РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2011 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
помощника прокурора Пригородного района Свердловской области ПФЕЙФЕР А.В.,
представителя истца КОНОНЕРОВОЙ А.С. - КОНОНЕРОВОЙ В.П., доверенность серии 66 АА 0410588 от 17 мая 2011 года, удостоверена нотариусом города Нижний Тагил и Пригородного района Свердловской области В.. по реестру N 1-1719,
представителя Администрации Горноуральского городского округа - ... ДАНИЛОВА Д.М., доверенность от 1 марта 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-906/2011 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах КОНОНЕРОВОЙ А.С. к Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о признании права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
26 апреля 2011 года прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах КОНОНЕРОВОЙ А.С. обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа о признании право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах"; признании незаконными действия по не включению истца в список граждан имеющих право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и не направлении документов в отношении истца в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" для обеспечения жильем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах"; возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" и направить документы в отношении истца в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" для обеспечения жилым помещением.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что КОНОНЕРОВА А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: Свердловская область, Пригородный район, "адрес", имеет удостоверение серии ... N, в соответствии с которым ей предоставлено право на получение льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Решением жилищной комиссии Администрации Горноуральского городского округа КОНОНЕРОВОЙ А.С. отказано в постановке на учет и включении в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основанием отказа является то обстоятельство, что КОНОНЕРОВА А.С., будучи собственником жилого помещения, в котором проживает, ДД.ММ.ГГГГ продала его своему внуку К., чем, по мнению ответчика, сознательно ухудшила свои жилищные условия.
Отказ в постановке на учет является необоснованным, т.к. на момент продажи дома, она не знала и не предполагала, что будет иметь право, как вдова участника на получение от государства жилого помещения. Ее супруг К., проходивший в ... году службу в действующей армии, умерший ДД.ММ.ГГГГ, не имел удостоверения участника, ветерана ВОВ, поскольку такие удостоверения тогда не выдавались. Истец, продавая, а фактически переоформляя в ... году дом на внука, не имела намерения и умысла ухудшать свои жилищные условия, а лишь желала распорядиться принадлежащим ей имуществом при жизни по своему усмотрению, в том числе в целях обеспечения своей старости. В 2010 году истец сделала запрос в Центральный архив Министерства обороны, в апреле 2011 года ей поступил ответ о службе супруга в действующей армии, на основании данного ответа истец ДД.ММ.ГГГГ получила удостоверение о праве на льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Ранее, в том числе в 2007 году, истец таких льгот не имела. Таким образом, в действиях истца не имелось умысла на умышленное, намеренное ухудшение своих жилищных условий.
Истец, являясь вдовой участника ВОВ, имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для членов семей участников ВОВ, в том числе на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Помощник прокурора Пригородного района Свердловской области ПФЕЙФЕР А.В. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержала.
Истец КОНОНЕРОВА А.С. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд своего представителя КОНОНЕРОВУ В.П., выдав нотариально удостоверенную доверенность на право представлять ее интересы в суде. В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела лично или через представителей. Гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истца.
Представитель истца КОНОНЕРОВА В.П. в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа ДАНИЛОВ Д.М. в судебном заседании предъявленные требования не признал в части, в обоснование возражений указал следующее.
Причиной отказа в постановке на учет, как вдове ветерана ВОВ, нуждающейся в жилом помещении, отказано в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дома, чем сознательно ухудшила свои жилищные условия. Решение об отказе в постановке на учет, принято в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная норма права не содержит исчерпывающего списка действий по ухудшению своих жилищных условий, поэтому Администрация не может знать и понимать намерения истца, и с какой целью данные действия совершены. Любое отчуждение имущества является намеренным ухудшением жилищных условий.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу части 3 стать 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 и статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (в ред. от 27 июля 2010 года), участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 (в редакции от 9 января 2010 года) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Признание членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны нуждающимися в жилье осуществляется на основании критериев, установленных в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещения или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1-1 статьи 3 Областного закона N З-ОЗ от 20 февраля 2006 года "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" и пунктом 3 Порядка обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов (далее по тексту - Порядка), утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года N 357-ПП (с изменениями и дополнениями), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области.
В соответствии с вышеуказанным Порядком формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Списки граждан, указанных впункте 2 настоящего Порядка, формируются в соответствии с Жилищнымкодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области ежегодно до 1 февраля представляют изменения в списки, указанные впункте 4 настоящего Порядка, в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства".
Право КОНОНЕРОВОЙ А.С. на получение мер социальной поддержки, установленных законом для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, подтверждается представленными суду документами, приобщенными к материалам гражданского дела. Статус истца, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, стороной ответчика не оспаривается и подтверждается удостоверением серии ... N, выданным ДД.ММ.ГГГГ органом социальной защиты (л.д. 7).
Истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: Свердловская область, Пригородный район, "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована и проживает одна.
Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности К. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 4 договора истец сохраняет право пользования жилым домом (л.д. 9, л.д. 11). Ранее жилой дом принадлежал истцу на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании не оспаривался тот факт, что истец проживает одна, следовательно, истец членом семьи собственника жилого помещения не является, другого жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности не имеет. Данные обстоятельства подтверждаются справкой о регистрации по месту жительства и сведениями об отсутствии жилого помещения в собственности.
18 апреля 2011 года истец КОНОНЕРОВА А.С., как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в Администрацию Горноуральского городского округа о признании нуждающейся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения.
Ответом начальника отдела по жилищно-коммунальной политике Администрации Горноуральского городского округа от 18 апреля 2011 года N 98 в постановке на учет, как вдове ветерана Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении, отказано. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что истец ДД.ММ.ГГГГ продала жилой дом N по "адрес" Пригородного района Свердловской области, принадлежащий ей на праве собственности, чем сознательно ухудшила свои жилищные условия.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Из представленных суду документов по вопросу оформления льгот истцу, как вдове участника Великой Отечественной войны следует, что истец начала заниматься данным вопросом в 2010 году, в 2011 году ей было выдано удостоверение, ранее установленных Федеральным законом "О ветеранах" льгот истец не имела и ими не пользовалась. Сделка по отчуждению жилого дома, принадлежащего истцу на праве собственности, совершена в ... году, каких-либо действий по получению мер социальной поддержки и льгот, истцом после продажи дома до 2010 года не предпринималось. Из указанного следует, что истец не знала о праве на получение жилого помещения на условиях социального найма в виду отсутствия собственного жилья или жилого помещения, предоставленного на условиях социального найма. И целью совершения сделки было намерение распорядиться имуществом по своему усмотрению и обеспечить в будущем свою старость и уход. Таким образом, умышленных действий со стороны истца с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий судом не усматривается, доказательств обратного суду не представлено.
Доводы стороны ответчика о невозможности оценить намерения лица, совершившего сделку по отчуждению жилого помещения, что не может повлечь признания незаконным решения об отказе в постановке на учет, судом не принимаются. Судом установлено отсутствие умысла истца по ухудшению жилищных условий, принятое ответчиком решение препятствует истцу в реализации своего права на получение меры социальной поддержки, в которой ей отказано, что является основанием для признания решения ответчика незаконным.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах КОНОНЕРОВОЙ А.С. удовлетворить.
Признать за КОНОНЕРОВОЙ А.С., нуждающейся в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации в улучшении жилищных условиях, право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах".
Признать незаконными действия Администрации Горноуральского городского округа, выразившиеся в отказе КОНОНЕРОВОЙ А.С., как вдове ветерана Великой Отечественной войны, во включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов.
Обязать Администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области включить КОНОНЕРОВУ А.С. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, и предоставить изменения в списки в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Мотивированный текст решения изготовлен 6 июня 2011 года.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.