РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Парадеева Е.Ю.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о понуждении поставить на учет бесхозяйное недвижимое электросетевое имущество,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Свердловэнерго" и Муниципальным образованием "Горноуральский городской округ" заключено соглашение N, по условиям которого ОАО "Свердловэнерго" принял во владение, содержание и эксплуатацию бесхозяйные электросетевые объекты, расположенные на территории Горноуральского городского округа:
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес".
16.05.2011 прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа, в котором просит:
признать незаконным бездействие Администрации Горноуральского городского округа по постановке на учет бесхозяйного электросетевого имущества, находящегося на территории Муниципального образования "Горноуральский городской округ";
обязать Администрацию Горноуральского городского округа принять меры к постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого имущества органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просит установить ответчику срок для исполнения спорных обязательств до 01.02.2012.
В обоснование требований прокурор ссылается на соглашение N от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Свердловэнерго" и Муниципальным образованием "Горноуральский городской округ" о передаче спорных объектов электросетевого хозяйства (всего 47 наименований) как бесхозяйного имущества во владение, содержание и эксплуатацию ОАО "Свердловэнерго".
Согласно Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Данное положение закона носит императивный, а не диспозитивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей, и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.
Электросетевые объекты предназначены для длительного использования для нужд населения. Несвоевременное принятие ответчиком мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных электросетевых объектов и отсутствие собственника имущества может привести к ухудшению состояния данных объектов и в конечном итоге к их нерабочему состоянию, и как следствие к нарушению прав граждан.
Представители ответчика - ... Администрации Горноуральского городского округа Лямов Ю.В. и ... Администрации Горноуральского городского округа Парамонов Д.В. иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц в части требований о постановке на учет объектов электросетевого имущества, расположенных на территории Горноуральского городского округа и перечисленных в соглашении N от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Свердловэнерго" и Муниципальным образованием "Горноуральский городской округ", в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, признали полностью.
В остальной части иск не признали и пояснили, что для выполнения спорных работ требуются значительные затраты бюджетных средств и времени для размещения муниципального заказа, оформления технической документации на спорные объекты электросетевого имущества и сбор иных документов, необходимых для подачи в органы Росреестра.
В настоящее время Гороноуральский городской округ не располагает финансовыми средствами для выполнения спорных работ. Такие расходы могут быть учтены только в бюджете на следующий 2012 год при условия оказания муниципальному образованию финансовой помощи за счет средств областного бюджета. По этой причине представители ответчика полагают, что бездействие Администрации Гороноуральского городского округа не может быть квалифицировано как незаконное.
Представитель третьего лица - ... Нижнетагильских электрических сетей ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" Каракулов А.В. пояснил, что спорные объекты электросетевого имущества находятся в управлении и техническом содержании ОАО "Свердловэнерго" на основании соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ. Со времени заключения указанного соглашения и по настоящее время претензий от населения и других потребителей не поступало.
Для проведения спорных работ по оформлению технической документации на спорные объекты электросетевого имущества потребуется не менее одного года. Стоимость работ составит около ... руб.
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" оказывает такие услуги муниципальным образованиям посредством участия в торгах и заключения договора аренды объектов электросетевого имущества на условиях выполнения спорных работ.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие (л. д. 121).
Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 1, 16 Федеральным законом от 06.10.2003 N 121-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
К вопросам местного значения городского округа относятся:
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения (статья 3).
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статья 215 Кодекса).
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Кодекса).
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (статья 225 Кодекса).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580.
В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
В случае если право собственности на объект недвижимого имущества не зарегистрировано в ЕГРП, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, одновременно с документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, должен быть предоставлен кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимого имущества, либо выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года технический паспорт или иной документ, содержащий описание такого объекта недвижимого имущества.
Государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляются до учета объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных вещей (Письмо Минэкономразвития России от 08.04.2010 N Д23-1229 "О государственном техническом учете объектов капитального строительства, являющихся бесхозяйными недвижимыми вещами").
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, принятие Администрацией Горноуральского городского округа мер к установлению и государственной регистрации права муниципальной собственности, государственному техническому учету и технической инвентаризации действующих на территории муниципального образования бесхозяйных объектов электросетевого имущества относиться к решению вопросов местного значения городского округа и составляет непосредственную обязанность органов местного самоуправления.
В состав территории Горноуральского городского округа входят: рабочий поселок Горноуральский, поселок Висим, поселок Новоасбест, поселок Синегорский, поселок Черноисточинск, поселок Анатольская, поселок Братчиково, поселок Вилюй, поселок Дальний, поселок Зональный, поселок Лая, поселок Леневка, поселок Молодежный, поселок Монзино, поселок Отрадный, поселок Первомайский, поселок Ряжик, поселок Северка, село Балакино, село Башкарка, село Большие Галашки, село Бродово, село Бызово, село Дрягуново, село Кайгородское, село Краснополье, село Лая, село Малая Лая, село Мокроусское, село Мурзинка, село Николо-Павловское, село Новопаньшино, село Петрокаменское, село Покровское, село Шиловка, село Южаково, деревня Анатольская, деревня Беляковка, деревня Верхняя Алабашка, деревня Дубасова, деревня Зырянка, деревня Кондрашина, деревня Корнилова, деревня Луговая, деревня Маркова, деревня Матвеева, деревня Новая, деревня Новая Башкарка, деревня Реши, деревня Сартакова, деревня Сарапулка, деревня Сизикова, деревня Слудка, деревня Соседкова, деревня Старая Паньшина, деревня Темно-Осинова, деревня Фокинцы, деревня Харенки, деревня Черемшанка, деревня Шмиха (статья 2 Устава Горноуральского городского округа, утвержденного Решением Думы Горноуральского городского округа от 23.12.2010 N 38/1).
Поименованные в соглашении N от ДД.ММ.ГГГГ бесхозяйные объекты электросетевого имущества расположены на территории Муниципального образования "Горноуральский городской округ", ранее находились на балансе ликвидированных государственных организаций и по информации Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области до настоящего времени не имеют правообладателей и не приняты на учет как бесхозяйное недвижимое имущество (л. д. 7-18, 82-131).
В соответствии со статьями 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям.
К бездействию относится неисполнение обязанности, возложенной нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия органов и должностных лиц (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии Администрации Горноуральского городского округа, выразившемся в непринятии своевременных мер к учету находящихся в эксплуатации бесхозяйных объектов электросетевого имущества в целях выполнения возложенных на органы местного самоуправления действующим законодательством обязанностей по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения.
Приведенные представителями ответчика доводы в обоснование правомерности бездействия Администрации Горноуральского городского округа не учитывают особенностей положения публично-правовых образований и требований действующего законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53 Конституции Российской Федерации).
Отсутствие в данных конституционных нормах непосредственного указания на необходимость вины соответствующего должностного лица или лиц, выступающих от имени органа государственной власти, как на условие возмещения государством причиненного вреда, не означает, что вред возмещается государством независимо от наличия вины.
Наличие вины - общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно. Исходя из этого в гражданском законодательстве предусмотрены субъективные основания ответственности за причиненный вред, а для случаев, когда таким основанием является вина, решен вопрос о бремени ее доказывания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 N 1-П).
Федеральным законом от 11.04.1998 N 55-ФЗ ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985, подписанная от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 28.02.1996.
В Европейской хартии раскрывается понятие местного самоуправления, под которым понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
При этом Администрация Горноуральского городского округа как орган местного самоуправления при осуществлении государственных функций (ведении публичных дел) должна учитывать правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации по вопросу разумности сроков судебного разбирательства, в частности, о том, что государство несвободно в ссылке на недостаток денежных средств в качестве основания для неисполнения судебного решения.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предложенный прокурором срок продолжительностью до 01.02.2012 для проведения спорных мероприятий по учету бесхозяйного электросетевого недвижимого имущества носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.36 пункт 1 подпункты 9, 19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 204, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации Горноуральского городского округа, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйных объектов недвижимого электросетевого имущества, расположенных на территории Муниципального образования "Горноуральский городской округ".
Обязать Администрацию Горноуральского городского округа в срок до 01.02.2012 поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйные объекты недвижимого электросетевого имущества, расположенные на территории Муниципального образования "Горноуральский городской округ":
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес"
"адрес".
На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.