РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2011 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
представителя истца СКОРОБОГАТОВОЙ А.И. - АЗОВЦЕВОЙ Н.П., доверенность серии 66 АА N 0536445 от 7 апреля 2011 года, удостоверена нотариусом нотариального округа город Первоуральск Свердловской области БЕЛЯЕВОЙ Л.С. по реестру N 3380,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-1928/2011 по иску СКОРОБОГАТОВОЙ А.И. к Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
26 сентября 2011 года истец СКОРОБОГАТОВА А.И. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о признании незаконными действия по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать поставить на учет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1945-1945 годов".
В обоснование исковых требований истец указала, что Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 2 сентября 2011 года N 1784 отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 части 1 статьи 54, статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Считает отказ незаконным, поскольку продать жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности, вынудило исключительное обстоятельство - резкое ухудшение состояния здоровья и необходимость в постоянном уходе. Муж С., участник Великой Отечественной Войны, умер ДД.ММ.ГГГГ, после его смерти истец проживала одна в частном доме, расположенном в "адрес" городского округа Свердловской области. После смерти мужа состояние здоровья стало резко ухудшаться, и в "..." году истцу была установлена "..." группа инвалидности. В поселке отсутствует медицинская помощь, и истцу приходилось ездить в "адрес" за 40 км. Истец стала часто нуждаться в посещении поликлиники. Поскольку проживала в частном доме, коммунальные удобства отсутствуют: нет горячей воды, холодную воду приходилось качать из скважины, баня пришла в непригодность. В силу возраста ( "..." лет) стало трудно справляться с хозяйством. Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о переезде к родственникам: дочери и внукам. ДД.ММ.ГГГГ продала дом и переехала к внучке Т. по адресу: г. Н. Тагил, "адрес".
Истец СКОРОБОГАТОВА А.И. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд своего представителя АЗОВЦЕВУ Н.П., выдав нотариально удостоверенную доверенность на право представлять ее интересы в суде. В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела лично или через представителей. Неявка истца не препятствует разрешению спора по существу в ее отсутствие.
Представитель истца АЗОВЦЕВА Н.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению спора по существу.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу части 3 стать 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 и статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (в ред. от 27 июля 2010 года), участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 (в редакции от 9 января 2010 года) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Признание членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны нуждающимися в жилье осуществляется на основании критериев, установленных в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещения или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1-1 статьи 3 Областного закона N З-ОЗ от 20 февраля 2006 года "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" и пунктом 3 Порядка обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов (далее по тексту - Порядка), утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года N 357-ПП (с изменениями и дополнениями), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области.
В соответствии с вышеуказанным Порядком формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, формируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области ежегодно до 1 февраля представляют изменения в списки, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства".
Право СКОРОБОГАТОВОЙ А.И. на получение мер социальной поддержки, установленных законом для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, подтверждается представленными суду документами, приобщенными к материалам гражданского дела. Статус истца, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, стороной ответчика не оспорено и подтверждается удостоверением серии "..." N, выданным ДД.ММ.ГГГГ органом социальной защиты (л.д. 7) и свидетельством о смерти С. (л.д.8).
Истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, "адрес", вместе с ней зарегистрированы Т. и несовершеннолетний Т., что подтверждается справкой МУ "СПО" от 22 сентября 2011 года N 123127 (л.д. 6).
Указанная квартира принадлежит на праве собственности Т. и несовершеннолетнему Т. в "..." доле каждому, что подтверждается выписками из ЕГРП от 3 августа 2011 года N 02/186/2011-394 и N 02/186/2011-395 (л.д. 14-15), и справкой ФСОГУП "Областной центр недвижимости"-"Нижнетагильское БТИ и РН" от 18 июля 2011 года (л.д. 16).
Ранее истец владела на праве собственности жилым домом под номером "..." по "адрес", общей площадью "..." кв.м, право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 9 августа 2011 года N 16/092/2011-381 (л.д. 10).
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 2 сентября 2011 года N 1784 "Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города" СКОРОБОГАТОВОЙ А.И., вдове участника Великой Отечественной войны, отказано в постановке на учет в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с неистечением срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что на ДД.ММ.ГГГГ (момент продажи дома "адрес") истец была зарегистрирована в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме общей площадью "..." кв.м по адресу: "адрес", и нуждающейся в улучшении жилищных условий не являлась; пятилетний срок с момента отчуждения имущества не истек (л.д. 5).
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Из пояснений стороны истца и представленных суду документов следует, что истец проживала в частном доме, не имеющих коммунальных удобств, истец проживала в доме одна, страдает рядом заболеваний, в связи с чем, установлена бессрочно "..." группа инвалидности. В силу возраста, состояния здоровья, наличия неблагоустроенного жилья и нуждаемости в посторонней помощи, истец произвела отчуждение принадлежащего ей жилого помещения. Целью совершения сделки было намерение переехать к родственникам и обеспечить свою старость и уход. Таким образом, умышленных действий со стороны истца с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий судом не усматривается, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования СКОРОБОГАТОВОЙ А.И. удовлетворить.
Признать незаконными подпункт 16 пункта 1 Постановления Администрации города Нижний Тагил от 2 сентября 2011 года N 1784 "Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города" об отказе СКОРОБОГАТОВОЙ А.И. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" устранить нарушения прав СКОРОБОГАТОВОЙ А.И. посредством постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.