РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Гуриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Альтмана А.Н. к администрации Муниципального образования "Город Нижний Тагил", Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области и Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" об оспаривании действий (бездействия) и создании межведомственной комиссии для оценки соответствия жилого помещения требованиям пригодности (непригодности) для проживания,
УСТАНОВИЛ:
Многоквартирный, 4-подъездный, 3-этажный жилой дом N по "адрес" в городе Нижний Тагил построен в 1940-х годах.
Квартира N в вышеуказанном жилом доме, распложенная на ... этаже, принадлежит на праве полной собственности Альтману А.Н. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан (приватизации) от ДД.ММ.ГГГГ N и свидетельства о праве на наследство по завещанию, удостоверенного нотариусом города Нижний Тагил К. ДД.ММ.ГГГГ в реестре за N 2-1912.
Собственниками помещений жилого дома N по "адрес" в городе Нижний Тагил избран способ управления - управляющей организацией ООО "УК Ленинского района", с которой ДД.ММ.ГГГГ Альтманом А.Н. заключен договор N на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома.
В период 2007-2010 годов Альтманом А.Н. велась переписка с администрацией города Нижний Тагил, исполнительными органами государственной власти Свердловской области и управляющей организацией по вопросам оценки вышеуказанного жилого помещения на пригодность (непригодность) для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение от 28.01.2006 N 47), проведения капитального ремонта квартиры и жилого дома в целом и финансирования ремонтных работ.
Письмом администрации города Нижний Тагил от 17.08.2010 N 3029, письмом Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 28.04.2010 N 04-06/1161 и письмом ООО "УК Ленинского района" от 23.08.2010 N 3072 Альтману А.Н. разъяснены компетенция и порядок рассмотрения вопросов межведомственной комиссией.
01.12.2010 Альтман А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Муниципального образования "Город Нижний Тагил", Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области и ООО "УК Ленинского района", в котором просит:
признать действия (бездействие) администрации Муниципального образования "Город Нижний Тагил" незаконными;
обязать администрацию Муниципального образования "Город Нижний Тагил", обратившись в Правительство Свердловской области в Управление ГЖИ для создания межведомственной комиссии для осуществления на основании оценки соответствия жилых помещений настоящим требованиям, под представительством должностного лица указанного органа исполнительной власти Свердловской области, так как местные дискредитировали себя, для оценки жилого помещения по адресу: город Нижний Тагил, "адрес", дом N, квартира N;
в состав комиссии включить уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
В обоснование своих требований Альтман А.Н. указал, что, несмотря на длительный срок эксплуатации многоквартирного жилого дома N по "адрес", капитальный ремонт не производился. В указанном доме истец проживает с ... года и в настоящее время занимаемая им квартира N нуждается в ремонте.
На фасаде здания имеются 4 трещины со смещением капитальной стены. Квартиры, расположенные на ... этаже, ранее администрацией города не ремонтировались и эта обязанность сохраняется за ответчиком в соответствии с законодательством о приватизации жилья.
Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N по "адрес" о проведении капитального ремонта не принималось и данный вопрос на обсуждение собрания не вносился. Также Альтман А.Н. не обращался с заявлением об оценке состояния спорного жилья в межведомственную комиссию муниципального образования "Город Нижний Тагил", поскольку полагает, что этими вопросами должна заниматься управляющая компания.
Представитель ответчика - ... администрации города Нижний Тагил Кузьменкова Ю.А. иск Альтмана А.Н. не признала полностью и пояснила, что постановлением Главы города Нижний Тагил от 30.04.2009 N 593 утвержден состав межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данная комиссия на основании обращений граждан также рассматривает заявления об оценке частных жилых помещений и домов. Однако Альтман А.Н. с таким заявлением в межведомственную комиссию не обращался. При этом истцу неоднократно разъяснялась необходимость подачи заявления и документов в межведомственную комиссию муниципального образования "Город Нижний Тагил".
Заявление в межведомственную комиссию подается в отдел документального обеспечения администрации города, откуда передается Главе города, по резолюции которого заявление поступает председателю межведомственной комиссии.
В указанном доме ... процента общей площади помещений принадлежит Муниципальному образованию "Город Нижний Тагил". Принятие решений о проведении капитального ремонта жилого дома отнесено к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Такое решение по жилому дому N по "адрес" до настоящего времени отсутствует.
Представитель ответчика - ... по Горнозаводскому управленческому округу Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области Соколов С.Б. иск Альтмана А.Н. также не признал полностью и пояснил, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания только в соответствии с Положением от 28.01.2006 N 47. Указанным Положением установлен порядок обращения заинтересованных лиц в межведомственную комиссию, который Альтманом А.Н. не соблюден.
Специалисты Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области неоднократно обследовали жилой дом N по "адрес" в городе Нижний Тагил, в том числе на основании жалоб истца. Дом 1948-1949 года постройки и имеет незначительные трещины. Однако состояние жилого дома в целом не позволяет отнести его к аварийному и не требует расселения граждан.
Представитель ответчика - ООО "Управляющая компания Ленинского района" и третье лицо Альтман С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Альтмана А.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьям 1, 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (далее - Закон от 27.04.1993 N 4866-1) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Порядок гражданского судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в том числе, по делам по заявлениям об оспаривании действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, регулируется главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из положений части 1 статьи 246 Кодекса следует, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 Кодекса и другими федеральными законами. Следовательно, к делам, возникающим из публичных правоотношений, правила искового производства применяются, если не установлено иное. Данное положение распространяется и на правила оформления заявления и его подачи. Поэтому если, несмотря на неправильно избранную форму обращения в суд, соблюдены все иные требования, установленные гражданским процессуальным законодательством для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, то суд должен принять данное заявление к своему производству и рассмотреть дело по существу в порядке, установленном главой 25 Кодекса (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007года).
Заявленный Альтманом А.Н. спор с администрацией города Нижний Тагил носит публично-правовой характер и подлежит рассмотрению и разрешению судом по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Самостоятельные требования к поименованным в исковом заявлении ответчикам Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области и ООО "Управляющая компания Ленинского района" Альтманом А.Н. не сформулированы, что определяет пределы судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 35, 55 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Согласно статье 1 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
В Постановлении от 07.07.2005 по делу "Малиновский против России" (жалоба N 41302/02) Европейский Суд по правам человека напомнил, что материальные активы, такие как долги, в отношении которых заявитель может утверждать, что обладает "законным ожиданием" получения эффективного пользования конкретным материальным активом, могут также подпадать под понятие "имущества", содержащееся в статье 1 Протокола N 1 к Конвенции. В частности, Европейский Суд неоднократно устанавливал, что "требование" может пониматься как "собственность" по смыслу статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции в случае, если в достаточной мере установлено, что оно может быть юридически реализовано.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О).
В соответствии со статьей 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" к компетенции Верховного Суда Российской Федерации отнесено обеспечение единства судебной практики и законности.
В Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, разъяснено, что из нормы статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), статья 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 Кодекса и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 15 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение от 28.01.2006 N 47).
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (пункт 7).
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пункт 8).
Поскольку в соответствии со статьями 51, 52 и 57 Кодекса:
граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди;
на органы местного самоуправления возложена обязанность принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
реализация органом местного самоуправления своих полномочий в отношении частных жилых помещений, предусмотренных пунктом 8 Положения от 28.01.2006 N 47, является не только правом, но и обязанностью органа местного самоуправления, исполнение которой имеет своей целью защиту жилищных прав граждан.
В соответствии со статьями 2, 7 Закона от 27.04.1993 N 4866-1 обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 30.04.2009 N 593 утвержден состав межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В настоящее время межведомственная комиссия Муниципального образования "Город Нижний Тагил" действует в составе:
председатель комиссии - заместитель Главы администрации города по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике;
заместитель председателя комиссии - начальник управления по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города;
члены коми:
начальник Нижнетагильского отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области;
заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города;
директор филиала СОГУП "Областной Центр недвижимости" - "Нижнетагильское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости";
начальник филиала СОГУП "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" - "Межрайонное Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости Горнозаводского округа";
начальник управления учета и распределения жилья администрации города;
заместитель начальника управления Государственной жилищной инспекции по Свердловской области;
начальник отдела Государственного пожарного надзора города Нижний Тагил;
представители специализированной проектной организации.
В судебном заседании представитель администрации города Нижний Тагил пояснила, что межведомственная комиссия в своей работе руководствуется непосредственно Положением от 28.01.2006 N 47, в том числе в порядке реализации пункта 8 Положения осуществляет оценку соответствия частных жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования, на основании заявлений граждан.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом (статья 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (статья 4 Кодекса).
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (статья 19 Кодекса).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (статья 2 Кодекса).
Пункт 7 Положения от 28.01.2006 N 47 также определяет компетенцию межведомственных комиссий в зависимости от формы собственности и вида жилищного фонда.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает создание смешанных межведомственных комиссий, на основе различных форм собственности, с одновременным участием в составе комиссий представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 6 Закона от 27.04.1993 N 4866-1).
Положение от 28.01.2006 N 47 устанавливает порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (пункт 43).
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы (пункт 45).
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения) либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (пункт 46).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47).
По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52).
В Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009, разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 Положения от 28.01.2006 N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как установлено в судебном заседании, несмотря на длительную переписку с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Свердловской области, Альтман А.Н. до настоящего времени не обратился в межведомственную комиссию муниципального образования "город Нижний Тагил" с заявлением о рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) занимаемого истцом жилого помещения для проживания и признания многоквартирного жилого дома в целом аварийным.
Перечисленные в пункте 45 Положения от 28.01.2006 N 47 документы в комиссию истцом также не передавались.
На необходимость подачи такого заявления в межведомственную комиссию Альтману А.Н. неоднократно разъяснялось в письменных ответах организаций ответчиков (л. д. 6-17).
Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 169-О).
Таким образом, отказ органов исполнительной власти Свердловской области и органа местного самоуправления в создании "смешанной" межведомственной комиссии носит законный и обоснованный характер, не влечет каких-либо нарушений прав и охраняемых законом интересов истца, в том числе не препятствует обращению Альтмана А.Н. в межведомственную комиссию Муниципального образования "Город Нижний Тагил" с заявлением об оценке занимаемого жилого помещения и многоквартирного дома в целом.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске Альтману А.Н. к администрации Муниципального образования "Город Нижний Тагил", Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области и Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" об оспаривании действий (бездействия) и создании межведомственной комиссии для оценки соответствия жилого помещения требованиям пригодности (непригодности) для проживания отказать полностью.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.