РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н.
при секретаре Путиловой Е.А.,
с участием: истицы Чепкасовой Э.Ф.,
представителя ответчика- ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области ведущего специалиста -эксперта (юрисконсульта юридического отдела Петуховой О.В., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела за N2- 1062/2011 по иску Чепкасовой Э.Ф. к Управлению Пенсионного фонда в городе Н. Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления ПФ РФ в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N Чепкасовой Э.Ф. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ", по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, не принят к зачеты следующие периоды:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. ( "...") - заведующая здравпункта, "..."", "..." поликлиника, г.Н.Тагил, период не принят к зачету, т.к. в соответствии со статьей 81 закона от 20.11.1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 30 лет в городах. В соответствии со статьей 83 закона от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в РФ" N 340-1 постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 года утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу. В указанном Списке конкретных наименований должностей не предусмотрено, поэтому необходимо руководствоваться Номенклатурой должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года N377. В соответствии с Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ по штатным расписаниям не представляется возможным сделать вывод об отнесении должности к среднему медицинскому персоналу.
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. ( "...") - заведующая здравпунктом, "..." поликлиника, "..."", г.Н.Тагил,
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. ( "...") - заведующая здравпунктом, Медико-санитарная часть "..."", г.Н.Тагил, периоды не прияты к зачету, т.к. в соответствии со статьей 81 закона от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 30 лет в городах. В соответствии со статьей 83 закона от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в РФ" N340-1 постановлением Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 года утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В указанном Списке наименование должности "заведующая здравпункта" не предусмотрена.
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. ( "...") - заведующая здравпунктом. Медико-санитарная часть "...", г.Н.Тагил, не прият к зачету, поскольку в соответствии со статьей 27 пункта 1 подпункта 20 Закона РФ от 17.12.2001 года N 173 - ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, т. е. с выполнением работы в определенных должностях и учреждениях. Списки соответствующих работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии согласно пункта 2 статьи 27 Закона N 173 от 17.12.2001 года при необходимости утверждаются Правительством РФ. В соответствии с указанными полномочиями, постановлением Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 года утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения Наименование должности "заведующая здравпунктом" не предусмотрено данными Списками.
Иные исключенные периоды истец не оспаривает.
Чепкасова Э.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии N от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности включить спорные периоды работы в специальный стаж, и возложении на ответчика обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указала, что наименование должности "заведующая здравпунктом" неполное, работодатель должен был внести изменение в наименование должности которую следует именовать- "заведующая фельдшерским здравпунктом- фельдшер".
Истица в судебном заседании требования поддержала, указала, что в здравпункте она работала одна, выполняла обязанности как фельдшера так и заведующей здравпунктом. В штате имелся и фельдшер, но так как цех в котором она работала работал и во вторую смену, они вместе с фельдшером работали в разные смены. В спорные периоды работы в должности заведующего здравпунктом исполняла обязанности, как фельдшера, так и обязанности заведующей фельдшерским здравпунктом. В обязанности фельдшера входило: оказание доврачебной экстренной помощи, осмотр больных, оказание помощи при острых заболеваниях и при травмах, при необходимости больные направляются в поликлинику или стационар, проведение профилактических мероприятий (периодические осмотры, прививки, флюорографические обследования, осмотр инфекционных больных); проведение санитарно-просветительской работы, ведение учета заболеваемости. В обязанности заведующей входило: составление графика работы, составление месячных и годовых отчетов, получение медикаментов в поликлинике. Также она проводила физиотерапевтические процедуры, такие как тубус
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагил Свердловской области в судебном заседании требования истицы не признал. В обоснование возражений указал, что спорный период не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку наименование должностей "заведующая здравпунктом" не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства N781 от 29.10.2002г. Должность должна именоваться -"заведующая фельдшерским здравпунктом- фельдшер".
Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений, не соответствующих наименованиям должностей, учреждений, их структурным подразделениям, указанным в Списках, устанавливается на федеральном уровне. В удовлетворении требований просит отказать.
Заслушав пояснения истицы, представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно ст.7, п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть 2 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет.
Принятый к зачету специальный стаж истицы в учреждениях здравоохранения составил "..." (л.д.8-11).
Министерству труда и социального развития РФ по ходатайству федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за N464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 (в редакции постановления Правительства РФ от 19 февраля 2001 года N130), применяемый к периодам с 01 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года и пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, применяемого к периодам работы с 12 ноября 2002 года, предусмотрено включение в стаж работы на общих основаниях работы в должностях, указанных в Списке, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, являющихся структурнымиподразделениями государственных и муниципальных организаций. Также в Списке поименованы медико-санитарная часть, а также поименован средний медицинский персонал, независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года N395, предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениям учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Согласно п.4 постановления Правительства РФ N1066 от 22 сентября 1999 года, и п.2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Положениями "О фельдшерском здравпункте", утвержденными Приказами МЗ СССР от 03.01.1978 г. N12, Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 г. N130 и штатными нормативами предусмотрено, что фельдшерские здравпункты возглавляются фельдшером или медицинской сестрой.
Согласно Положения о фельдшерском здравпункте Приложение N5 к приказу Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994г. N130 (л.д.23), фельдшерский здавпункт- структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся, служащим и учащимся учебных заведений. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются: оказание первой доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности. Осуществляет первичную доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, организует транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения; направляют больных на консультации и лечение в лечебно-профилактические учреждения; проводят лечебные и реабилитационные мероприятия в соответствии с назначением врача и т.д.
В судебном заседании установлено, что истица в спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняла обязанности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшер, заводская поликлиника, "..."", в последующем заведующая здравпунктом, "..."" г.Н.Тагил.; свидетельствами о повышении квалификации из которого следует, что истица в ДД.ММ.ГГГГ. повышала квалификацию в ГОУ ВПО " "..." медицинская академия" по вопросу лечебного дела (л.д.19); сертификатом N от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении специальности "лечебное дело" (л.д.20), выпиской из штатного расписания (л.д.27), из которой следует, то истица работая заведующей здравпункта, проводила предрейсовые и послерейсовые осмотры; должностной инструкцией заведующей здравпункта на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.31-33), из которой следует, что зав. здравпункта- специалист со средним медицинским образованием, имеющий подготовку по общей практике и стаж работы не менее 5 лет, оказывает первичную доврачебную помощь трудящихся и учащимся непосредственно по месту работы, принимает участие в организации и проведении мероприятий по профилактике заболеваемости, выполняет в пределах своей компетенции лечебные процедуры по назначению врача и осуществляет контроль за соответствующим состоянием здоровья трудящихся, организует транспортировку больных в пострадавших в лечебные учреждения, проводит профилактические прививки и т.д.
Тождество наименований должностей "заведующая здравпунктом" и "заведующая здравпунктом- фельдшер" не вызывает сомнения и подлежит установлению судом, спорный период подлежит включению в специальный стаж истицы.
Неполное или неправильное наименование должности не может являться основанием к отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, лечебная деятельность истицы в спорный период трудовой деятельности отвечает требованиям п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ"., решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе истице в назначении пенсии создает препятствие к осуществлению истице права на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным.
На ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорных периодов работы в специальный стаж истицы и назначению пенсии с момента за ее обращением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на данный период ( дату обращения) у истицы имелся необходимый 30 летний стаж для назначения пенсии.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Чепкасовой Э.Ф. удовлетворить.
Признать за Чепкасовой Э.Ф. право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Чепкасовой Э.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"- незаконным.
Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Чепкасовой Э.Ф. периоды работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. ( "...") - заведующая здравпункта, "..." поликлиника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. ( "...") - заведующая здравпунктом, заводская поликлиника, "..." г.Н.Тагил, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. ( "...") - заведующая здравпунктом, Медико-санитарная часть "..."" г.Н.Тагил, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. ( "...") - заведующая здравпунктом, Медико-санитарная часть "..."" г.Н.Тагил и назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента провозглашения с принесением жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья - И.Н.Зайцева.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.