав.
Заявление Зиярова И.И. об "оформлении землеотводных документов под строительство дома" (л. д. 24) по содержанию не соответствует требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса: отсутствует обоснование примерного размера земельного участка и не указано испрашиваемое право на земельный участок.
При этом в период с 16.05.2005 по 01.10.2005 Администрацией города Нижний Тагил не принимались решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо о предоставлении Зиярову И.И. спорного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 на основании статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждена форма разрешения на строительство.
Представленное Зияровым И.И. письмо председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N (л. д. 38) содержит разъяснения порядка возведения строений на земельных участках и со всей очевидностью для заявителя не является разрешением на строительство по утвержденной форме.
Актом Nо от ДД.ММ.ГГГГ, составленным специалистами муниципального учреждения "Центр земельного права", по результатам комиссионного обследования земельного участка по адресу: "адрес", установлен факт самовольной застройки Зияровым И.И. земельного участка без оформления правоустанавливающих документов (л. д. 115).
Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" внесены изменения в порядок предоставления земельных участков и Земельный кодекс дополнен статьей 30.1 следующего содержания.
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина или юридического лица о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду указанным гражданину или юридическому лицу. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином или юридическим лицом в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Статья 30.1 Земельного кодекса вступила в силу с 01.10.2005.
Федеральным законом от 31.12.2005 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования градостроительной деятельности" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнена пунктом 15 следующего содержания.
До 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004;
соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
До 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен абзацем пятым следующего содержания.
В случае если в соответствии с Земельным кодексом частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Положения абзаца пятого пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распространены на правоотношения, возникшие с 01.10.2005 (пункт 4 статьи 38 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
Таким образом, переходными положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 18.12.2006) установлены ограничения реализации возможности получения земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов: временные - до 01.03.2007 и при условии предоставления земельного участка такому лицу решением о предварительном согласовании - до 01.10.2005.
В Определении от 01.04.2008 N 338-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" законодателем был установлен достаточный - многомесячный - переходный период, в течение которого граждане и компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления имели возможность и должны были завершить все ранее начатые процедуры по предоставлению земельных участков без торгов.
Придание обратной силы соответствующим положениям Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может рассматриваться как ухудшение положения граждан, в отношении которых в соответствии с Земельным кодексом частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку запрет на предоставление земельных участков в аренду для жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) был введен еще Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и объяснений сторон, правовые основания для заключения договора аренды спорного земельного участка в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также отсутствуют, поскольку:
до ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Зиярова И.И. не заключено соглашение с органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства;
до ДД.ММ.ГГГГ решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято;
до ДД.ММ.ГГГГ не выполнены частично или полностью процедуры по выбору земельного участка для строительства.
Таким образом, спорный земельный участок по адресу: "адрес" после ДД.ММ.ГГГГ не мог быть предоставлен Зиярову И.И. для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В силу статьи 12 абзац 11 Гражданского кодекса Российской Федерации акты органа местного самоуправления - постановления Администрации города Нижний Тагил от 10.07.2006 N 721, от 28.02.2007 N 224 и от 14.01.2011 N 14 как противоречащие закону не подлежат применению судом при рассмотрении и разрешении настоящего гражданского дела.
В свою очередь, договор аренды N "..." от ДД.ММ.ГГГГ спорного земельного участка (л. д. 12-14), заключенный с нарушением требований закона об обязательном проведении аукциона, является ничтожным и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью (статьи 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 2 (статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, документы, представленные Зияровым И.И. ДД.ММ.ГГГГ в Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области, не соответствуют требованиям действующего законодательства и не могли служить основанием для государственной регистрации права аренды на спорный земельный участок.
Письменное сообщение государственного регистратора Трофимовой Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе заявителю Зиярову И.И. в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л. д. 8-11) по форме и содержанию полностью соответствуют требованиям статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в том числе содержит:
указание о причинах отказа: на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие проведение процедуры предоставления земельного участка в аренду; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
обязательную ссылку на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Доводы заявителя об отсутствии у регистратора прав Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области Трофимовой Т.И. полномочий на проведение правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов прямо противоречат статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно статьям 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав и органов по государственной регистрации относятся:
проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
государственная регистрация прав;
выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав.
Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктами 32, 38, 40 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении методических указаний по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
При проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа рекомендуется в том числе проверить:
соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа (пункт 1статьи 17, пункт 1 статьи 18, пункт 1 статьи 20 Закона);
обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт (статья 9, пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 20 Закона);
наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (статья 9, пункт 1 статьи 20 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права.
Таким образом, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ регистратор не только вправе, но и обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, проверить законность сделки (ее соответствие действующему законодательству) и установить, что форма, содержание и результат сделки являются законными.
Отказ государственного регистратора Трофимовой Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю Зиярову И.И. в государственной регистрации права аренды земельного участка носит законный и обоснованный характер, не влечет каких-либо нарушений существующих прав и охраняемых законом интересов заявителя, в том числе не препятствует реализации Зияровым И.И. права на заключение договора аренды того же земельного участка для жилищного строительства по результатам участия в аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Кодекса суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В заявлении Зиярову И.И. к Нижнетагильскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка отказать полностью.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.