РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2011 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
истца КУЛИКОВА В.В. и представителя истца МЕГЕРЯ П.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-1976/2011 по иску КУЛИКОВА В.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истец КУЛИКОВ В.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, просил:
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) за счет средств областного бюджета Свердловской области жилое помещение не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области, для КУЛИКОВА В.В., и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области.
Обязать Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области заключить с КУЛИКОВЫМ В.В. договор социального найма на построенное (приобретенное) и переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) для КУЛИКОВА В.В. жилое помещение.
В обоснование требований истец указал, что до достижения возраста 23 лет являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный статус подтвержден вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлен факт отсутствия родительского попечения в отношении истца с возраста одного месяца до достижения совершеннолетия. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении в "..."; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником "...". На период принятия Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", истцу было "...", следовательно, действие данного закона в части дополнительных гарантий по социальной поддержке на него распространялись. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда "адрес". Вместе с тем, истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". О нарушении своего права на внеочередное предоставление жилья истец узнал в ДД.ММ.ГГГГ после обращения к Уполномоченному по правам человека в "адрес".
Истец КУЛИКОВ В.В. и представитель истца МЕГЕРЯ П.П. в судебном заседании заявленные требования, основания и предмет иска поддержали, дополнительно указали следующее.
Истцу исполнилось "..." лет в ДД.ММ.ГГГГ, после окончания пребывания в детском доме обучался в училище N "адрес", проживал в общежитии училища около года; потом уехал в г. Н. Тагил, работал при детском доме, жил на подсобном хозяйстве; в последующем работал в санатории "адрес", где и проживал; в дальнейшем работал на стройке Мелькомбината, проживал в общежитии по "адрес" в магазине, было предоставлено общежитие по "адрес" после того, как общежитие сгорело, в ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города было предоставлено общежитие на "адрес". В дальнейшем проживал у друзей и знакомых, весной ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию города, и ему было предоставлено общежитие по "адрес", где до настоящего времени имеет регистрацию. При выпуске из детского дома и училища истцу не были разъяснены его права на обеспечение жилым помещением, также не были разъяснены данные права и Администрацией города Нижний Тагил, только после знакомства с представителем истец узнал о своих правах, и стал обращаться за защитой нарушенных прав, установив в судебном порядке факт отсутствия родительского попечения с возраста "..." до достижения совершеннолетия. Кроме того, истец является "...".
Просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении спора по существу в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против заявленных требований по следующим основаниям.
Истцом пропущен установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетний срок исковой давности, течение которого начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Истец должен был узнать о нарушении своего права по достижению совершеннолетия. Статья 37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции от 28 марта 1998 года устанавливала, что жилые помещения вне очереди предоставляются гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Как следует из представленных истцом доказательства, в ДД.ММ.ГГГГ истец окончил обучение в "..." "адрес", ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста совершеннолетия и имел статус гражданина, окончившего пребывание в государственном детском учреждении, при этом имел возможность ознакомиться с положениями статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, т.е. узнать о нарушении своего права на предоставление по окончании пребывания в государственном детском учреждении жилого помещения.
23 декабря 1996 года вступил в законную силу Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Данный нормативно-правовой акт также является общедоступным и общеизвестен с момента опубликования. Аналогичным образом с 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, официально опубликованный и общедоступный.
Более того, из представленного истцом ответа Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что до ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Администрацию города Нижний Тагил по вопросу предоставления ему жилого помещения взамен ранее занимаемого, что свидетельствует также и о наличии у истца объективной возможности обращения, в том числе в суд за защитой своего права.
Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ к моменту достижения истцом возраста "..." лет он должен был знать о нарушении своего права на внеочередное обеспечение жилым помещением и имел возможность обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ возникает только у лица, которое в период действия данного закона обладало статусом ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей (лица в возрасте до 18 лет). Соответственно, наличие у КУЛИКОВА В.В. на момент вступления в силе Закона N 259-ФЗ статуса лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет), не дает ему права на внеочередное обеспечение жильем за счет средств бюджета Свердловской области. Обратной силы Закон N 159-ФЗ не имеет и не распространяется на те права и обязанности, которые возникли до его вступления в силу. Обязанность по обеспечению КУЛИКОВА В.В. жилым помещением в соответствии со статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент достижения истцом возраста 18 лет, не может быть возложена на Министерство.
Нормы пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на истца не распространяются, т.к. на момент вступления в силу данного нормативно-правового акта истцом уже превышен возраст 23 года, обратной силы закон не имеет.
Просил в иске отказать.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" в судебное заседание в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области, привлеченного судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В обоснование своей позиции по делу представитель третьего лица в письменном отзыве указал, что Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета, в функции которого входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.
Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года N 100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" в 2011 году эта сумма составляет 350 000 тыс. руб.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года N 84-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения", Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года N 163-ПП "О главном распорядителе бюджетных средств" и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года N 100-ФЗ "Об областном бюджете на 2011 год" функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно Порядку является СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований.
Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами.
Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления: прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, заселение данных жилых помещений.
Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, такое полномочие Положение о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 18 января 2010 года N 1524-ПП, не предусматривает.
Представитель третьего лица ГОУ СО "Красноуральский детский дом" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд заявление от ДД.ММ.ГГГГ N с просьбой рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель третьего лица ГКОУ СО "Нижнетагильский детский дом-интернат N 1" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд заявление от ДД.ММ.ГГГГ N с просьбой рассмотреть дело без участия представителя, указав, сто исковые требовании я истца поддерживает, просит их удовлетворить.
Применительно к части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей вышеуказанных третьих лиц.
Представитель третьих лиц СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" и Правительства Свердловской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав пояснения стороны истца, огласив возражения ответчика и третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года N 163-ПП "О главном распорядителе бюджетных средств" и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года N 100-ФЗ "Об областном бюджете на 2011 год" функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года N 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований.
Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.
Статус КУЛИКОВА В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт отсутствия родительского попечения в отношении истца с возраста одного месяца до достижения совершеннолетия.
С возраста ДД.ММ.ГГГГ истец был определен в "...", в ДД.ММ.ГГГГ был переведен в "...", в ДД.ММ.ГГГГ переведен в "..." ДД.ММ.ГГГГ переведен в "...", котором находился на полном государственном обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником "..." В дальнейшем обучался в "..." "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При решении вопроса о помещении истца в государственные образовательные учреждения для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения за истцом не закреплялось.
После окончания образовательного учреждения истцу предоставлялось койко-место в различных общежитиях "адрес"; ДД.ММ.ГГГГ истцом заключен договор N найма жилого помещения в общежитии по адресу: г. Н. Тагил, "адрес". На основании Постановления Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истец принят по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, и включен в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов с учетом имеющейся льготы.
Вопрос о предоставлении жилого помещения в период действия статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, и с момента вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не решался.
Доводы стороны ответчика об отсутствии права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ, поскольку истец не обладал статусом ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей (лица в возрасте до 18 лет), имел статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет), суд находит несостоятельными. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вступил в силу 23 декабря 1996 года, истцу на указанную дату исполнилось 21 год. Указанным законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет.
В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
До настоящего времени жилье истцу не предоставлено, более того при обращении истца в Администрацию города Нижний Тагил по вопросу предоставления жилого помещения, права истцу не разъяснялись, в связи с чем истец, достигнув более зрелого возраста, получив информацию о нарушении его права, предпринимал меры к защите нарушенных прав, в том числе посредством установления в судебном порядке факта отсутствия родительского попечения. При этом судом учитывается и то обстоятельства, что истец является инвалидом с детства.
Вместе с тем, гарантированные государством права истца нарушены, до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета он не обеспечен. Оснований для применения срока исковой давности судом не усматривается.
Российская Федерации, являясь социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства.
В судебном заседании установлено, что право истца на обеспечение жильем социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья истцу, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования КУЛИКОВА В.В. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) за счет средств областного бюджета Свердловской области жилое помещение не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области, для КУЛИКОВА В.В., и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области.
Обязать Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области заключить с КУЛИКОВЫМ В.В. договор социального найма на жилое помещение, переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - КУЛИКОВА В.В..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.