РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июля 2011 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области ВАТУТИНОЙ Е.В.,
представителя ответчика муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская больница N 3" - КОЛЕСНИКОВОЙ Л.В., доверенность серии 66 АА 0412286 от 28 марта 2011 года, удостоверена нотариусом города Нижний Тагил Свердловской области МАСЛОВОЙ Н.Н. по реестру N 454Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-900/2011 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения "Детская городская больница N 3" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести помещения учреждения здравоохранения с временным пребыванием несовершеннолетних в соответствие с Правилами пожарной и санитарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
15 апреля 2011 года прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Детская городская больница N 3" (далее по тексту - МУЗ "ДГБ N 3") о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести помещения учреждения здравоохранения с временным пребыванием несовершеннолетних, расположенное по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, "адрес", в соответствие с Правилами пожарной и санитарной безопасности, просил:
признать незаконным бездействие администрации муниципального учреждения "Детская городская больница N 3", выразившиеся в не устранении нарушений Правил пожарной и санитарной безопасности в помещении поликлиники, расположенной по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, "адрес";
возложить на администрацию муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская больница N 3" обязанность по устранению нарушений Правил пожарной и санитарной безопасности в помещении поликлиники, расположенной по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, "адрес", зафиксированных в Акте проверки соблюдения правил содержания помещений медицинских учреждений и обращения с медицинскими отходами от 14 марта 2011 года, путем проведения капитального ремонта здания.
В обоснование требований прокурор указал, что 14 марта 2011 года прокуратурой проведена проверка соблюдения мер безопасности в поликлинике N 3 МУЗ "Детская городская больница N 3" с временным пребыванием несовершеннолетних, и установлено наличие оснований для обращения в суд за защитой законных интересов неопределенного числа лиц, в том числе несовершеннолетних, посещающих поликлинику.
Согласно Уставу МУЗ "ДГБ N 3" учреждение является некоммерческой организацией муниципальной системы здравоохранения; учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения (пункт 1.7); предметом деятельности учреждения является, в частности: оказание медицинской помощи детскому населению города (пункт 2.2.1); учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонты (пункт 3.4.4).
МУЗ "ДГБ N 3" имеет лицензию на медицинскую деятельность N от ДД.ММ.ГГГГ.
Поликлиника N 3 использует отдельно стоящее 2-х этажное здание по "адрес" в городе Нижний Тагил, находящееся в оперативном управлении.
При проверке исполнения Правил пожарной безопасности установлены нарушения пунктов 3, 40, 41, 52, 57 ППБ 01-03, пунктов 6.25, 6.9. СНиП 21-01-97, пунктов 8.2., 12.4 СНиП 41-01-2003, пунктов 3, 7, 7.1 НПБ 110-03. Данные нарушения выявлялись отделом государственного пожарного надзора и ранее, учреждению выдавались предписания об устранении нарушений. Письмом МУЗ "ДГБ N 3" от 7 мая 2011 года N 164 сообщило, что на 2011 год планирует противопожарную обработку деревянных конструкций чердака, покрытие стен путей эвакуации специальной краской и уборку архива из подвала на сумму 6 млн. руб.
Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения САНПИН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (Р.1, 4.2, 5.5., 5.6., 5.8., 6.5., 8.8., 15.11.2.).
По объяснениям главного врача МУЗ "ДГБ N 3" неисполнение технических мероприятий по приведению здания поликлиники N 3 в соответствие с требованиями пожарной и санитарной безопасности вызвано значительным обветшанием здания в целом, в 2010 году учреждением направлена заявка в адрес Минздрава Свердловской области, в которой запрошено выделение средств на капитальный ремонт, к ней приложена дефектная ведомость и смета на ремонт. В 2010 году по результатам предписания Госпожнадзора учреждением составлен график на период 2010-2013гг.; на 2011 год бюджетом выделены средства на монтаж пожарной сигнализации в поликлинике и на ремонт пожарной сигнализации в стационаре, однако средства не получены. Также выделяются средства в рамках федеральной программы на 2011 года на ремонт поликлиники по "адрес", однако денежные средства тратить на ремонт кровли поликлиник N 3 нельзя.
Правовым основанием обращения в суд прокурора являются требования статей 17, 18, 41, 42, 46 Конституции Российской Федерации, статей 34, 37, 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", статей 1, 3, 14, 34 (пункт 1), 76 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьи 3, 5, 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 1, 2, 120, 150 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 23 мая 2011 года по ходатайству представителя ответчика МУЗ "ДГБ N 3" в соответствии с частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил".
Помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области ВАТУТИНА Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержала.
Представителя ответчика МУЗ "ДГБ N 3" КОЛЕСНИКОВА Л.В., не оспаривая выявленные нарушения требований пожарной и санитарной безопасности, предъявленные требования признала, просила привлечь соответчика Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" к субсидиарной ответственности.
Представитель соответчика Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя соответчика.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 17 (часть 1), 18, 41 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 34 Закона N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению (статья 37 Закона N 69-ФЗ)
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закон N 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 8 указанного Закона N 52-ФЗ граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 Закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Закон N 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (статья 1 Закона N 7-ФЗ).
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (статья 3 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
МУЗ "ДГБ N 3" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц под основным государственным регистрационным номером "..." (л.д. 60).
Согласно Уставу МУЗ "ДГБ N 3" (л.д. 75-83), учреждение создано с целью удовлетворения потребности населения в медицинском обслуживании (пункт 2.1); предметом деятельности является, в частности, оказание медицинской помощи детскому населению города (экстренной, неотложной, консультативной, диагностической, профилактической, лечебной) (пункт 2.2.1). В учреждение на правах структурного подразделения входит детская городская поликлиника N 3 с филиалами (пункт 1.2). Учреждение относится к муниципальной системе здравоохранения (пункт 1.4); учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (пункт 1.7).
ДД.ММ.ГГГГ МУЗ "ДГБ N 3" выданы лицензии на право осуществления медицинской деятельности, в том числе в поликлинике, расположенной по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, "адрес" (л.д. 62-69).
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и МУЗ "ДГБ N 3" заключен договор N о передаче муниципального имущества в оперативное управление, в соответствии с которым МУЗ "ДГБ N 3" было передано в оперативное управление здание поликлиник N по "адрес" (л.д. 70-74).
Как следует из Устава, имущество учреждения находится в муниципальной собственности города Нижний Тагил, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении имущества учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом и договором с учредителем в соответствии с целью своей деятельности и назначением имущества, совершает любые действия, не противоречащие Гражданскому кодекса Российской Федерации, Уставу и договору о передаче имущества на праве оперативного управления (пункт 3.1 Устава). При осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано: эффективно использовать имущество; обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением его ухудшения вследствие нормативного износа, в процессе эксплуатации; осуществлять капитальный и текущий ремонты; начислять амортизационные отчисления на изнашиваемую часть имущества (пункт 3.4 Устава).
Актом проверки соблюдения правил содержания помещения медицинских учреждений и обращения с медицинскими отходами от 14 марта 2011 года, составленным комиссией в составе: старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил МАСЛЕННИКОВА В.А., ведущего специалиста эксперта НТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области К., и инспектора отделения надзорной деятельности ОНД г. Н. Тагила В., в присутствии уполномоченного лица - заместителя главного врача по поликлинике N 3 Ш. и старшей медсестры поликлиники Р., установлены нарушения пунктов 3, 40, 41, 52, 57 ППБ 01-03, пунктов 6.25, 6.9. СНиП 21-01-97, пунктов 8.2., 12.4 СНиП 41-01-2003, пунктов 3, 7, 7.1 НПБ 110-03 и САНПИН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (Р.1, 4.2, 5.5., 5.6., 5.8., 6.5., 8.8., 15.11.2.) - (л.д. 11-14).
Замечаний на акт проверки не поступило, наличие нарушений стороной ответчика в судебном заседании не оспаривалось. Согласно объяснительной руководителя учреждения и представителя ответчика причиной несвоевременного устранения допущенных нарушений является недостаточное финансирование из средств бюджета. Учреждение разработало план мероприятий по приведению здания поликлиники в соответствие с требованиями противопожарной безопасности и санитарных правил; обращалось за выделением финансовых средств.
МУЗ "ДГБ N 3", являясь юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, обязано соблюдать установленные законодательством требования противопожарной безопасности, санитарных норм и правил с целью охраны здоровья населения. Отсутствие финансовых средств на счетах МУЗ "ДГБ N 3" документально не подтверждено. Предпринятые учреждением меры является недостаточными, нарушения были выявлены не только при проведении проверки прокуратурой в 2011 году, данные нарушения имели место быть в 2008-2009гг., однако до настоящего в полном объеме не устранены, что является основанием для признания бездействий незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
При этом судом не усматривается оснований для устранения допущенных нарушений посредством проведения капитального ремонта здания, т.к. отмеченные в акте недостатки не свидетельствуют о необходимости проведения такого ремонта. Относятся ли все виды работ, необходимые для устранения выявленных нарушений, к производству капитального ремонта суду не представлено, в связи с чем, способ устранения нарушений ответчик вправе определить самостоятельно и в компетенцию суда не входит.
Доводы стороны ответчика о субсидиарной ответственности Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" судом не могут быть приняты во внимание.
Как установлено в судебном заседании, МУЗ "ДГБ N 3" обязано осуществлять капитальный и текущий ремонты здания поликлиники, переданного в оперативное управление; учреждение относится к муниципальной системе здравоохранения; учредителем является Управление здравоохранения Администрации города Нижний Тагил.
Согласно пункту 3.3 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, переданное ему собственником в соответствии с договором об оперативном управлении; бюджетные и внебюджетные средства, в том числе бюджетные ассигнования в соответствии с договором об участии учреждения в осуществлении государственных) федеральных, областных, муниципальных) программ (госзаказов); поступления от ФОМС, страховых организаций в соответствии с договорами ОМС; поступления от реализации медицинских медико-социальных услуг по договорам добровольного медицинского страхования; доходы, полученные от реализации услуг, а также от других видов собственной хозяйственной деятельности, разрешенной учреждению; кредиты банков и других кредиторов; благотворительные взносы, пожертвования организаций и граждан; иные источники, незапрещенные законодательством. Бюджетные средства учреждения используются в соответствии со сметой, утвержденной учредителем.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 23 марта 2011 года N 502 "Об утверждении Порядка финансирования видов медицинской помощи, мероприятий и расходов учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета города на 2011 года" закреплено, что направление расходов в секторе государственного управления осуществляется в зависимости от их экономического содержания, в частности, капитальные и текущие ремонты помещений, реконструкция здания и строений учреждений здравоохранения.
В силу абзаца 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ).
Указанные выше положения в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года (пункт 12 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Таким образом, к правоотношениям сторон, возникшим до 1 января 2011 года, подлежит применению абзац 4 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ), согласно которому частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Недостаточность денежных средств учреждения судом не установлена, соответствующие документы суду не предоставлены, кроме того, как установлено из представленных суду документов, финансирование работ по устранению недостатков осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования, вопрос о взыскании денежных средств перед судом не ставился, каких-либо денежных обязательств по договору МУЗ "ДГБ N 3" с третьими лицами с целью устранения недостатков не имеется, поэтому оснований для привлечения муниципального образования к субсидиарной ответственности не усматривается.
Руководствуясь статьями 12, 104, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального учреждения "Детская городская больница N 3", выразившиеся в не устранении нарушений Правил пожарной и санитарной безопасности в помещении поликлиники, расположенной по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, "адрес", зафиксированных в Акте проверки соблюдения правил содержания помещений медицинских учреждений и обращения с медицинскими отходами от 14 марта 2011 года.
Возложить на администрацию муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская больница N 3" обязанность по устранению нарушений Правил пожарной и санитарной безопасности в помещении поликлиники, расположенной по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, "адрес", зафиксированных в Акте проверки соблюдения правил содержания помещений медицинских учреждений и обращения с медицинскими отходами от 14 марта 2011 года.
В удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области к муниципальному учреждению здравоохранения "Детская городская больница N 3" о возложении обязанности устранить нарушения Правил пожарной и санитарной безопасности посредством проведения капитального ремонта и возложении субсидиарной ответственности по устранению нарушений на Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дня, со дня изготовления мотивированного текста решения с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.