РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Куликова Е.В.,
при секретаре Гуриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Эни Моторс" о понуждении разработать и согласовать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эни Моторс" зарегистрировано при создании ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц. ОГРН: N Юридический адрес: "адрес".
Единственный учредитель (участник) Общества - Общество с ограниченной ответственностью " ...".
Основной вид экономической деятельности: торговля автотранспортными средствами.
Дополнительные виды экономической деятельности: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, розничная торговля моторным топливом.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Свердловским областным государственным учреждением "Центр экологического мониторинга и контроля" проведено обследование объекта ООО "Эни Моторс" по адресу: "адрес" части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, по результатам которого составлен акт N 152 обследования организации - природопользователя, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
03.12.2010 Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Эни Моторс" о понуждении разработать и согласовать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 30.11.2011.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результаты проведенного в период с 30.09.2010 по 25.10.2010 обследования, в ходе которого установлено, что организация ответчика осуществляет виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду: работа двигателей автотранспортных средств, шлифовальные и покрасочные работы. При этом на момент проверки и до настоящего времени ООО "Эни Моторс" не имеет разработанного и согласованного в установленном законом порядке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оформленного разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (статьи 21-23, 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 12, 14, 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха").
Представитель ответчика - юрисконсульт ООО "Эни Моторс" Чарушина О.В. иск прокурор в интересах неопределенного круга лиц не признала полностью и, не оспаривая осуществление организацией указанных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, пояснила, что 18.01.2011 ООО "Эни Моторс" заключены договоры с ООО " ..." на разработку и согласование проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформление разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок исполнения договора установлен в течение 45 рабочих дней с момента оплаты услуг заказчиком. Оплата услуг по договору произведена ООО "Эни Моторс" 31.01.2011.
В настоящее время ООО "Эни Моторс" продолжает осуществлять уставную деятельность и не имеет проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ не разработан и не согласован, также оформленного разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Представитель третьего лица - ведущий специалист-эколог Свердловского областного государственного учреждения "Центр экологического мониторинга и контроля" Худякова Я.В. пояснила, что проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в отношении ООО "Эни Моторс" в период с 30.09.2010 по 25.10.2010 проводилась впервые. При этом организацией ответчика был представлен аналогичный договор с ООО " ..." на разработку и согласование проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформление разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, но датированный 29.08.2010.
Несмотря на наличие договоров с ООО " ..." в организации ответчика до настоящего времени отсутствует необходимая разрешительная документация. Для разработки и согласования проекта, и оформления разрешения исполнителю ООО " ..." и заказчику ООО "Эни Моторс" потребуется не менее полугода, в связи с чем, предложенный прокурором срок до 30.11.2011 носит разумный характер.
Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.
Поскольку дела по заявлениям прокуроров об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года).
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (статья 16).
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (статья 22).
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 23).
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (статья 39).
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (статья 11).
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (статья 12).
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 14).
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28).
Согласно статье 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Так в период с 30.09.2010 по 25.10.2010 Свердловским областным государственным учреждением "Центр экологического мониторинга и контроля" проведено обследование объекта ООО "Эни Моторс" по адресу: "адрес" части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, по результатам которого составлен акт N 152 обследования организации - природопользователя, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В результате обследования выявлены следующие нарушения ООО "Эни Моторс" требований природоохранного законодательства:
у предприятия не разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
у предприятия отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
не представлен статотчет по форме 2-ТП (воздух) за 2009 год;
не представлена инвентаризация отходов производства и потребеления;
отсутствуют установленные нормативы образования отходов;
не оформлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности, образующиеся от производственной деятельности предприятия;
в журнале первичного учета образования и движения отходов отсутствуют записи за 3 квартал текущего года, учет ведется недостоверно;
не представлен технический отчет об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2009 год;
лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не прошли профессиональную подготовку, не имеют свидетельств на право работы с отходами 1-4 класса опасности;
предприятием допускается невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки за 1-4 кварталы 2009 года, 1-2 кварталы 2010 года.
В ходе проверки предприятием предъявлен договор с ООО " ..." на разработку проекта ПДВ от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 4-7).
По результатам проведенной проверки постановлениями государственного инспектора Свердловской области по охране природы, контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов от 17.01.2011 должностное лицо организации ответчика - инженер по эксплуатации зданий и сооружений ООО "Эни Моторс" Б. привлечен к административной ответственности:
по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - в виде штрафа в размере 4 000 руб.;
по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Как установлено в судебном заседании ООО "Эни Моторс" при эксплуатации объекта, расположенного по адресу: "адрес", оказывается негативное воздействие на окружающую среду без оформления соответствующей разрешительной документации и с нарушением принципа платности. Данное нарушение носит длящийся характер без принятия организацией ответчика соответствующих мер к устранению допущенных нарушений.
Приведенные в судебном заседании представителем ответчика доводы о наличии действующих гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг, заключенных заказчиком ООО "Эни Моторс" 18.01.2011 с исполнителем ООО "ЭкологияРазвитияБизнеса" на разработку и согласование проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформление разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не отвечают общеотраслевым требованиям добросовестности поведения участников правоотношений.
Аналогичный по содержанию договор, оформленный с тем же исполнителем и датированный ДД.ММ.ГГГГ, представлялся ответчиком ООО "Эни Моторс" органам экологического контроля в ходе проверки в период с 30.09.2010 по 25.10.2010. Однако указанный договор до настоящего времени сторонами не исполнен и необходимость повторного заключения того же договора ДД.ММ.ГГГГ не мотивирована представителем ответчика в настоящем судебном заседании.
Сам факт заключения договоров от ДД.ММ.ГГГГ не устраняет длящееся нарушение ООО "Эни Моторс" требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно статьям 75, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии неустраненных ООО "Эни Моторс" нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, вызывающих необходимость восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду посредством возложения на ответчика обязанности по разработке, согласованию и оформлению спорной разрешительной документации.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Предложенный прокурором срок устранения ООО "Эни Моторс" допущенных нарушений природоохранного законодательства до 30.11.2011 носит разумный характер.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Эни Моторс" (ОГРН: N) в срок до 30.11.2011 разработать и согласовать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Эни Моторс" (ОГРН: N) государственную пошлину в размере ... руб.
На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.