РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Эдилова А.Ю.,
при секретаре Лошкаревой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах муниципального образования "Город Нижний Тагил" и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Вертунову О.Ю. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N АОЗТ "Проектно-строительная фирма Нижнетагильский ДСК" отведен земельный участок площадью 7209 кв.м для строительства теннисного корта со встроенными подземными гаражами "..." в Ленинском административном районе города.
На АОЗТ "Проектно-строительная фирма Нижнетагильский ДСК" возложена обязанность оформить в Комитете архитектуры и градостроительства администрации города разрешение на строительство объекта по согласованному проекту.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "ВВС" утверждены на праве аренды сроком на один год границы земельного участка площадью 7209 кв.м для завершения строительства нулевого цикла делового центра "..." в Ленинском административном районе города.
На ООО "ВВС" возложена обязанность оформить разрешение на строительство объекта по согласованному проекту.
ДД.ММ.ГГГГ инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Комитета по архитектуре и градостроительству города Нижний Тагил застройщику ООО "ВВС" выдано разрешение на строительство N, действие которого продлено до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: город Нижний Тагил, проспект Ленина, квартал 22, сформирован площадью 5226 кв.м и поставлен на учет в Государственном кадастре недвижимости, "...", вид права: государственная собственность, разрешенное использование: для завершения строительства нулевого цикла делового центра.
ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация ИП Вертунова О.Ю. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Основной вид экономической деятельности - сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный объект незавершенного строительства (подвал (фундамент, стены), перекрытие (железобетонные плиты), полы (щебень), на территории которого расположены: забор, строительный вагончик), назначение: нежилое, литер А, подземная этажность: 1, передан ООО "ВВС" в собственность Вертунову О.Ю., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 14.01.2010 N 60 Вертунову О.Ю. разрешена разработка проекта реконструкции физкультурно-оздоровительного комплекса со стоянкой автотранспорта на земельном участке площадью 5226 кв.м с "..." "..." в Ленинском административном районе города.
Приказом Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от "..." утверждена схема расположения нового земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2429 кв.м, в кадастровом квартале "...", расположенного по адресу: город ФИО1, "...", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса со стоянкой автотранспорта.
Предписанием территориального органа Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N ИП Вертунову О.Ю. установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для оформления прав на вышеуказанный земельный участок, используемый для завершения строительства нулевого цикла делового центра.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N:
изменено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 66:56:0110008 с "для завершения строительства нулевого цикла делового центра" на "для строительства нулевого цикла для стоянки автотранспорта";
Вертунову О.Ю. предоставлен в аренду на 11 месяцев земельный участок площадью 5226 кв.м с кадастровым номером "..." для строительства нулевого цикла для стоянки автотранспорта "..." Ленинского административного района города;
Вертунову О.Ю. предложено обратиться в ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части разрешенного использования земельного участка, оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, по окончанию строительства заказать исполнительскую съемку объекта и сдать его комиссии по приемке в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд с иском к ИП Вертунову О.Ю., в котором просит обязать ответчика за свой счет привести в пригодное для использования состояние самовольно занятый земельный участок, расположенный по адресу: город Нижний Тагил, "адрес"А / "адрес", а именно демонтировать забор.
В обоснование требований прокурор ссылается на результаты проверки по коллективному обращению жителей многоквартирных домов, расположенных в непосредственной близости с вышеуказанным земельным участком, о нарушении ИП Вертуновым О.Ю. земельного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами муниципального учреждения "Центр земельного права" проведено обследование спорного земельного участка, имеющего площадь 5266 кв.м, кадастровый номер "...", и расположенного в районе насосно-смесительной станции. Согласно акту обследования Nо от ДД.ММ.ГГГГ на территории земельного участка находится огороженная дощатым и местами из бетонных плит забором строительная площадка, на которой возводится перекрытие подземной стоянки автотранспорта. На строительной площадке расположено шлакоблочное строение въезда на стоянку и складированы строительные материалы.
Объект незавершенного строительства, расположенный на данном земельном участке, принадлежит ИП Вертунову О.Ю. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес", запись о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N).
На момент проверки ИП Вертунов О.Ю. не имел правоустанавливающих документов на земельный участок, что указывает на самовольный характер занятия участка и возведения постройки - забора.
В соответствии со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (статьи 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
Прокурор полагает, что существующий на спорном земельном участке забор препятствует проезду (проходу) неопределенного круга лиц и ущемляет права жителей расположенных в непосредственной близости жилых домов на использование внутридомовой территории по прямому назначению.
Представитель муниципального образования "Город Нижний Тагил" и Администрации города Нижний Тагил - главный специалист отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил Сокова Н.Н. полагает заявленные прокурором требования необоснованными и возражает против удовлетворения иска, в том числе в интересах муниципального образования.
Спорный земельный участок первоначально был предоставлен в 1997 году для целей строительства физкультурно-оздоровительного комплекса со стоянкой автотранспорта в установленном законом порядке. В настоящее время постановлением Администрации Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N тот же земельный участок закреплен за ИП Вертуновым О.Ю. на праве аренды для продолжения строительства нулевого цикла стоянки автотранспорта.
Представитель ответчика ИП Вертунова О.Ю. - Симонов С.А. иск прокурора в интересах муниципального образования "Город Нижний Тагил" и неопределенного круга лиц не признал полностью и пояснил, что спорный земельный участок фактически используется с 1997 года для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса со стоянкой автотранспорта (ранее - делового центра). До приобретения Вертуновым О.Ю. права собственности на объект незавершенного строительства ДД.ММ.ГГГГ строительные работы велись двумя прежними застройщиками.
Ограждение строительной площадки также было возведено до приобретения ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в собственность объекта незавершенного строительства. В последующем Вертуновым О.Ю. были выполнены незначительные работы по восстановлению (ремонту) одного пролета деревянного ограждения со стороны проспекта Ленина.
В настоящее время ведение строительных работ на спорном земельном участке приостановлено. Ранее выданное застройщику ООО "ВВС" разрешение на строительство ИП Вертуновым О.Ю. не продлялось. Перерыв в строительстве вызван отсутствием у ответчика достаточных денежных средств и связанной с этим необходимостью формирования земельного участка меньшей площади (2420 кв.м) и внесения изменений в проектную документацию (с физкультурно-оздоровительного комплекса только на подземную стоянку автотранспорта). Возведение наземных строений ИП Вертуновым О.Ю. не планируется и в связи с уменьшением площади строительной площадки существующее ограждение будет перенесено на большее удаление от жилых домов.
Ответчик ИП Вертунов О.Ю. принимает меры к оформлению договора аренды спорного земельного участка.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил, муниципальное учреждение "Центр земельного права" и ООО "ВВС".
Представитель третьего лица - главный специалист Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил Деменко И.В. в судебном заседании 16.09.2011 пояснила, что демонтаж ограждения строительной площадки недопустим, поскольку это создает опасность для окружающих. Забор является временной постройкой и не относится к объектам недвижимости.
Представитель третьего лица - муниципального учреждения "Центр земельного права" направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л. д. 38).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, показания свидетелей и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах муниципального образования "Город Нижний Тагил" и неопределенного круга лиц не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 56, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего дела, в досудебном порядке прокурором не запрашивалась и не исследовалась вышеперечисленная документация, связанная с длительным осуществлением на спорном земельном участке строительства теннисного корта со встроенными подземными гаражами (делового центра, физкультурно-оздоровительного комплекса со стоянкой автотранспорта, нулевого цикла для стоянки автотранспорта) и имеющаяся в распоряжении органов местного самоуправления города Нижний Тагил.
В обоснование иска положены только факты наличия на спорном земельном участке строительной площадки с ограждением и отсутствия у ИП Вертунова О.Ю. правоустанавливающих документов на землю, установленные в ходе обследования земельного участка ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 8).
В обращении жителей домов N "..." и N по "адрес" в городе ФИО1 в адрес прокурора "адрес" (без даты и подписей) указывается, что в своих прежних обращениях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ они просили вмешаться в действия городских властей, которые нарушают права на благоприятную среду проживания. Жители просят принять меры к скорейшему благоустройству территории квартала, поскольку приходиться жить в условиях городской свалки с 1997 года. Строительной площадкой полностью перекрыт проход для людей к остановке общественного транспорта, детской поликлинике, школе и горно-металлургическому колледжу (л. д. 11).
Определением суда от 16.09.2011 прокурору предлагалось представить в суд доказательства давности возведения и круга лиц, осуществивших постройку спорного ограждения, включая шлакоблочное строение въезда, на земельном участке в "..." в Ленинском административном районе города "..."
Однако допустимые доказательства прокурором не представлены, что в силу статей 68 часть 1, 150 часть 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представляет суду право обосновать свои выводы объяснениями другой стороны и не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании по ходатайству прокурора были допрошены в качестве свидетелей ФИО7 и ФИО8
Свидетель ФИО7 показала, что проживает в "адрес" "..." в городе ФИО1 начиная с 1957 года и ранее исполняла общественные обязанности старшего по подъезду, в связи с чем, неоднократно общалась с ИП Вертуновым О.Ю.
Строительство объекта на спорном земельном участке начато еще в 1996 году АОЗТ "Проектно-строительная фирма Нижнетагильский ДСК". В тот период жители близ расположенных жилых домов выставляли посты охраны с целью воспрепятствовать началу строительства и установке забора в непосредственной близости от домов. В результате была достигнута определенная договоренность и ограждение строительной площадки возвели на расстоянии 15 метров от домов. Ограждение строительной площадки было выполнено частично из бетонных плит еще в 1996-1997 годах, а затем дополнено дощатым забором.
Около 7 лет назад выполнили ограждение по всему периметру, в результате чего трансформаторная будка оказалась на территории строительной площадки, а также был закрыт привычный проход для жителей домов.
ИП Вертуновым О.Ю. было выполнено частичное дощатое ограждение строительной площадки в местах отсутствия забора. Также ИП Вертунов О.Ю. установил металлические ворота при въезде на территорию строительной площадки со стороны дома "..." по проспекту Ленина.
Задолго до появления ИП Вертунова О.Ю. несколько бетонных плит ограждения упали, в связи с чем, ответчик поставил их на место и укрепил.
Свидетель ФИО7 полагает, что ограждение строительной площадки необходимо перенести на большое удаление от домов. В свою очередь, жители обращались в органы прокуратуры совсем по другому вопросу и просили разобраться с тем, что ИП Вертунов О.Ю. намеревался построить двухэтажное здание (помещение аэробики и административные помещения). Жители домов возражают против возведения на спорном земельном участке высокого строения и желают, чтобы строительство спорного объекта было завершено в кратчайшие сроки.
Свидетель ФИО8, проживающий в "адрес" по проспекту Ленина в городе ФИО1, дал показания аналогичные показаниям свидетеля ФИО7, дополнив, что по образованию и должности является архитектором. ФИО8 наблюдает за ходом строительства на спорном земельном участке начиная с 1997 года. За этот период застройщиками являлись АОЗТ "Проектно-строительная фирма Нижнетагильский ДСК" и ООО "ВВС". Такое длительное ведение строительства на внутридомовой территории доводит жителей близ расположенных домов до стрессового состояния.
За это время жители написали большое количество писем в различные органы государственной и муниципальной власти, включая Администрацию Президента Российской Федерации, а также в органы прокуратуры. Суть этих обращений сводится к ускорению завершения строительства, в связи с чем, данное обращение прокурора в суд с требованием о сносе забора не решает проблему по существу.
Свидетель ФИО8 полагает, что демонтаж спорного забора не допустим, поскольку строительная площадка должна иметь ограждение. В частности, ИП Вертунов О.Ю. выполнил часть работ по завершению (ремонту) существующего ограждения строительной площадки именно по предписанию органов Госстройнадзора. Все бетонные плиты ограждения были установлены прежним застройщиком АОЗТ "Проектно-строительная фирма Нижнетагильский ДСК".
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании пункта 3 статьи 35 названного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов (часть 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку при решении вопроса о сносе самовольно возведенного строения речь идет о правах лица на объект недвижимости, непосредственно связанный с земельным участком, то указанный спор подлежит рассмотрению по правилам части 1 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - по месту нахождения самовольно возведенных строений (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года).
Как следует из искового заявления, обращение прокурора в суд с настоящим иском преследует цель одновременной защиты прав и законных интересов субъектов: неопределенного круга лиц (граждан) и муниципального (публично-правового) образования, обладающих различными по характеру и объему полномочиями в спорных правоотношениях, а также различными способами защиты своих нарушенных прав в соответствии с нормами действующего гражданского, земельного и градостроительного законодательства.
Определением суда от 23.08.2011 прокурору предлагалось уточнить основания и предмет иска применительно к правам муниципального образования "Город Нижний Тагил", Администрации города Нижний Тагил и неопределенного круга лиц (в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в суд).
В настоящем судебном заседании после допроса свидетелей ФИО7 и ФИО8, указавших на недопустимость демонтажа ограждения при сохранении строительной площадки и необходимость сокращения сроков завершения начатого строительства, прокурор просит обязать ИП Вертунова О.Ю. перенести ограждение (забор) на расстояние, соответствующее границам строительной площадки, которые прокурор предлагает установить на расстоянии 10 метров от объекта незавершенного строительства.
Правовое обоснование установления именно таких границ строительной площадки прокурором не приведено.
При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11 от 24.06.2008 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").
В исковом заявлении в качестве правового обоснования требований о демонтаже ограждения строительной площадки прокурор ссылается на способы защиты гражданских прав (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации) и земельных прав (статьи 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 1, 3 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Для целей Земельного кодекса Российской Федерации используются следующие понятия и определения:
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков (статьи 5, 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей (статьи 42, 43 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (статья 215).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (статья 214).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (статья 262).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (статьи 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решением Нижнетагильской городской Думы от 29.09.2011 N утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил, которые вступают в силу с 01.01.2012.
Настоящими Правилами на территории города Нижний Тагил вводится система регулирования землепользования и застройки в целях:
защиты прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих в связи с землепользованием и застройкой;
обеспечения открытой информации о порядках и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции объектов капитального строительства;
формирования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для предоставления физическим и юридическим лицам в целях осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
обеспечения условий для реализации планов и программ социально-экономического развития города Нижний Тагил, социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры;
обеспечения контроля за соблюдением прав граждан и юридических лиц в сфере землепользования и застройки;
создания условий для устойчивого развития территории города Нижний Тагил, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия (статья 2).
Принятые до введения в действие настоящих Правил, нормативные правовые акты Администрации города Нижний Тагил по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам.
Разрешения на строительство, реконструкцию, выданные до вступления в силу настоящих Правил, остаются в силе при условии, что на день принятия настоящих Правил срок действия таких разрешений не истек.
Земельные участки и объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, установленному настоящими Правилами, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Изменение не соответствующего настоящим Правилам вида использования земельных участков и объектов капитального строительства на иной несоответствующий вид использования не допускается.
Отношения по вопросам самовольного занятия земельных участков, использования самовольно занятых земельных участков регулируются земельным законодательством. Отношения по вопросам самовольного строительства, использования самовольных объектов капитального строительства регулируются гражданским законодательством (статья 6).
Земельные участки общего пользования - занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации и которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, границы которых отображаются в проектах планировки территории посредством красных линий (статья 24).
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются на основании свода правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820 (статья 57).
Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса (статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
К вопросам местного значения поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (статьи 1, 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации).
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством (статья 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (статья 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Таким образом, в спорных правоотношениях сторон по поводу земельного участка, находящегося в государственной собственности, на территории городского поселения и используемого для ведения строительства объекта недвижимости частной формы собственности:
муниципальное образование "Город Нижний Тагил" и Администрация города Нижний Тагил реализуют полномочия:
собственника земельного участка как объекта земельных отношений в имущественных и земельных правоотношениях с застройщиком (арендатором земельного участка) ИП Вертуновым О.Ю.,
органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и осуществлению муниципального контроля в отношениях с гражданами (населением);
ответчик ИП Вертунов О.Ю. реализует полномочия:
собственника объекта незавершенного строительства,
участника земельных отношений - арендатора спорного земельного участка, предоставленного для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта на срок строительства;
неопределенный круг лиц (жители домов N "..." по проспекту "..." N по "адрес" в городе ФИО1) реализует:
права на участие в осуществлении местного самоуправления,
права на благоприятную окружающую среду для жизнедеятельности человека и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
права пользования земельными участками городского поселения общего пользования для свободного доступа (прохода) и использования имеющихся на этом участке природных объектов.
При этом в спорных правоотношениях сторон неопределенный круг граждан (население) не является участником земельных отношений в соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации, не наделен какими-либо имущественными правами на спорный земельный участок и расположенные на нем объекты, и реализует исключительно правомочия нетитульных пользователей землей как природным объектом и природным ресурсом.
Указанные особенности правового положения субъектов земельных и гражданских прав должны определять выбор соответствующих им способов защиты нарушенных прав.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель (статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Формами участия населения города Нижний Тагил в осуществлении местного самоуправления являются:
1) правотворческая инициатива граждан;
2) территориальное общественное самоуправление;
3) публичные слушания;
4) собрание граждан;
5) конференция граждан (собрания делегатов);
6) опрос граждан;
7) обращения граждан в органы местного самоуправления (статья 7 Устава муниципального образования "Город Нижний Тагил").
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом (статья 12).
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304).
Права, предусмотренные статьями 301-304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305).
Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (статья 222).
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (статья 1065).
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (статья 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
При оценке заявленного прокурором иска в интересах муниципального образования суд учитывает особенности правового положения публично-правовых образований и позицию представителя муниципального образования "Город Нижний Тагил" в настоящем гражданском деле.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статьи 1, 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, устанавливающие гарантии самостоятельности в решении органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществления права судебной защиты местного самоуправления, а также учитывая возражения представителя муниципального образования "Город Нижний Тагил" по настоящему гражданскому делу, заявленный прокурором иск в интересах муниципального образования не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия юридической заинтересованности самого субъекта спорных материальных прав.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Таким образом, заявленный прокурором иск в интересах неопределенного круга лиц подлежит рассмотрению и разрешению судом в пределах объема прав нетитульных пользователей землей как природным объектом и природным ресурсом.
В судебном заседании представители сторон указывают на несоответствие исковых требований прокурора целям безопасности, поскольку демонтаж ограждения предоставляет свободный доступ на объект незавершенного строительства неопределенному кругу лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (статья 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 1, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Строительные нормы и правила, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 17.09.2002 N 123 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002", предусматривают, что до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая:
устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации;
освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировка территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод) и перекладка коммуникаций;
устройство временных автомобильных дорог, прокладка сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода;
завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений;
устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций.
Окончание подготовительных работ должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленному согласно СНиП 12-03 (пункт 3.3).
01.09.2001 введены в действие Строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".
Производственные территории (площадки строительных и промышленных предприятий с находящимися на них объектами строительства, производственными и санитарно - бытовыми зданиями и сооружениями), участки работ и рабочие места должны быть подготовлены для обеспечения безопасного производства работ.
Подготовительные мероприятия должны быть закончены до начала производства работ (пункт 6.1.1).
Допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии или не занятых на работах на данной территории запрещается.
Находясь на территории строительной или производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ и рабочих местах, работники, а также представители других организаций обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации (пункт 6.1.7).
Устройство производственных территорий, их техническая эксплуатация должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, государственных стандартов, санитарных, противопожарных, экологических и других действующих нормативных документов (пункт 6.2.1).
Производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям:
высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2;
ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком;
козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов;
ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания (пункт 6.2.2).
Материалы (конструкции) следует размещать в соответствии с требованиями настоящих норм и правил и межотраслевых правил по охране труда на выровненных площадках, принимая меры против самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания складируемых материалов (пункт 6.3.2).
В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства.
Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В указанных случаях застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительной площадки), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).
В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.
Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается прокурором, спорный забор является обязательным элементом оборудования строительной площадки, что с учетом требований градостроительного законодательства исключает полный либо частичный демонтаж существующих конструкций защитных ограждений как в период ведения строительных работ, так и на срок консервации объекта капитального строительства.
Реализация прав неопределенного круга граждан свободно, без каких либо разрешений находиться либо входить на территорию строительной площадки также недопустима в силу обязательных предписаний строительных норм и правил, в связи с чем, приведенные прокурором положения статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации неприменимы к спорным правоотношениям.
Предоставление спорного земельного участка для целей строительства и правомерность устройства ограждения территории строительной площадки подтверждаются постановлениями Администрации города Нижний Тагил, материалами межевания и кадастрового учета земельного участка, договором аренды и разрешением на строительство (л. д. 17-21, 37, 43-46, 49, 78-84, 107-111, 112-117).
Ошибочным является также применение прокурором к спорным конструкциям защитных ограждений строительной площадки норм статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суду следует учитывать постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать следующее.
С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. На требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется (пункт 22).
По смыслу абзаца 2 пункта 2 статьи 222 Кодекса ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица - лицо, получившее имущество во владение.
Если право собственности на самовольную постройку зарегистрировано не за владельцем, а за иным лицом, такое лицо должно быть привлечено в качестве соответчика к участию в деле по иску о сносе самовольной постройки.
Если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку (пункт 24).
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 26).
Положения статьи 222 Кодекса распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ (пункт 28).
Положения статьи 222 Кодекса не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании пункта 1 статьи 1065 Кодекса обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта (пункт 29).
По результатам многочисленных обращений ИП Вертунова О.Ю. начиная с 2007 года по вопросам надлежащего оформления правоустанавливающей и разрешительной документации (л. д. 14-16, 39-42, 47) постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок "..." Ленинского административного района города, площадью 5226 кв.м, с кадастровым номером "...", предоставлен ответчику в аренду сроком на 11 месяцев для строительства нулевого цикла для стоянки автотранспорта (л. д. 129), что исключает самовольный характер использования ИП Вертуновым О.Ю. спорной территории для оборудования строительной площадки объекта капитального строительства.
Кроме того, в силу предписаний статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ) право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.
В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Разрешение на строительство и проектная документация (сведения, содержащиеся в данных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Наличие государственной регистрации права собственности Вертунова О.Ю. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.12.2006 на объект незавершенного строительства предполагает наличие вышеуказанных документов у прежних правообладателей (застройщиков) в силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Забор может быть признан объектом недвижимости (сооружением), если прочно связан с землей, возведен и принят в эксплуатацию в установленном для строительства объектов недвижимого имущества порядке, если является сооружением вспомогательного использования.
В свою очередь, применительно к положениям статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации ограждение строительной площадки, состоящее из бетонных и деревянных конструкций, навесных ворот, имеет такое же правовое значение, как и любой другой знак (способ ясного обозначения), запрещающий общий доступ (вход) на земельный участок.
Спорный забор не имеет признаков объекта недвижимости:
монтаж имущества на специально возведенном для него фундаменте;
подведение к нему стационарных коммуникаций (электро-, тепло-, водоснабжения);
принадлежность строения к капитальным, а также характер работ по привязке фундамента к местности, по изготовлению фундамента и монтажу, свидетельствующий о возведении сооружения, прочно связанного с землей,
и в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как временная постройка не является объектом капитального строительства либо вспомогательным сооружением (строением) основного объекта незавершенного строительства и соответственно не может служить предметом государственной регистрации прав либо технической инвентаризации (Рекомендации по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятые Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991, Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219).
Являясь обязательным элементом оборудования строительной площадки, спорное ограждение функционально связано не с основным объектом недвижимости (объектом незавершенного строительства), а с ведением строительных работ (реконструкцией) либо консервацией объекта капитального строительства.
С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства судебная защита права пользования земельными участками городского поселения общего пользования неопределенного круга граждан (населения), не являющихся участниками спорных земельных отношений, в том числе в целях обеспечения свободного доступа (прохода) и использования имеющихся на этом участке природных объектов, возможна по искам заинтересованных лиц о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта на основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии создания угрозы жизни и здоровью граждан.
Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 169-О).
Положения части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 26, 27 и 35) не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, - такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 N 547-О-О).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске прокурору Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Муниципального образования "Город Нижний Тагил" и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Вертунову О.Ю. о сносе самовольной постройки отказать полностью.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.