РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2011 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) юридического отдела ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-2073/2011 по иску БОЛОНИНОЙ И.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N при оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, принято к зачету "..."; не принят к зачету период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учитель, "..."; поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истец БОЛОНИНА И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, включив спорные периоды работы в специальный стаж.
В обоснование требований истец указала, что в период работы в "..." осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, исполняла обязанности учителя. Независимо от наименования учреждения, в котором она работала, ее должностные обязанности не изменялись, она работала непосредственно с детьми. При изменении наименования учреждения должностные обязанности, цели деятельности образовательного учреждения не изменялись. Образовательное учреждение в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" реализовало образовательные программы и обеспечивало содержание и воспитание обучающихся воспитанников, выдавало аттестаты государственного образца.
При условии включения спорного периода работы в специальный стаж, на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж составляет "...".
Истец БОЛОНИНА И.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истца.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе истцу в досрочном назначении пенсии.
Огласив исковое заявление, заслушав возражения представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статье 7, подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности при оценке прав истца в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 составил "...".
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года N 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке общеобразовательных учреждений поименованы "общеобразовательные школы всех типов и наименований".
После 1 ноября 1999 года право определяется в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067. Данный Список применяется в отношении периодов работы до 11 ноября 2002 года. В Списке образовательных учреждений поименованы начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа и средняя общеобразовательная школа.
Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, применяемые к периодам работы с 12 ноября 2002 года, содержат наименование учреждений - "общеобразовательные учреждения - школы всех наименований".
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.
Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона Российской Федерации "Об образовании", в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
В судебном заседании установлено, что истец в спорные периоды, работая в "...", занималась педагогической деятельностью, реализовывала государственные образовательные программы, выполняла обязанности учителя, ее деятельность непосредственно была связана с детьми. Образовательное учреждение являлось муниципальным общеобразовательным учреждением для детей, имело статус самостоятельного юридического лица, учредителем которого выступало "...". Образовательное учреждение осуществляло образовательную деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, углубленного изучения физики и математики, обязательный уровень которых устанавливается государственным образовательным стандартом.
Указанные обстоятельства подтверждаются:трудовой книжкой, из которой следует, что истец была принята на работу в "...", учителем английского языка, школа неоднократно переименовывалась;-лицензией Департамента образования правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ серии Б N на осуществление образовательной деятельности в сфере начального, основного, среднего общего образования; углубленного изучения физики и математики;свидетельством о государственной аккредитации N серии N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающим право выдачи выпускникам документов государственного образца об образовании; Уставом МОУ "...", в котором прописан образовательный процесс; Постановлением Главы Администрации "..." от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации изменений в наименование муниципальных образовательных учреждений"; Уставом МОУ "..." в новой редакции;свидетельством о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ серии N N, подтверждающим право выдачи выпускникам документов государственного образца об образовании;лицензией Министерства общего и профессионального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ серии N N на осуществление образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, специального (коррекционного) образования VII вида, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования; свидетельством о государственной регистрации юридического лица;книгой учета и записи выданных аттестатов о среднем (полном) общем образовании за ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, цели, задачи и вид деятельности муниципального учреждения среднего (полного) общего образования соответствует целям, задачам и видам деятельности образовательных учреждений - "школа", "образовательная школа". Неполное (неправильное) наименование учреждения не является препятствием для реализации социальных прав истца на пенсионное обеспечение.
По делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих осуществление истцом педагогической деятельности, трудовая деятельность которой в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации) и подлежит признанию незаконным.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования БОЛОНИНОЙ И.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе БОЛОНИНОЙ И.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Признать за БОЛОНИНОЙ И.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж БОЛОНИНОЙ Инны Витальевны периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учитель, "..."; и назначить БОЛОНИНОЙ И.В. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.