РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хмара И.А. к Муниципальному учреждению "Служба правовых отношений" об оспаривании перерасчета размера компенсации расходов на оплату жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Решением УВД "..." края от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт применения политических репрессий в отношении Хмара И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - нахождения в несовершеннолетнем возрасте вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями на спецпоселении, о чем Хмара И.А. выдана справка N о реабилитации и предоставлены меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" за счет средств областного бюджета.
Жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: город Нижний Тагил, "адрес", общей площадью "..." кв. м, принадлежит на праве общей долевой собственности Хмара И.А. и его супруге Х. в равных долях - по "..." каждому на основании договора передачи квартиры в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации от ДД.ММ.ГГГГ N.
В указанной квартире также постоянно проживают и зарегистрированы по месту жительства члены семьи собственников жилого помещения: дочь Чернянская Ж.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В период до ДД.ММ.ГГГГ Хмара И.А., являющемуся пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ и собственником жилого помещения в многоквартирном доме, предоставлялась компенсация 50 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, занимаемого им и совместно с ним проживающими членами его семьи, включающая в себя оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, и компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, включающая в себя оплату холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, в пределах нормативов, устанавливаемых Правительством Свердловской области для семей, на основании статьи 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области".
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП "О порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации" утверждены Нормы площади жилого помещения и нормативы потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Компенсация 50 процентов расходов на оплату жилого помещения, на которую имеют право реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, рассчитывается в пределах следующих норм:
в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из части общей площади жилого помещения, определяемой как частное от деления общей площади жилого помещения на общее количество членов семьи, но не более 18 квадратных метров на лицо, имеющее право на компенсацию расходов, и дополнительно 9 квадратных метров на семью, - для семей, состоящих из лица, имеющего право на компенсацию расходов, и совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих права на компенсацию расходов (подпункт 2 части первой пункта 1).
В случае, если часть общей площади жилого помещения, определенная в соответствии с подпунктом 2 части первой настоящего пункта, составляет менее 18 квадратных метров, то при проведении расчетов она увеличивается до 18 квадратных метров и дополнительно на 9 квадратных метров на семью, но не более общей площади жилого помещения.
В случае, если в состав семьи входят несколько лиц, имеющих право на компенсацию расходов, либо в случае, если в состав семьи входят несколько лиц, имеющих право на компенсацию расходов, наряду с лицом или лицами, не имеющими права на компенсацию расходов, часть общей площади жилого помещения, определенная в соответствии с подпунктом 2 части первой и частью второй настоящего пункта, увеличивается путем умножения на количество членов семьи, имеющих право на компенсацию расходов, но не более 18 квадратных метров на одно лицо, имеющее право на компенсацию расходов, и дополнительно на 9 квадратных метров на семью (часть вторая пункта 1).
В декабре 2010 года и в апреле 2011 года Муниципальным учреждением "Служба правовых отношений" Хмара И.А. произведен перерасчет размера компенсации расходов на оплату содержания, ремонта жилого помещения и коммунальных услуг за период с января 2010 года по апрель 2011 года и в последующем начисление компенсации производилось из расчета: 18 квадратных метров на реабилитированное лицо и дополнительно 9 квадратных метров на семью (18 кв. м + 9 кв. м = 27 кв. м).
До 01.12.2010 размер компенсации тех же расходов Хмара И.А. производился из расчета: 18 квадратных метров на несколько лиц, имеющих право на компенсацию расходов (реабилитированное лицо и члены его семьи), и дополнительно 9 квадратных метров на семью, в пределах фактической общей площади жилого помещения (18 кв. м х "..." человека + 9 кв. м = "..." кв. м).
25.07.2011 Хмара И.А. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению "Служба правовых отношений", в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 191 "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" за период с января 2010 года с учетом общего количества членов его семьи.
В обоснование своих требований Хмара И.А. указал, что является реабилитированным лицом и имеет право на меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Истец постоянно проживает в "адрес" в городе Нижний Тагил совместно с супругой Х. и двумя совершеннолетними детьми Хмара А.И. и Чернянской Ж.И., которые несут равные с истцом обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг в занимаемом жилом помещении.
15.12.2010 Муниципальным учреждением "Служба правовых отношений" Хмара И.А. произведен перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без учета членов его семьи, размер компенсации снижен и произведено удержание излишне выплаченных сумм компенсации в размере "..." рублей "..." копейка. В результате действиями ответчика нарушены права Хмара И.А., предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 191 "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области".
В судебном заседании истец Хмара И.А. пояснил, что указанную компенсацию, рассчитываемую на "..." кв. м общей площади жилого помещения, он получал с мая "..." года. В мае 2011 года при получении пенсии истцу стало известно о спорном перерасчете, после чего он обратился за разъяснениями в Муниципальное учреждение "Служба правовых отношений". В учреждении ответчика Хмара И.А. пояснили, что было какое-то решение суда и компенсация снята. В последующем истец обращался в прокуратуру и в Министерство социальной защиты населения Свердловской области, где истцу не смогли разъяснить действующий порядок подсчета размера компенсации, а именно, ответить на вопрос, относятся ли члены семьи реабилитированного лица к числу граждан, имеющих право на компенсацию расходов.
Представитель ответчика - юрисконсульт отдела по монетизации льгот на услуги ЖКХ Муниципального учреждения "Служба правовых отношений" Скачкова О.В. иск Хмара И.А. не признала полностью и пояснила, что в апреле 2011 года истцу произведен перерасчет компенсации 50 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения за период с января 2010 года по март 2011 года включительно и в настоящее время начисление компенсации производится из расчета: 18 квадратных метров на лицо, имеющее право на компенсацию расходов, и дополнительно 9 квадратных метров на семью (18 кв. м + 9 кв. м = 27 кв. м), поскольку члены семьи реабилитированного лица не относятся к категории граждан, имеющих право на спорную компенсацию.
Размер излишне выплаченной Хмара И.А. компенсации за период с января 2010 года по март 2011 года включительно составил "..." рублей "..." копейка. Указанная сумма с истца не удерживалась и возмещается за счет уменьшения последующих ежемесячных компенсаций.
Администрация Муниципального учреждения "Служба правовых отношений" направляла запросы в Правительство Свердловской области, Министерство социальной защиты населения Свердловской области о разъяснении порядка подсчета размера компенсации, но ответ не получила.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Свердловской области, Администрация города Нижний Тагил, Финансовое управление в городе Нижний Тагил, Хмара А.И. и Чернянская Ж.И.
Третье лицо Хмара А.И. заявленный Хмара И.А. иск поддержал полностью и пояснил, что постоянно проживает и зарегистрирован по месту жительства в квартире истца по адресу: город Нижний Тагил, "адрес". Хмара А.И. совместно с остальными членами семьи участвует в оплате жилья и коммунальных услуг.
Представитель третьего лица - заместитель начальника правового управления Администрации города Нижний Тагил Малахов М.Р. полагает, что произведенный Муниципальным учреждением "Служба правовых отношений" перерасчет компенсации 50 процентов расходов Хмара И.А. по оплате жилья и коммунальных услуг соответствует требованиям действующего законодательства.
В статье 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" термины "собственник и (или) член семьи собственника жилого помещения в многоквартирном доме" используются в соответствии с нормами жилищного законодательства и указывают на правовой статус реабилитированного лица в занимаемом им жилом помещении. Применительно к указанным нормам закона члены семьи реабилитированного лица не относятся к категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов.
Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" установлен круг граждан, имеющих право на реабилитацию и меры социальной поддержки, и члены семьи реабилитированных лиц в указанном законе не поименованы. Аналогично определен круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета, в Постановлении Правительства Свердловской области от 03.11.2006 N 930-ПП.
Таким образом, размер спорной компенсации Хмара И.А. подлежит определению из расчета: 18 кв. м на реабилитированное лицо + дополнительно 9 кв. м на семью = 27 кв. м общей площади жилого помещения.
Представители третьего лица - ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Ленинскому району города Нижний Тагил Хмылова Л.В. и Шатохина И.Е. заявленный Хмара И.А. иск поддержали в полном объеме и также полагают, что члены семьи истца подлежат учету в составе лиц, имеющих право на компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
До настоящего времени по спорному вопросу отсутствуют какие-либо официальные разъяснения органов государственной власти Свердловской области.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Свердловской области направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что состав семьи Хмара И.А. не изменился, в связи с чем, компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должна быть произведена с учетом совместно проживающих с истцом членов семьи.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Хмара И.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" порядок предоставления на территории Свердловской области реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и совместно с ними проживающим членам их семей, мер социальной поддержки устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП "О порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации" установлено, что компенсация расходов - это социальная выплата, которая является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Законами Свердловской области, указанными в пункте 1 настоящего Порядка. Выплата компенсаций расходов не зависит от факта оплаты гражданами жилого помещения и коммунальных услуг либо наличия у граждан задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Компенсация расходов предоставляется гражданам по месту их жительства (пребывания) на территории Свердловской области.
При наличии у гражданина права на получение компенсации расходов по нескольким основаниям компенсация расходов предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.
Компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются категориям граждан, в том числе реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
Назначение компенсаций расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (уполномоченный орган).
Уполномоченный орган в пределах своей компетенции вправе возлагать на муниципальные учреждения реализацию отдельных управленческих и иных функций, связанных с осуществлением органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования переданного государственного полномочия.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 13.12.2010 N 2751 утверждено Положение об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории города Нижний Тагил.
Уполномоченным органом муниципального образования город Нижний Тагил, осуществляющим переданные государственные полномочия Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и Российской Федерации по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является Администрация города Нижний Тагил в лице управления по жилищно-коммунальному хозяйству.
Уполномоченный орган:
1) принимает решение о назначении либо отказе в назначении компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в течение десяти дней с даты подачи заявления;
2) ежеквартально проводит выборочную проверку правильности расчета компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
3) осуществляет заключение соглашений об информационном взаимодействии с организациями, имеющими обязательства перед населением по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и получению денежных средств от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги, либо организациями, действующими по их поручению;
4) согласовывает и предоставляет в финансовое управление в городе Нижний Тагил отчеты о расходовании субвенций, предоставленных из областного бюджета на осуществление государственного полномочия по предоставлению гражданам компенсаций расходов.
Муниципальное учреждение "Служба правовых отношений" (МУ "СПО") на основании порядка взаимодействия по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, заключенного с уполномоченным органом:
1) организует прием документов граждан;
2) проводит проверку принятых от заявителя документов для предоставления компенсаций расходов;
3) обеспечивает информирование заявителя в случае отказа в назначении компенсаций расходов в письменной форме в течение пяти дней со дня вынесения соответствующего решения;
4) принимает решение о перерасчете компенсаций расходов в течение десяти дней со дня поступления документов, удостоверяющих его необходимость;
5) утверждает реестр получателей компенсаций расходов для ежемесячного перечисления компенсаций расходов;
6) ежемесячно формирует заявки на финансирование компенсаций расходов и передает их в уполномоченный орган;
7) обеспечивает заключение договоров с кредитными организациями по зачислению денежных средств на счета получателей компенсаций расходов, организациями федеральной почтовой связи или иными субъектами, осуществляющими деятельность по доставке компенсаций расходов;
8) готовит и представляет в уполномоченный орган отчеты о расходовании субвенций, предоставленных из областного бюджета на осуществление государственного полномочия по предоставлению гражданам компенсаций расходов;
9) ежемесячно представляет в территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения реестр получателей компенсаций расходов;
10) устанавливает формы документов, необходимых для предоставления компенсаций расходов (справка о приеме документов для предоставления компенсаций расходов, справка об отказе в приеме документов для предоставления компенсаций расходов, уведомление об отказе в предоставлении компенсаций расходов, уведомление о перерасчете компенсаций расходов, уведомление о прекращении предоставления компенсаций расходов);
11) осуществляет подготовку ответов на обращения граждан по вопросам предоставления компенсаций расходов;
12) принимает решение о возврате необоснованно полученных сумм компенсаций расходов;
13) готовит и направляет в суд исковые заявления о взыскании необоснованно полученных сумм компенсаций расходов;
14) взаимодействует с судебными приставами-исполнителями по взысканию необоснованно полученных сумм компенсаций расходов на основании вступивших в законную силу судебных актов;
15) представляет интересы Администрации города Нижний Тагил в судах по искам, связанным с предоставлением, начислением, отменой выплаты гражданам компенсаций расходов, на основании доверенности, выданной Администрацией города Нижний Тагил;
16) утверждает акты сдачи-приемки услуг, связанных с предоставлением компенсации расходов;
17) является обладателем права оперативного управления в отношении базы данных граждан, получателей компенсаций расходов;
18) консультирует граждан по вопросам оформления документов для предоставления компенсаций расходов, условий назначения и перечисления компенсаций расходов в соответствии с действующим законодательством и методическими рекомендациями уполномоченного органа;
19) комплектует документы, необходимые для формирования персональных дел на каждого заявителя, осуществляет регистрацию заявлений и ведет учетные счета граждан по начислению компенсаций расходов (начисление, зачисление и постоянный учет движения денежных средств);
20) ежемесячно производит расчет и готовит для уполномоченного органа реестр получателей компенсаций расходов для ежемесячного перечисления компенсации расходов;
21) производит перерасчет компенсаций расходов при изменении оснований для назначения компенсаций расходов, изменении состава семьи получателя, изменении объема предоставленных коммунальных услуг, изменении тарифов на коммунальные услуги и платы за жилое помещение, изменении норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг;
22) осуществляет хранение сформированных персональных дел, в том числе сданных в архив;
23) обрабатывает персональные данные граждан в объеме, необходимом для исполнения обязательств по регламенту, заключенному с уполномоченным органом;
24) уточняет данные, явившиеся причиной возврата денежных средств из кредитных и иных организаций.
Финансовое управление в городе Нижний Тагил:
1) на основании данных, полученных от уполномоченного органа, направляет в Министерство финансов Свердловской области отчет о расходовании субвенций из областного бюджета на осуществление выплаты гражданам компенсации расходов;
2) перечисляет суммы компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на лицевой счет МУ "СПО".
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как установлено в судебном заседании причиной возникновения настоящего спора является различное толкование сторонами положений статьи 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" и пункта 1 Норм площади жилого помещения и нормативы потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП "О порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации", а именно, отнесение к категории лиц, имеющих право на компенсацию расходов, членов семьи реабилитированных лиц и соответственно различный порядок подсчета размера компенсации применительно к Хмара И.А. и членам его семьи:
18 кв. м на реабилитированное лицо + дополнительно 9 кв. м на семью;
18 кв. м на реабилитированное лицо и на каждого члена его семьи (18 кв. м х "..." человека) + дополнительно 9 кв. м на семью.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Кодекса).
Если имеются противоречия между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении данного дела, то решение является законным в случае применения судом в соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и частью 2 статьи 11 Кодекса нормы, имеющей наибольшую юридическую силу. При установлении противоречий между нормами права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении дела, судам также необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в Постановлениях от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" и от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".
Суду также следует учитывать постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах "а", "б", "в" части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Это требование, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2007 N 827-О-П).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам (статья 1.1).
Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год (статья 16).
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", исходя из цели обеспечения жертв политических репрессий посильной в настоящее время компенсацией материального и морального ущерба (преамбула) и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривал комплекс мер, направленных на социальную защиту данной категории граждан, в редакции закона, действовавшей до 1 января 2005 года.
По своей правовой природе данный вид государственной социальной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер, установление порядка предоставления которой законодателем возлагалось на Правительство Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 246-О).
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью, и определяет круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации, а также ее общие правовые последствия.
Наряду с этим статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе при обращении за медицинской помощью, пользовании транспортом, оплате жилой площади и коммунальных услуг, расходы на предоставление которых производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419).
В частности, статья 16 Закона в редакции от 03.09.1993 устанавливала, что лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на:
снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, льготы, предусмотренные настоящим Положением, распространяются на:
лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшихся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированных, в том числе граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности (реабилитированные лица);
лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности (лица, признанные пострадавшими), в том числе:
детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам;
детей, супругу (супруга), родителей лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Супруге (супругу) льготы предоставляются, если она (он) не вступила (вступил) в другой брак.
Указанные в настоящем пункте лица имеют право на льготы, предусмотренные настоящим Положением, при условии, что они имеют инвалидность или являются пенсионерами и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья.
Им предоставляется также скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, а также со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.
Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в домах всех форм собственности.
Предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, имеющим право на их получение. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств; федеральный законодатель вправе приостанавливать либо отменять действие норм о предоставлении государством выплат и льгот компенсаторного характера, но только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться; законодатель вправе избирать различные способы и формы возмещения государством вреда, вносить в них изменения, уточнять критерии их дифференциации или адресности, однако признанный государством объем возмещения должен соблюдаться (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 N 18-П).
По смыслу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности, созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для надлежащего осуществления субъектами Российской Федерации мер социальной поддержки названных категорий граждан.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ принят, как указывается в его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, решения задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина и повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты лиц, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Из положений преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона следует, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан. Кроме того, Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий в рамках длящихся правоотношений для этих лиц, у которых право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, возникло до 1 января 2005 года, реализацию этого права в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом.
Таким образом, федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер, и тем самым - пределы усмотрения субъекта Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и условиях их предоставления.
Отнесение к полномочиям субъекта Российской Федерации осуществления социальной поддержки жертв политических репрессий само по себе не может рассматриваться как препятствующее обеспечению принципа равенства прав и свобод (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) в отношении указанных лиц.
Федеральным законодателем определены как категории граждан, имеющих право на социальную поддержку, основания и обязательность предоставления мер социальной поддержки, так и минимальный (базовый) уровень их социальной поддержки (т.е. реально сложившийся уровень обеспечения дополнительными социальными выплатами, льготами, социальными услугами и преимуществами по состоянию на 31 декабря 2004 года), гарантируемый государством независимо от места проживания.
По смыслу статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в качестве минимального стандарта при определении мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, подлежащих социальной защите, следует рассматривать объем предоставлявшихся по ранее действовавшему законодательству льгот, т.е. предусматривавшихся статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года. При этом в случае изменения форм предоставления мер социальной поддержки объем указанных льгот в денежном выражении не должен уменьшаться.
Равенство лиц, имеющих право на социальную поддержку государства по одному и тому же основанию, но проживающих в различных субъектах Российской Федерации, обеспечивается недопустимостью отказа со стороны субъекта Российской Федерации от установления мер социальной поддержки и требованием о сохранении базового уровня обеспечения по состоянию на 31 декабря 2004 года (с учетом индексации). Введение же субъектом Российской Федерации дополнительных по сравнению с базовым уровнем мер социальной поддержки осуществляется в пределах компетенции соответствующих органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, направлено на повышение гарантий реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и не может расцениваться как нарушающее принцип равенства.
Согласно статье 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статье 9 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" к компетенции Верховного Суда Российской Федерации отнесено обеспечение единства судебной практики и законности.
Под единством судебной практики следует понимать правильное и единообразное применение судами на всей территории Российской Федерации федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Нарушением единства судебной практики может считаться вынесение судебных постановлений, противоречащих постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики; постановлениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации, определениям Судебной коллегии по гражданским делам и Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, содержащим толкования норм материального и процессуального права; материалам официально опубликованных Верховным Судом Российской Федерации обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства (постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2005 N 25-ПВ04).
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2005 и 01.07.2009 указывается, что статья 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции от 23.10.2003 ранее предусматривала такую меру социальной поддержки, как снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Таким образом, федеральным законодательством льгота распространялась как на реабилитированных лиц, так и на совместно проживающих членов их семей.
Однако после внесения изменений в указанный Закон Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (редакции от 29.12.2004) статья 16 изложена в новой редакции, согласно которой, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, т.е. с 1 января 2005 года федеральным законодательством не предусматриваются конкретные меры социальной поддержки для жертв политических репрессий, поскольку это отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В статьях 1.1 - 5 названного Закона определен круг лиц, подлежащих реабилитации, и круг лиц, признаваемых пострадавшими от политических репрессий.
Таким образом, федеральным законодательством не определена такая категория лиц, как члены семьи реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих право на меры социальной поддержки.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий. Согласно пункту 4 статьи 26.3 названного Федерального закона по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением положений о порядке осуществления расходов на решение вопросов, указанных в подпунктах 2, 9, 13, 21, 25 и 37 пункта 2 настоящей статьи).
Исходя из положений статей 1, 26.3 и 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28, 30, 31 (в части права органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов), 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации наделен полномочиями по самостоятельному определению видов, размеров и порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансовое обеспечение которых отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов:
вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
При этом нормы статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не содержат положений об обеспечении мерами социальной поддержки членов семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Согласно части 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
При таких обстоятельствах, учитывая, что определение круга членов семей, на которых распространяются меры социальной поддержки, не противоречит федеральному законодательству, законодатель субъекта Российской Федерации в пределах поступающих на софинансирование расходов может установить меры социальной поддержки не только для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, но и для наименее социально защищенных членов их семей.
При этом совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, не подлежит уменьшению, а условия предоставления не могут быть не ухудшены.
Как следует из представленных сторонами письменных доказательств Хмара И.А. является получателем мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" начиная с ДД.ММ.ГГГГ в связи с назначением пенсии (л. д. 5-7). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и после указанной даты Хмара И.А. предоставлялась компенсация 50 процентов оплаты жилья и коммунальных услуг из расчета: 18 кв. м общей площади на реабилитированное лицо и каждого члена его семьи (18 кв. м х "..." человека) и дополнительно 9 кв. м на семью, что с учетом общей площади занимаемого жилого помещения составляло "..." кв. м (л. д. 21, 28-33, 37-44, 73, 75-81).
Таким образом, в силу предписаний статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов:
вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года,
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены,
размер спорной компенсации Хмара И.А. 50 процентов расходов на оплату жилья и коммунальных услуг не подлежал снижению путем пересмотра из расчета: 18 кв. м на реабилитированное лицо и дополнительно 9 кв. м на семью.
Кроме того, спорный перерасчет, произведенный Муниципальным учреждением "Служба правовых отношений", не основан на требованиях нормативных правовых актов, определяющих компетенцию уполномоченного органа, и носит произвольный характер.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП утвержден Порядок рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым перерасчет размеров компенсаций расходов производится при наступлении следующих обстоятельств:
1) изменение основания для назначения компенсации расходов;
2) изменение состава семьи получателя компенсации расходов;
3) изменение объема предоставленных коммунальных услуг;
4) изменение тарифов на коммунальные услуги и изменение платы за жилое помещение;
5) изменение норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг;
6) превышение фактических расходов граждан на оплату твердого топлива, а именно приобретения и транспортных услуг для доставки твердого топлива, используемого для печного отопления, над полученным размером компенсации расходов на оплату твердого топлива и его доставку (пункт 18).
При наступлении обстоятельств, влекущих перерасчет размера компенсации расходов по заявлению гражданина, решение о перерасчете компенсации расходов принимается уполномоченным органом в 10-дневный срок со дня поступления документов, удостоверяющих данные обстоятельства (удостоверение о праве на меры социальной поддержки, извещение-квитанция (счет) на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, нормативный правовой акт об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, документы о фактически понесенных расходах на оплату поставки твердого топлива, а именно приобретения и транспортных услуг для доставки твердого топлива).
В случае перерасчета компенсации расходов на основании сведений, ставших известными уполномоченному органу без заявления гражданина, гражданин должен быть уведомлен об этом письменно в 10-дневный срок с указанием причины перерасчета (пункты 19, 20).
Граждане, получающие компенсации расходов, в течение 14 дней со дня наступления обстоятельств, влекущих перерасчет либо прекращение предоставления компенсаций расходов, обязаны известить уполномоченный орган о наступлении этих обстоятельств (пункт 23).
Суммы компенсаций расходов, излишне выплаченные получателю вследствие нарушения им требований, установленных пунктом 23 настоящего Порядка, подлежат удержанию из последующих платежей, а при прекращении выплаты компенсаций расходов возмещаются получателем добровольно. В случае отказа получателя от добровольного возмещения излишне полученных сумм компенсаций расходов излишне выплаченные суммы компенсаций расходов взыскиваются уполномоченным органом в судебном порядке (пункт 26).
Вышеуказанный Порядок не содержит оснований (обстоятельств) для перерасчета Хмара И.А. размеров компенсаций расходов и спорные различия в толковании и правоприменении норм областного законодательства не могут служить достаточным основанием для снижения уровня социальных выплат, установленных действующим федеральным и областным законодательством.
Закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации универсальный принцип юридического равенства (равенство всех перед законом и судом, а также равноправие) и логически обусловленный им общеправовой принцип формальной определенности права предполагают, что закон должен быть понятным, точным и недвусмысленным. Иное означало бы возможность неоднозначного понимания и истолкования закона и, по сути, произвольного его применения, что сделало бы иллюзорным вытекающее из статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 46 равное право на справедливое правосудие, на эффективную и полную судебную защиту.
Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, гарантированные Конституцией Российской Федерации равенство всех перед законом и судом, а также равноправие могут быть обеспечены лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями; нарушение принципа формальной определенности норм, напротив, допускает неограниченное усмотрение в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципа равенства при осуществлении конституционных прав и свобод, верховенства Конституции Российской Федерации и закона (Постановления от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П и от 30.07.2001 N 13-П).
На необходимости соблюдения принципа правовой определенности настаивает в своих решениях и Европейский Суд по правам человека: закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией о защите прав человека и основных свобод стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2008 N 11-П).
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьям 1, 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По правилам, предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Хмара И.А. удовлетворить полностью.
Обязать Муниципальное учреждение "Служба правовых отношений" произвести Хмара И.А., имеющему право на меры социальной поддержки реабилитированных лиц, перерасчет размера компенсации собственнику жилого помещения в многоквартирном доме 50 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, "адрес", занимаемого им и совместно с ним проживающими членами его семьи, включающую в себя оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в пределах нормы, установленной Постановлением Правительством Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП "О порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан и многодетным семьям Свердловской области, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации", за период с января 2010 года из расчета общей площади не более 18 квадратных метров на одно лицо, увеличенной путем умножения на количество членов семьи, и дополнительно на 9 квадратных метров на семью.
Взыскать с Муниципального учреждения "Служба правовых отношений" государственную пошлину в размере "..." рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.