РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н.
при секретаре Васильевой А.Р.,
с участием: истицы Бердовой Е.А., представителя истца Ефремова Ю.Н.,
представителя ответчика- ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области ведущего специалиста -эксперта (юрисконсульта юридического отдела Петуховой О.В., действующей на основании доверенности N03-984 от28.01.2011г., сроком действия один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела за N2- 305/2011 по иску Бердовой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда в городе Н. Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления ПФ РФ в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, N, Бердовой Е.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ", по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, не принят к зачету следующий период:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... года ... мес. ... дней), N Городская больница, г.Н.Тагил, заведующая здравпунктом ..., т.к. наименование должности заведующая здравпунктом не предусмотрено Списком должностей и учреждений и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, в том числе ... дней без сохранения заработной платы, которые истец не оспаривает.
Бердова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии за N от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности включить спорный период работы в специальный стаж, за исключением ... дней без сохранения заработной платы и возложении обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указала, что наименование должности "заведующая здравпунктом" неполное, работодатель должен был внести изменение в наименование должности которую следует именовать- "заведующая фельдшерским здравпунктом- фельдшер".
В соответствии с Приказом МЗ РФ от 19.01.1999 г. N18 "О введении в действие Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов" специалист по "Лечебному делу" может замещать должность заведующего здравпунктом.
Приказами МЗ РФ от 23.11.1992 г. N301, от 20.02.1995 г. N35 указывалось, что здравпунктыорганизуются при предприятиях, учреждениях, организациях и входят в состав поликлиник или амбулатории. В приказе МЗ РФ от 03.11.1999 г. N395 отмечено: "...здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим, учащимся".
Положениями "О фельдшерском здравпункте", утвержденными Приказами МЗ СССР от 03.01.1978 г. N12, Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 г. N130 и штатными нормативами предусмотрено, что фельдшерские здравпункты возглавляются фельдшером или медицинской сестрой. Основной задачей ФЗП является оказание первичной доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности.
Согласно уточняющей справке ММУ ...ЦГБ от 12.02.2010г. N 51 на основании книги приказов, лицевых счетов подтверждено, что в период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг. истица работала заведующей здравпунктом .... Должность заведующая здравпунктом, согласно штатному расписанию относится к среднему медицинскому персоналу.
Списком от 29.10.2002г. Постановления N781 "Наименование должностей" и "наименование учреждений" предусмотрены должности: врачи- специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, фельдшер, заведующий фельдшерским здравпунктом- фельдшер, старшая медицинская сестра.
Истица в судебном заседании требования поддержала, указала, что в здравпункте Типографии она работала одна, выполняла обязанности как фельдшера так и заведующей здравпунктом. ... дней без сохранения заработной платы не оспаривает. Требование просит удовлетворить.
Представитель истца Ефремов Ю.Н. полностью поддержал требования истца и обоснования требований, указанных в исковом заявлении, требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагил Свердловской области в судебном заседании требования истицы не признал. В обоснование возражений указал, что спорный период не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку наименование должностей "заведующая здравпунктом" не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства N781 от 29.10.2002г. Должность должна именоваться -"заведующая фельдшерским здравпунктом- фельдшер".
Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений, не соответствующих наименованиям должностей, учреждений, их структурным подразделениям, указанным в Списках, устанавливается на федеральном уровне. В удовлетворении требований просит отказать.
Заслушав пояснения истицы, представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно ст.7, п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть 2 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет.
Принятый к зачету специальный стаж истицы в учреждениях здравоохранения составил ... лет ... мес. ... дней (л.д.6-10).
Министерству труда и социального развития РФ по ходатайству федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за N464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 (в редакции постановления Правительства РФ от 19 февраля 2001 года N130), применяемый к периодам с 01 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года и пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, применяемого к периодам работы с 12 ноября 2002 года, предусмотрено включение в стаж работы на общих основаниях работы в должностях, указанных в Списке, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, являющихся структурнымиподразделениями государственных и муниципальных организаций. Также в Списке поименованы медико-санитарная часть, а также поименован средний медицинский персонал, независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года N395, предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениям учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Согласно п.4 постановления Правительства РФ N1066 от 22 сентября 1999 года, и п.2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Согласно Положения о фельдшерском здравпункте Приложение N5 к приказу Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994г. N130 (л.д.23) фельдшерский здавпункт- структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся, служащим и учащимся учебных заведений. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются: оказание первой доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности. Осуществляет первичную доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, организует транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения; направляют больных на консультации и лечение в лечебно-профилактические учреждения; проводят лечебные и реабилитационные мероприятия в соответствии с назначением врача и т.д.
В судебном заседании установлено, что истица в спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Городской больнице N города Нижний Тагил выполняла обязанности заведующей здравпунктом ....
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: записями трудовой книжки (л.д.11-1224); дипломом о получении специального образования с присвоением квалификации фельдшера в марте ... года (л.д.17); Положением о фельдшерском здравпункте на предприятии, утвержденным Минздравом СССР от 02 января 1948 года; типовыми штатными нормативами медицинского персонала, утвержденными Приказом Минздрава СССР 11 октября 1982 года за N999 и Минздравмедпрома РФ от 23 июня 1994 года за N130.
Тождество наименований должностей "заведующая фельдшерским здравпунктом" и "заведующая фельдшерским здравпунктом- фельдшер" не вызывает сомнения и подлежит установлению судом, спорный период подлежит включению в специальный стаж истицы.
Неполное или неправильное наименование должности не может являться основанием к отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, лечебная деятельность истицы в спорный период трудовой деятельности отвечает требованиям п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ"., решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе истице в назначении пенсии создает препятствие к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным.
На ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорного периода работы в специальный стаж истицы и назначению пенсии с момента за ее обращением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на данный период у истицы имелся необходимый стаж.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Бердовой Е.А. удовлетворить.
Признать за Бердовой Е.А. право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Бердовой Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"- незаконным.
Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Бердовой Е.А. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ... года ... мес. ... дней), N Городская больница, г.Н.Тагил, заведующая здравпунктом ... за исключение ... дней без сохранения заработной платы и назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с под.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента провозглашения с принесением жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья- И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Судья - И.Н.Зайцева.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.