ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновской Е.В.,
с участием:
помощника прокурора Дзержинского района города Нижний ТагилСвердловской области Назырина А.А.,
представителя ответчика- администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" Малахова М.Р., действующего на основании доверенности от 13 июля 2010 года N53-2667, выданной сроком на три года,
представителя ответчика- комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" Бодеева А.А., действующего на основании доверенности от 25 апреля 2011 года N1777, выданной на срок по 31 декабря 2011 года,
при секретаре Гусевой Ю.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании материалы гражданского делаN2-1475/2011 по искупрокурора Дзержинского района города Нижний ТагилСвердловской области в интересахнеопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о возложении обязанности зарегистрировать переход права собственности на дорогу, включить ее в реестр муниципальной собственности, провести ремонт объекта улично- дорожной сети- автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинскогорайона города Нижний Тагил Свердловскойобласти в защиту прав неопределенного круга обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", в котором просит:
- возложить на администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" обязанность зарегистрировать в установленном законом порядке переход права собственности на дорогу, расположенную от "адрес" до автомобильной дороги "адрес";
- возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" обязанность включить в реестр муниципальной собственности и провести ремонт объекта улично-дорожной сети- автомобильной дороги, расположенной от "адрес" до автомобильной дороги "адрес".
В обоснование заявленных требований указал, чтопрокуратурой Дзержинского района г.Н.Тагила проведена проверка по поручению прокуратуры Свердловской области о непринятии мер уполномоченными органами в отношении дорог в муниципальной собственности.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на
территории г.Н.Тагила находится объект улично- дорожной сети:подъезд к "адрес" от автомобильной дороги "адрес", протяженностью 2км., который предназначен для движенияавтомобильного транспорта и является дорогой местного значения.
Согласно информации, предоставленной комитетом по управлению муниципальным имуществом МО "город Нижний Тагил",дорога, расположенная от "адрес" до автодороги "адрес", в реестре муниципальной собственности не числится, является бесхозной.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношенииавтомобильных дорог местного значения в границах городского округа а также осуществление иных полномочии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.50 данною Закона в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения.
Согласно ст.51 данного Закона органы местного самоуправления от именимуниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, при этом, они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользованиефизическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти объекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иныесделки в соответствии с федеральными законами.
Также, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.3 Федерального закона N257-ФЗ от 08.11.2007г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры,предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильнойдороги и расположенные па нихили под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,- защитные дорожные сооружения, искусственныедорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Искусственным дорожным сооружением являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересеченияавтомобильных дорог инымиавтомобильными дорогами, водотоками,оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона(зимники, мосты, переправы по льду путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Федеральным законом N178-ФЗ от 21.12.2001г "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды,автомобильные дороги, набережные, парки, скверы, бульвары, сады, водные объекты, пляжи и другие объекты) неподлежат отчуждению.
В соответствии с п.11 Положения о порядке владения, пользования распоряжения имуществом, находящимся в собственностиМО "город Нижний Тагил", утвержденного решением Нижнетагильскойгородской Думы от 29.06.2010г.,Комитет по управлению муниципальным имуществом по вопросам принятия в собственность муниципального образования объектов иных видов собственности готовит проект решения Нижнетагильской городской Думы.
Пунктом 12 статьи 36 Устава города Нижнего Тагила предусмотрено, что Администрация города ведет учет и реестр муниципального имущества.
Государственная регистрация прав на объекты муниципальной собственности осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п.1.6., 2.1., 2.5- 2.5.5 Положения о реестре муниципальной собственности, утвержденноерешением Нижнетагильской городской Думы от 23.05.2000г. N55/8, держателемреестра является комитет по управлению муниципальным имуществом.
Под ведением реестра понимаетсяпроцедура сбора, регистрации и обработки информации об объектах муниципального имущества.
Основанием для включения пли исключения объектов из реестра является: законили иной правовой акт Российской Федерации; постановление Правительства РФ; правовые акты органов государственной властии местного самоуправления; решения судебных органов; договор гражданско-правового характера; приказ председателя комитета.
Отсутствие приказа комитета по управлению имуществом и земельными отношениями в принятии объекта в муниципальную собственность подтверждает бездействие органов местного самоуправления в решении данного вопроса.
Дорога, расположенная от "адрес" до автодороги "адрес", предназначена для решения вопросов местного значения, относится к муниципальномуимуществу в силу закона, в связи с чем, подлежитвключению в реестр муниципальной собственности МО "город Нижний Тагил".
Проблема правого регулирования режима использования дорог, на которые не зарегистрировано право муниципальной собственности, требует пристального внимания,поскольку связана с реальной угрозой жизни и здоровью граждан. Указанные дороги никем не ремонтируются по причине неопределенности балансовой принадлежности и в отсутствие надлежащего содержания представляют реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Бездействие органа местного самоуправления, выражающееся в невключении дорог в реестр муниципальной собственности и нерегистрации собственности муниципалитета на указанное имуществонарушает права неопределенногокруга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт дорожного покрытия, не отслеживается техническое состояние дорожного покрытия (обрушения, снежного затора и т.д.), могут наступить тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью людей, оказавшихсяна дорожном покрытии.
В предварительном судебном заседании представителем ответчика- администрации Муниципального образования "город Нижний Тагил" Малаховым М.Р., действующим на основании доверенности, заявлено ходатайство о передаче гражданского дела по подсудности в Пригородный районный суд Свердловской области, поскольку объект улично-дорожной сети- автомобильная дорога от "адрес" до автомобильной дороги "адрес", в отношении которой рассматриваются исковые требования, в соответствии с ч.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации является объектом недвижимости, перемещение которого, в силу прочной связи с землей, без соразмерного ущерба его назначению невозможно, и расположена в территориальных границах Пригородного района Свердловской области.
Помощник прокурора Дзержинского района города Нижний ТагилСвердловской области Назырин А.А. ипредставитель ответчика- Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования "город Нижний Тагил" Бодеев А.А., действующий на основании доверенности, не возражали против передачи дела по подсудности в Пригородный районный суд Свердловской области.
Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской системы права. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
В соответствии с ч.1 ст.47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.
Как усматривается из представленной в материалах дела съемки объект улично-дорожной сети- автомобильная дорога, расположенный от "адрес" до автомобильной дороги "адрес", находится в территориальных границах Пригородного района Свердловской области.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Поскольку исковое заявление прокурора Дзержинского района города Нижний ТагилСвердловской области было принято Ленинским районным судом г.Н.Тагила Свердловской области с нарушением правил подсудности, то гражданское дело подлежит передаче для рассмотрения в Пригородный районный суд Свердловской области по месту нахождения объекта улично- дорожной сети- автомобильной дороги.
Руководствуясь ст.ст.30, 33, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Гражданское делоN2-1475/2011 по искупрокурора Дзержинского района города Нижний ТагилСвердловской области в интересахнеопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования "город Нижний Тагил", Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования "город Нижний Тагил" о возложении обязанности зарегистрировать переход права собственности на дорогу, включить ее в реестр муниципальной собственности, провести ремонт объекта улично- дорожной сети- автомобильной дорогипередать по подсудности в Пригородный районный суд Свердловской области, по месту нахождения объекта улично- дорожной сети- автомобильной дороги.
Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья- Е.В. Блиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.