РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Свининой О.В.,
при секретаре Робертус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры "Нижнетагильская филармония" о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение культуры "Нижнетагильская филармония" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, имеет штатное расписание в количестве 63 единиц и выступает стороной работодателя в трудовых отношениях с физическими лицами.
03.05.2011 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к МУК "Нижнетагильская филармония" о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в течение шести месяцев с момента вынесения решения суда.
В обоснование требований прокурор ссылается на результаты проверки учреждений, подведомственных Управлению культуры администрации города Нижний Тагил, в ходе которой установлено, что в организации ответчика до настоящего времени не проведена аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика - директор - художественный руководитель МУК "Нижнетагильская филармония" Горнакова А.Д. в судебное заседание не явилась и направила в суд заявление, в котором иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда признала полностью и указала, что МУК "Нижнетагильская филармония" является муниципальным учреждением и финансируется из средств городского бюджета. Ввиду недостаточности бюджетного финансирования аттестация рабочих мест по условиям труда в учреждении не проведена.
В настоящее время МУК "Нижнетагильская филармония" обратилась в Управление культуры администрации города Нижний Тагил с просьбой о выделении финансовых средств для проведении спорных мероприятий в 2011 году. В проектной смете на 2012 год учтены спорные расходы, связанные с мероприятиями по охране труда, и в настоящее время разрабатывается план проведения аттестации рабочих мест.
Определениями суда от 23.05.2011 и 09.06.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление культуры администрации города Нижний Тагил и Государственная инспекция труда по Свердловской области, представители которых в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения прокурора и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 352 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
самозащита работниками трудовых прав;
защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
судебная защита.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (статья 353 Кодекса).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (статья 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при осуществлении прокурорского надзора и правосудия (часть 3 статьи 1).
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 209 Кодекса).
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (статья 212 Кодекса).
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:
1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно с протоколами измерений и оценок условий труда;
5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных работодателем МУК "Нижнетагильская филармония" нарушений в области охраны труда, что вызывает необходимость судебной защиты трудовых прав неопределенного круга физических лиц.
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (статья 21 Кодекса).
При этом также следует учитывать основные правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации:
государство несвободно в ссылке на недостаток денежных средств в качестве основания для неисполнения судебного решения;
наличие сложных внутригосударственных процедур по исполнению судебного решения не освобождает государство от обязанности исполнить решение в разумные сроки.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предложенный прокурором срок продолжительностью шесть месяцев для проведения мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансового положения ответчика возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать Муниципальное учреждение культуры "Нижнетагильская филармония" провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и направить результаты аттестации в виде пакета документов в Государственную инспекцию труда по Свердловской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального учреждения культуры "Нижнетагильская филармония" государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.