РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н.,
при секретаре Путиловой Е.А.,
с участием: истицы Гумировой Н.К.,
представителя ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области - главный специалист-эксперт юридического отдела Толстоноженко Ю.А., действующая на основании доверенности N03-5053 от 25 апреля 2011 года, сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1691/2011 по иску Гумировой Н.К. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за N Гумировой Н.К. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с под.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ N173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ", принятый к зачету специальный стаж составил "..." лет "..." мес. "..." дней.
Гумирова Н.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за N от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж в календарном исчислении, возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскании судебных расходов за составление искового заявления в размере "..." рублей и оплату государственной пошлины в размере "..." рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области было вынесено решение N, в связи с чем решение от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу. Вышеназванным решением принят к зачету специальный стаж истца "..." лет "..." мес. "..." дней.
Не приняты к зачету следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "...") - "..." участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера, так как наименование должности- заведующая здравпунктом, не предусмотрено Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения N 377, применяемой к Списку N 464. Списком N 464 предусмотрено, что правом на пенсию за выслугу лет пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности. Документов, подтверждающих отнесение должности заведующая здравпунктом к среднему медицинскому персоналу не представлено. Оплата на "..." ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как документальное отсутствует документальное подтверждение занятия штатной должности "фельдшер"., также в указанный период имели место курсы повышения квалификации "..." месяц "..." дней, которые не подлежат зачету в специальный трудовой стаж, т.к. основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения является осуществление такой деятельности. Находясь на курсах повышения квалификации, истица не выполняла свои трудовые обязанности и не осуществляла лечебную деятельность. Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, а также Разъяснением Минтруда РФ N 5, предусмотрены периоды, в течение которых работник не выполнял свои функциональные обязанности, но которые как исключение подлежат зачету в специальный стаж, курсы повышения квалификации не поименованы;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...");
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - Муниципальное учреждение здравоохранения " "..." участковая больница", фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера, так как наименование должности не поименовано Списком N 1066. Оплата на "..." ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как документально не подтверждено занятие штатной должности "фельдшер".
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - Муниципальное учреждение здравоохранения " "..." участковая больница", фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера, так как наименование должности не поименовано Списком N 781. Оплата на "..." ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как отсутствует документальное подтверждение занятия штатной должности "фельдшер".
Также не включены в специальный трудовой стаж истца курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...").
Приняты только в календарном исчислении следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес". медсестра физиотерапевтического кабинета;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес". фельдшер;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", фельдшер, т.к. Списком N 464 наименование учреждения - "..." территориальная администрация, не предусмотрено, кроме того, данное учреждение не является лечебным. Лечебное учреждение - фельдшерско-акушерский пункт поименовано Списком N 464, но не обладает статусом юридического лица. В соответствии со ст. 12 Основ Законодательства РФ от 22.09.1999 года N 5487-1 все учреждения здравоохранения должны обладать статусом юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ. Перечень структурных подразделений, работа в которых может быть включена в специальный трудовой стаж независимо от наименования юридического лица предусмотрен только Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, которым поименовано структурное подразделение - фельдшерско-акушерский пункт, что дает право принять к зачету в стаж спорные периоды. Применяя правила Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 необходимо учитывать данные правила в полном объеме, в том числе и норму, регулирующую льготное исчисление стажа, а именно, в случае осуществления работы заявителем только в сельской местности требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии составляет 25 лет без применения льготного исчисление стажа, как за работу в сельской местности (1 год работы за 1 год и 3 месяца), данные периоды были включены пенсионным органом в календарном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066.
С учетом вынесенного ДД.ММ.ГГГГ решения истец уточнила требования, просила включить в ее специальный стаж периоды работы в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", медсестра физиотерапевтического кабинета; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", фельдшер и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", фельдшер
В обоснование заявленных требований указала, что спорные периоды подлежат включению в трудовой стаж по следующим основаниям.
Курсы повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, в связи с тем, что в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством до 01.11.1999 года, действовало утвержденное Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения и перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии по старости, которые предусматривали включение времени обучения на курсах повышения квалификации в стаж работы по специальности.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы.
Периоды работы в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта, подлежат включению в стаж работы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 мес., т.к. истец выполняла лечебную деятельность в сельской местности. В соответствии с п.5 под.п. а Правил исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по под.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и три месяца.
Согласно п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебных учреждений всех форм собственности.
В судебном заседании истец Гумирова Н.К. отказалась от исковых требований в части взыскания судебных расходов по оплате госпошлины и по оплате расходов на представителя, отказа в данной части требований принят судом, о чем вынесено определение.
В остальной части заявленные требования и обоснования заявленных требований, указанных в уточненном исковом заявлении истец поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагилу и Пригородному району Свердловской области Толстоноженко Ю.А. исковые требования не признала, поддержала доводы изложенные в письменном отзыве, в котором указала:
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ право на пенсию независимо от возраста предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах.
Согласно п. 3 ст. 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством РФ.
УПФР была произведена оценка пенсионных прав истицы по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством.
Истицей оспаривается подсчет специального стажа согласно нормам, действующим в периоды осуществления работы истицы.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года N 2-П определялось на основании следующих нормативных актов:
Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464; Список N 464 действует на периоды работы до 01 ноября 1999 года; Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года N 395, применяемой к Списку N 464; Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 года N 377, применяемой к Списку N 464; Списка должностей, работа в которых с 01.11.1999 ода подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения указанной пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 года N 130; Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы после 12.11.2002 года, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 года N 781 (далее Список N 781, Правила N 781); Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516. Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам.
Рассмотрев документы Гумировой Н.К., представленные для назначения досрочной трудовой пенсии, было вынесено решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ N (решение от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым, принятый к зачету стаж был определен равным "..." годам "..." месяцам "..." дням, т.е. необходимый 25-летний стаж отсутствует. Не приняты к зачету периоды работы:. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - Петрокаменская участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера, так как наименование должности - заведующая здравпунктом, не предусмотрено Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения N 377, применяемой к Списку N. Списком N предусмотрено, что правом на пенсию за выслугу лет пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности. Документы, подтверждающие отнесение должности заведующая здравпунктом к среднему медицинскому персоналу, в пенсионный орган не представлены. Кроме того, оплата на "..." ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как отсутствует документальное подтверждение занятия штатной должности "фельдшер". Кроме того, в указанный период имели место курсы повышения квалификации "..." месяц "..." дней, которые не подлежат зачету в специальный трудовой стаж, т.к. основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения является осуществление такой деятельности. Установление данного вида пенсии связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Находясь на курсах повышения квалификации, истица не выполняла свои трудовые обязанности и не осуществляла лечебную деятельность. Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, а также Разъяснением Минтруда РФ N 5, предусмотрены периоды, в течение которых работник не выполнял свои функциональные обязанности, но которые, как исключение, подлежат зачету в специальный стаж, где курсы повышения квалификации не поименованы. Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в ее специальный трудовой стаж.
Не приняты периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - Муниципальное учреждение здравоохранения " "..." участковая больница", фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера, так как наименование должности не поименовано Списком N 1066. Оплата на "..." ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как необходимо документальное подтверждение занятия штатной должности "фельдшер".
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - Муниципальное учреждение здравоохранения " "..." участковая больница", фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера, так как наименование должности не поименовано Списком N 781. Оплата на "..." ставки фельдшера не может быть принята к зачету в специальный трудовой стаж, так как необходимо документальное подтверждение занятия штатной должности "фельдшер".
Также не были включены в специальный трудовой стаж курсы повышения квалификации - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), имеющие место в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), которые не подлежат зачету в медицинский стаж по основаниям указанным выше.
Приняты в календарном исчислении следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес". медсестра физиотерапевтического кабинета;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", фельдшер;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", фельдшер. В отношении периодов работы до 01.11.1999 года применяется Список N 464. Данным списком наименование учреждения - "..." территориальная администрация, кроме того, данное учреждение не является лечебным. Лечебное учреждение - фельдшерско-акушерский пункт поименовано Списком N 464, но не обладает статусом юридического лица. В соответствии со ст. 12 Основ Законодательства РФ от 22.09.1999 года N 5487-1 все учреждения здравоохранения должны обладать статусом юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ. Перечень структурных подразделений, работа в которых может быть включена в специальный трудовой стаж независимо от наименования юридического лица предусмотрен только Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, которым поименовано структурное подразделение - фельдшерско-акушерский пункт, что дает право принять к зачету в стаж спорные периоды. Применяя правила Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 необходимо учитывать данные правила в полном объеме, в том числе и норму, регулирующую льготное исчисление стажа, а именно, в случае осуществления работы заявителем только в сельской местности требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии составляет 25 лет без применения льготного исчисление стажа, как за работу в сельской местности (1 год работы за 1год и 3 месяца). Таким образом, данные периоды были включены пенсионным органом в календарном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066.
Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений, не соответствующих наименованиям должностей, учреждений и их структурным подразделениям, указанным в списках устанавливается на федеральном уровне (п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, п. 4 Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066) и другие органы, в том числе и судебные, не вправе самостоятельно толковать и расширять списки.
При исключении оспариваемых периодов специальный трудовой стаж истицы составляет менее 25 лет в сельской местности, поэтому досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ не может быть назначена, в удовлетворении требований просит отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 27, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно ст.7, п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ при необходимости.
Министерству труда и социального развития РФ по ходатайству федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года N2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Конституционный суд РФ в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за N464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 (в редакции постановления Правительства РФ от 19 февраля 2001 года N130), применяемый к периодам с 01 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года и пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, применяемого к периодам работы с 12 ноября 2002 года, предусмотрено включение в стаж работы на общих основаниях работы в должностях, указанных в Списке, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. Также в Списке поименованы медико-санитарная часть, а также поименован средний медицинский персонал, независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года N395, предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениям учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Согласно п.4 постановления Правительства РФ N1066 от 22 сентября 1999 года, и п.2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
В стаж лечебной деятельности истицы не были зачтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ1г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "..." участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерский пунктом плюс "..." ставки фельдшера и Муниципальное учреждение здравоохранения " "..." участковая больница" фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерский пунктом плюс "..." ставки фельдшера так как наименование должности не соответствует номенклатуре должностей медицинского персонала, утвержденной приказом Минздрава от 15.10.1999 года N 377, в которой имеется должность "заведующая фельдшерским здравпунктом - фельдшер", и наименование данной должности не предусмотрено Списком должностей, утвержденным ПП РФ N 464 от 06.09.1991г., N1066 от 22.09.1999г. с изменениями и дополнениями от 19.02.2001г. N130 и N781 от 29.10.2002г.
Приняты только в календарном исчислении периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес" медсестра физиотерапевтического кабинета; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", фельдшер и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", фельдшер, т.к.Лечебное учреждение не обладает статусом юридического лица.
Согласно штатным нормативам медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденным приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года N 900, должность истицы именуется "заведующая (фельдшер)", в примечании к штатным нормативам указано, что наименование должности заведующего и других должностей определяется органом, утверждающим штатное расписание фельдшерско-акушерского пункта.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 31.12.1954 года утверждено Положение о сельском фельдшерском здравпункте, согласно которому фельдшерский здравпункт организуется для обслуживания населения при сельском совете или леспромхозе, если в радиусе 4-5 км нет сельской участковой больницы или амбулатории. Штатное расписание предусматривает должности фельдшера, акушерки и санитарки. На должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом допускается фельдшер с законченным средним медицинским образованием. Заведующий оказывает населению своего участка медицинскую помощь, ведет амбулаторный прием населения, осуществляет диспансеризацию, направляет больных в участковую больницу, обслуживает детские учреждения, не имеющие штатных медицинских работников. На заведующего дополнительно возлагаются обязанности по ведению документации и отчетности, выдаче справок и свидетельств о смерти, больничных листов, обеспечению здравпункта лекарственными препаратами и медикаментами.
В судебном заседании установлено, что истица в спорные периоды работы выполняла обязанности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшер.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: записями трудовой книжки (л.д.5-6); дипломом N, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12)из которого следует, что истица в "..." году поступила в "..." медицинское училище и в "..." году окончила полный курс названного училища по специальности фельдше; удостоверением N от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении истице "..." квалификационной категории по специальности "лечебное дело" (л.д.14); удостоверением N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении истице "..." квалификационных категорий по специальности "лечебное дело" (л.д.15); сертификатом от ДД.ММ.ГГГГ N о присвоении специальности "Лечебное дело" (л.д.15); выпиской из приказа N от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении истице высшей квалификационной категории по специальности "Лечебное дело" (л.д.16); уточняющей справкой от 03.08.2011г. исх N 53 (л.д.10) из которой следует, что Гумирова Н.К. работает в "..." участковой больнице с ДД.ММ.ГГГГ заведующей "..." фельдшерско-акушерским пунктом по настоящее время, оплата производилась за ставку фельдшера и "..."% ставки фельдшера, работала на одну ставку в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом- фельдшером.
Тождество наименований должностей "заведующая фельдшерско-акушерским пунктом" и "заведующая фельдшерско-акушерским пунктом- фельдшер" не вызывает у суда сомнения и подлежит установлению судом.
Ненормативное, неполное внесение наименования должности в трудовую книжку истца не может являться основанием к отказу включения вышеназванных периодов в специальный стаж истицы.
В соответствии с п.5 под.п. а Правил исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по под.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и три месяца.
Отсутствие у учреждения статуса юридического лица также не является основанием для отказа включения истице периодов работы только в календарном исчислении.
Из вышеизложенного следует, что трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что в спорные периоды истица работала в сельской местности, следовательно, вышеназванные периоды подлежит включению как календарно, так и в льготном исчислении, как один год и три месяца, а включенные периоды в календарном исчислении подлежат включению и льготно как 1 год 3 мес.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных, медицинских и фармацевтических, ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет могут быть допущены к практической медицинской и фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Лица, не законно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с Законодательством РФ.
В результате прохождения курсов повышения квалификации истице в апреле "..." года и ноябре "..." присваивалась "..." квалификационная категория по специальности "лечебное дело", что подтверждается удостоверениями N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15, сертификатом N (л.д.15).
Суд считает, что для медицинских работников в силу специальных нормативных актов (подтверждение квалификации по данной специальности) повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Учитывая изложенное периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного на момент обращения к ответчику за назначением пенсии - ДД.ММ.ГГГГ у истицы имелся необходимый специальный стаж 25 лет работы в сельской местности, следовательно с данного момента и должна быть назначена пенсия.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гумировой Н.К. удовлетворить.
Признать за Гумировой Н.К. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N, об отказе Гумировой Н.К. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Возложить на Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Гумировой Н.К. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы как в календарном так и в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 мес. :
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...");
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - Муниципальное учреждение здравоохранения " "..." участковая больница", фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - Муниципальное учреждение здравоохранения " "..." участковая больница", фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", заведующая фельдшерско-акушерского пункта + оплата "..." ставки фельдшера, за исключением курсов повышения квалификации, которые подлежат включению в календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..."), и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...").
Включить в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 мес. периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", медсестра физиотерапевтического кабинета;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", фельдшер;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "...") - "..." территориальная администрация, фельдшерско-акушерский пункт, "адрес", фельдшер.
Возложить на Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность назначить Гумировой Н.К. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня провозглашения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья- И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.