РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Цаплина С.П., Сопина В.И. и Дроздова В.Г. об оспаривании решений Администрации города Нижний Тагил об отказе в формировании и предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Цаплин С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сопин В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дроздов В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживают на территории Свердловской области и относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
По результатам освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы:
ДД.ММ.ГГГГ Цаплину С.П. установлена "..." группа инвалидности по "...",
ДД.ММ.ГГГГ Сопину В.И. установлена "..." группа инвалидности в связи "...",
ДД.ММ.ГГГГ Дроздову В.Г. установлена "..." группа инвалидности по "...",
и предоставлены меры социальной защиты в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (статья 17).
05.04.2011 Цаплин С.П. обратился в Администрацию города Нижний Тагил с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью "..." кв.м на территории города Нижний Тагил в районе "адрес" или по "адрес" между участками N и N в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
05.04.2011 Сопин В.И. обратился в Администрацию города Нижний Тагил с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка на территории города Нижний Тагил в районе "адрес" между участками N и N, площадью "..." кв.м, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
05.04.2011 Дроздов В.Г. обратился в Администрацию города Нижний Тагил с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью "..." кв.м на территории города Нижний Тагил по "адрес", площадью "..." кв.м, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Письмами заместителя Главы Администрации города Нижний Тагил по стратегическому развитию и инвестициям К. от 05.05.2011 N 53-1783, от 05.05.2011 N 53-1787, от 05.05.2011 N 53-1782 Цаплину С.П., Сопину В.И. и Дроздову В.Г. сообщено, что испрашиваемые земельные участки планируются Администрацией города Нижний Тагил к продаже на аукционе. Земельный участок по "адрес" предоставлен в собственность другому лицу по решению Ленинского районного суда города Нижний Тагил.
Цаплину С.П., Сопину В.И. и Дроздову В.Г. разъяснено право на приобретение земельного участка однократно бесплатно в собственность на основании пункта 2 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 04.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" в соответствии с Административным регламентом по предоставлению бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил, утвержденным Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 21.09.2010 N 2100, либо на общих основаниях путем участия в аукционе по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.
15.06.2011 Цаплин С.П. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным отказа Администрации города Нижний Тагил в формировании и предоставлении заявителю в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "..." кв.м.
15.06.2011 Сопин В.И. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным отказа Администрации города Нижний Тагил в формировании и предоставлении заявителю в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "..." кв.м.
15.06.2011 Дроздов В.Г. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным отказа Администрации города Нижний Тагил в формировании и предоставлении заявителю в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "..." кв.м.
Цаплин С.П., Сопин В.И. и Дроздов В.Г. просят обязать Администрацию города Нижний Тагил сформировать и предоставить спорные земельные участки в аренду для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование своих требований Цаплин С.П., Сопин В.И. и Дроздов В.Г. указали, что относятся к категории граждан, постоянно проживающих на территории Свердловской области, являются инвалидами и в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Указанные нормы закона имеют прямое действие и подлежат непосредственному применению.
Определением суда от 15.07.2011 вышеуказанные гражданские дела соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Заявители Цаплин С.П., Сопин В.И. и Дроздов В.Г. в судебное заседание не явились и просили о рассмотрении дела в их отсутствие (т. 3 л. д. 47-49).
В судебном заседании представитель заявителей Цаплина С.П., Сопина В.И. и Дроздова В.Г. - адвокат Капинус Е.А. пояснила, что спорные земельные участки до настоящего времени не сформированы и не поставлены на кадастровый учет. Земельные участки необходимы заявителям для индивидуального жилищного строительства и подлежат предоставлению Администрацией города Нижний Тагил на условиях аренды, за плату и без проведения торгов (аукциона).
Представитель Капинус Е.А. не располагает сведениями о соблюдении Цаплиным С.П., Сопиным В.И. и Дроздовым В.Г. правил предварительного согласования с Администрацией города Нижний Тагил места размещения объекта строительства и подаче заявлений о выборе земельного участка.
Представитель заинтересованного лица - Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен (т. 3 л. д. 36), что в силу статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению заявлений.
Представитель заинтересованного лица - начальник юридического отдела Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил Барановская Л.А. пояснила, что Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляя гражданам право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, не регламентирует виды прав на землю и условия их приобретения инвалидами.
Цаплин С.П., Сопин В.И. и Дроздов В.Г. имеют право на приобретение земельного участка однократно бесплатно в собственность на основании пункта 2 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 04.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", но с соблюдением порядка, в том числе очередности предоставления, установленного Административным регламентом по предоставлению бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил, утвержденным Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 21.09.2010 N 2100.
В порядке реализации права на приобретение земельного однократно бесплатно в собственность в настоящее время в городе Нижний Тагил гражданами подано более 400 заявлений, по результатам рассмотрения которых большинство граждан приняты на учет постановлениями Главы города Нижний Тагил, в том числе сформированы отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное получение земельных участков, в которые включены инвалиды.
Предоставление Цаплину С.П., Сопину В.И. и Дроздову В.Г. выбранных ими земельных участков нарушает установленную Административным регламентом очередность предоставления земельных участков и права других, включенных в списки граждан, имеющих такое же право на внеочередное либо первоочередное получение земель.
Спорные земельные участки по адресу: "адрес" до настоящего времени не сформированы и не поставлены на кадастровый учет. Формирование земельного участка по "адрес" невозможно в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Для выполнения землеустроительных работ в целях формирования, кадастрового учета и оценки земельных участков Администрацией города Нижний Тагил в настоящее время проведено размещение муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
По результатам межевания планируется сформировать 400 земельных участков в целях предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Предоставление гражданам для индивидуального жилищного строительства земельных участков в аренду без проведения торгов не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления.
Списки граждан, включенных в очередь на предоставление земельных участок, размещены на сайте Муниципального образования "Город Нижний Тагил" в сети Интернет в соответствии с требованиями Административного регламента.
Заявитель Сопин В.И. воспользовался своим правом на однократное бесплатное получение земельного участка в собственность и постановлением Администрации города Нижний Тагил от 28.04.2011 N 771 включен в список N 1 под N 68.
Цаплин С.П., Сопин В.И. и Дроздов В.Г. не обращались в Администрацию города Нижний Тагил с заявлениями о выборе земельного участка, в связи с чем, данный вопрос не рассматривался на заседании Межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил.
Представитель заинтересованного лица - Муниципального учреждения "Центр земельного права" просил о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 3 л. д. 46).
Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и исследовав письменные доказательства, суд находит заявления Цаплина С.П., Сопина В.И. и Дроздова В.Г. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 1, 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Действие настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным последствиям.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (статья 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
В частности, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2).
Согласно статьям 11.1, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статьи 11.3, 29 Кодекса).
Из представленных сторонами документов, в том числе поквартальной кадастровой выписки и кадастрового плана территории (т. 1 л. д. 11-18, т. 2 л. д. 11-16, т.3 л. д. 11-18), следует, что испрашиваемые земельные участки ( в границах плана) по адресу: "адрес" до настоящего времени не сформированы, в связи с чем, не могут служить объектами прав, предметами договоров приватизации либо аренды и преддоговорного спора в настоящем гражданском деле.
Приведенные Цаплиным С.П., Сопиным В.И. и Дроздовым В.Г. доводы не учитывают положений действующего земельного законодательства и установленных законом различий в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от вида вещных прав, вида разрешенного использования (в частности, для индивидуального жилищного строительства), условий платности либо безвозмездности приобретения, а также необходимости предварительного согласования места размещения объектов строительства.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1 статьи 28 Кодекса).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Кодекса).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (статья 15 Кодекса).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статья 28 Кодекса).
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
По общему правилу продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду указанному гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (статья 30.1 Кодекса).
Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает орган местного самоуправления,
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (статья 38 Кодекса).
В соответствии с Законом Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии с федеральными законами осуществляет законодательное регулирование земельных отношений, в том числе устанавливает случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан (статья 5).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Свердловской области для индивидуального жилищного строительства в следующих случаях:
1) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
2) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
3) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, окончили образовательные учреждения начального, среднего и (или) высшего профессионального образования и работают по трудовому договору в сельской местности по полученной специальности;
4) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, не достигли возраста 35 лет, состоят между собой в браке и совместно обратились за предоставлением земельного участка;
5) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, являются родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и совместно обратились за предоставлением земельного участка;
6) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и являются одинокими родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими несовершеннолетних детей (статья 54-7).
Статья 54-7 введена Областным законом от 20.11.2009 N 103-ОЗ.
Рассмотрев письма Главы города Нижний Тагил от 18.06.2010 N 53-2354, от 22.06.2010 N 53-2389, в соответствии с Кодексом, статьей 54-7 Областного закона от 07.07.2004 N 18-ОЗ, руководствуясь статьей 21 Устава города Нижний Тагил, Нижнетагильской городской Думой принято решение от 24.06.2010 N 36 "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданам для индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил", которым администрации города Нижний Тагил предложено:
ежегодно предоставлять гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно не менее 10 процентов земельных участков от их общего количества, формируемых Администрацией города Нижний Тагил для целей индивидуального жилищного строительства в течение календарного года;
разработать и принять Регламент по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в срок до 30 июля 2010 года.
Постановлением администрации города Нижний Тагил от 21.09.2010 N 2100 утвержден Административный регламент по предоставлению бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил.
Постановление опубликовано в газете "Горный край" 24.09.2010 N 69 и как муниципальный нормативный правовой акт вступило в силу после его официального опубликования (статья 45 Устава муниципального образования "Город Нижний Тагил").
Административный регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий администрации города Нижний Тагил по предоставлению бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил.
Действие Регламента распространяется на земельные участки из земель населенных пунктов, расположенных в границах города Нижний Тагил и находящихся в собственности муниципального образования город Нижний Тагил, а также на земельные участки, право государственной собственности, на которые не разграничено, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Свердловской области возложены на органы местного самоуправления муниципального образования.
Право на получение земельных участков для категорий граждан, установленных в Регламенте, для целей индивидуального жилищного строительства реализуется при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Земельные участки в соответствии с Регламентом предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Регламентом.
Список земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляется в администрацию города Нижний Тагил ежегодно в срок до 1 октября на каждый календарный год управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил (статья 1).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Регламентом, право на приобретение в собственность однократно бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства имеют постоянно проживающие на территории Свердловской области граждане, указанные в статье 54-7 Закона Свердловской области от 07.06.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", в том числе инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 2).
Решение о предоставлении заявителю в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства принимается администрацией города Нижний Тагил (статья 3).
Прием заявления о постановке на учет и предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность осуществляется муниципальным учреждением "Центр земельного права" (орган учета).
Для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно заявители подают в орган учета заявления по форме, указанной в Приложении к настоящему Регламенту, и следующие документы в двух экземплярах (инвалиды):
копию паспорта или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя, а также подтверждающего факт его постоянного проживания на территории Свердловской области;
копию справки медико-социальной экспертизы о наличии инвалидности (статья 4).
Орган учета в течение пяти рабочих дней со дня представления заявителем заявления и всех документов направляет через отдел по делопроизводству организационного управления администрации города в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области письменный запрос о представлении информации о наличии или отсутствии реализованного заявителем права на однократное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Свердловской области.
По результатам рассмотрения документов, представленных заявителем, и справки Министерства орган учета передает их в отдел земельных правоотношений администрации города для подготовки проекта постановления администрации города Нижний Тагил о включении заявителя в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно либо об отказе во включении заявителя в очередь.
Постановление администрации города Нижний Тагил о включении заявителя в очередь либо об отказе во включении заявителя в очередь принимается в течение одного месяца со дня предоставления справки Министерством, и передаются отделом в орган учета.
Граждане, имеющие право на внеочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, включаются в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. Указанным гражданам земельные участки предоставляются вне очереди.
Граждане, имеющие право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, включаются в отдельный список граждан, имеющих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно (список N 1). Последовательность включения заявителей в список N 1 определяется по дате и времени подачи заявления и необходимых документов в соответствии с требованиями настоящего Регламента.
Земельные участки предоставляются в хронологической последовательности, исходя из даты и времени приема заявления и документов, указанных в журнале регистрации заявлений, с учетом требований настоящего Регламента: в первую очередь, гражданам, включенным в отдельный список, а при их отсутствии гражданам, включенным в список N 1, а затем - гражданам, включенным в очередь.
Очередь и списки обнародуются путем вывешивания на информационном стенде органа учета и размещения на официальном сайте муниципального образования "Город Нижний Тагил" в сети Интернет в течение семи рабочих дней со дня их утверждения постановлением Администрации города Нижний Тагил, при условии письменного согласия заявителей на опубликование своих персональных данных.
На каждого заявителя, включенного в очередь, органом учета заводится учетное дело, в котором содержатся все представленные заявителем документы (статья 5).
В соответствии с настоящим Регламентом заявителю предоставляется земельный участок, сформированный в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города и отдел обеспечивает осуществление работ по формированию земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства:
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города обеспечивает:
- подготовку схем расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории;
- определение вида разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- подготовку санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Отдел обеспечивает:
- изготовление межевых планов;
- постановку земельных участков на государственный кадастровый учет;
- проведение оценки рыночной стоимости земельных участков (статья 6).
Поскольку федеральным и областным законодательством не определен порядок однократного бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления вправе осуществлять нормативное правовое регулирование спорных земельных правоотношений в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Административный регламент по предоставлению бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил, утвержденный постановлением Администрации города Нижний Тагил от 21.09.2010 N 2100, является действующим муниципальным нормативным правовым актом и подлежит применению судом при рассмотрении и разрешении настоящего гражданского дела.
Из представленных заинтересованными лицами документов следует, что 27.02.2010 Сопин В.И. обратился в Администрацию города Нижний Тагил с заявлением о предоставлении однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Административным регламентом.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 28.04.2011 N 771 "О формировании списков очередности на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства" Сопин В.И. включен в список N 1, порядковый номер 68 (т. 2 л. д. 23-25).
Согласно статье 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Выбор земельного участка осуществляется в следующем порядке.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (статья 31 Кодекса).
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 07.10.2010 N 2228 утверждено Положение о межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил.
Межведомственная комиссия является постоянно действующим коллегиальным (совещательным) органом, уполномоченным Главой города для рассмотрения возможности размещения объектов строительства производственного, коммунального, жилищно-бытового и гражданского назначения и выбору земельных участков с учетом перспективы использования территории муниципального образования город Нижний Тагил в соответствии с градостроительными, социальными, экономическими, экологическими и иными условиями, независимо от ведомственной подчиненности застройщиков, источников финансирования и сметной стоимости строительства.
Работа Комиссии осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и иным действующим законодательством.
Задачей Комиссии является определение возможности и условий размещения и развития объектов строительства гражданского, коммунального и производственного назначения на территории муниципального образования город Нижний Тагил.
Для вынесения вопроса на рассмотрение Комиссии заявителю необходимо представить в управление архитектуры и градостроительства Администрации города заявление о выделении земельного участка для строительства объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Заседания Комиссии проводятся по мере поступления заявлений от заявителей, но не реже 1 раза в месяц.
Заявления от заинтересованных лиц в выделении земельного участка для строительства рассматриваются в порядке очередности по дате регистрации заявления в соответствии с настоящим Положением.
Комиссией принимается одно из следующих решений:
1) рекомендовать Администрации города оформить акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории;
2) рекомендовать Администрации города отказать в выборе земельного участка для строительства с указанием причины (причин) отказа.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Наличие у Цаплина С.П., Сопина В.И. и Дроздова В.Г. правового статуса инвалида и права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства подтверждается справками бюро медико-социальной экспертизы (т. 1 л. д. 6, т.2 л. д. 6, т. 3 л. д. 6).
В соответствии со статьей 9 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года разъяснено, что аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего земельного законодательства (с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации) предоставление Цаплину С.П., Сопину В.И. и Дроздову В.Г. Администрацией города Нижний Тагил земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства возможно на общих основаниях, а также с учетом правового статуса инвалида, в порядке и на условиях:
в собственность за плату без предварительного согласования места размещения объекта, но исключительно на торгах (аукционе);
в собственность за плату без проведения торгов (аукциона), но с предварительным согласованием места размещения объекта;
в собственность бесплатно в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет, в соответствии с Административным регламентом по предоставлению бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил, утвержденным постановлением Администрации города Нижний Тагил от 21.09.2010 N 2100;
в аренду за плату без предварительного согласования места размещения объекта, но исключительно на торгах (аукционе);
в аренду за плату без проведения торгов (аукциона), но с предварительным согласованием места размещения объекта и на срок строительства этого объекта.
При этом право на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (аукциона) может быть реализовано Цаплиным С.П., Сопиным В.И. и Дроздовым В.Г. исключительно в рамках двухсторонней процедуры выбора земельного участка для строительства, установленной статьей 31 Кодекса.
Из содержания заявлений и приложенных к ним документов следует, что Цаплин С.П., Сопин В.И. и Дроздов В.Г. в досудебном порядке не обращались в Администрацию города Нижний Тагил (Управление архитектуры и градостроительства) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, содержащим общие указания на назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка и испрашиваемое право на земельный участок.
В заявлениях, поступивших в Администрацию города Нижний Тагил 05.04.2011, Цаплин С.П., Сопин В.И. и Дроздов В.Г. фактически просили сформировать и предоставить им индивидуально-определенные и самостоятельно выбранные (в одностороннем порядке, без участия органа местного самоуправления) земельные участки.
Однако наличие у Цаплина С.П., Сопина В.И. и Дроздова В.Г. правового статуса инвалида и права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не означает, что орган местного самоуправления обязан предоставить по требованию заявителей любой произвольно выбранный ими земельный участок (Обзор судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда за первый квартал 2011 года).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17 Конституцией Российской Федерации).
Норма статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о праве инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства может быть реализована гражданами на стадии предоставления земель и только в отношении сформированного органами местного самоуправления и поставленного на кадастровый учет земельного участка, не обремененного обязательствами органов местного самоуправления перед третьими лицами.
Та же норма закона не освобождает граждан-инвалидов от необходимости соблюдения общего порядка предварительного согласования с органами местного самоуправления места размещения объекта строительства на стадии выбора земель до формирования и постановки на кадастровый учет индивидуально-определенных земельных участков.
Таким образом, требования Цаплина С.П., Сопина В.И. и Дроздова В.Г. о формировании и предоставлении спорных земельных участков для строительства без предварительного согласования с органом местного самоуправления места размещения объекта противоречат положениям статей 30, 31 Кодекса.
В свою очередь, отказ Администрации города Нижний Тагил в формировании и предоставлении Цаплину С.П., Сопину В.И. и Дроздову В.Г. выбранного ими в одностороннем порядке земельных участков носит законный, обоснованный характер и направлен на защиту земельных прав неопределенного круга граждан, в том числе права на участие в торгах (аукционе) и приобретение тех же земельных участков в собственность либо в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В заявлениях Цаплину С.П., Сопину В.И. и Дроздову В.Г. об оспаривании решений Администрации города Нижний Тагил об отказе в формировании и предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", отказать полностью.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.