Решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 24 февраля 2012 г. по делу N 2-532/2012
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Цыдаевой В.П.,
при секретаре Мусиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-532\2012 по иску Хатиевой Н.Ф. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
решением Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Хатиевой Н.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в связи с отсутствием необходимой продолжительности трудового стажа.
ДД.ММ.ГГГГ Хатиева Н.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, указав, что при оценке ее пенсионных прав ответчиком в специальный трудовой стаж не были включены периоды: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом заводской поликлиники "..."", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом "..." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом "..."", поскольку наименование должности "заведующая здравпунктом" не предусмотрено Списками должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С исключением данных периодов не согласилась, указав, что п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.01г. " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет независимо от возраста. Данная статья закона не связывает право на пенсию с правильным наименованием должности, установленными подзаконными нормативными актами: Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. N 377 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066. Эта позиция ответчика нарушает требования п.2 ст.39 Конституции РФ. Более того, этим подзаконным нормативным актам ответчик придает обратную силу.
До 1 ноября 1999 года действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, которым утвержден Список профессий и должностей работников сохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. В этом Списке указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от должности и наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, форм собственности. Она окончила медицинское училище, которое готовит средний медицинский персонал.
С 1 ноября 1999 года применялось постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В этом Списке поименован "средний медицинский персонал", в числе которого "заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер". Должность истца была названа "заведующая здравпунктом" до ДД.ММ.ГГГГ, а после этой даты отдел кадров больницы не внес соответствующие изменения в ее трудовую книжку, не дополнив наименование должности медицинской профессией "заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер". Тождественность этих наименований, а также лечебный характер ее деятельности и принадлежность истца к среднему медицинскому персоналу подтверждается: наличием среднего медицинского образования, свидетельствами, сертификатами, удостоверениями о повышении квалификации, уточняющими справками "..." N от ДД.ММ.ГГГГ N и "..." от ДД.ММ.ГГГГ N; выпиской из штатного расписания исх. N от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что в здравпункте цеха "...", где работала истец в спорные периоды, была только одна ставка заведующей здравпунктом; должностной инструкцией заведующей здравпунктом и заведующей здравпунктом-фельдшером, в которых указано, что заведующая здравпунктом является специалистом со средним медицинским образованием, т.е. является средним медицинским работником, а также выполняет лечебную работу, положением о фельдшерском здравпункте; записями в трудовой книжке.
С учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ, в целях деления права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в выслугу лет при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. Толкование норм права, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ 2-П, в определении Конституционного Суда РФ N 320-О, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. N 11- П и в части 3 статьи 55 Конституции РФ в их совокупности, указывает на нарушение ее прав при подсчете льготного стажа.
При включении спорных периодов в трудовой стаж истца, он составит "..." лет. Иные периоды, не включенные в ее трудовой стаж, истец не оспаривает.
В судебное заседание истец не явилась, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 48).
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, о причине неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 47-48). На основании ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В письменном отзыве представитель ответчика указал, что в специальный трудовой стаж истца не зачли следующие периоды: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом "..." заводская поликлиника г.Н.Тагил, так как наименование должности не поименовано Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения N377. Указанная номенклатура применяется к Списку N, согласно которому право на назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии с Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ по штатным расписаниям не представляется возможным сделать вывод об отнесении должности к среднему медицинскому персоналу; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом заводской поликлиники "..."", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующей здравпунктом "...", так как наименование должности "заведующая здравпунктом" не предусмотрено списком N1066; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей здравпунктом "..." так как наименование должности не предусмотрено Списком N1066, в котором имеется должность заведующей здравпунктом-фельдшер. Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений, не соответствующих наименованиям должностей, учреждений и их структурным подразделениям, указанным в списках, устанавливается на федеральном уровне и другие органы, в том числе и судебные, не вправе самостоятельно толковать и расширять списки. Просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.47).
Исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования Хатиевой Н.Ф. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статьям 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (статьи 7, подпункт 20 пункта 1, пункт 2 статьи 27 Федерального Закона).
Как усматривается из решения государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-12), при оценке пенсионных прав истца по действующему законодательству - Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список и Правила N 781), и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 (далее - Правила N 516), Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением совета Министров РСФСР N464 от 06 сентября 1991 года (далее Список N464), Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ N1066 от 22 сентября 1999 года (далее Список и Правила N1066) стаж лечебной деятельности Хатиевой Н.Ф. составил "..." год "..." месяцев "..." дня.
В стаж лечебной деятельности Хатиевой Н.Ф. не были зачтены, в числе прочих, и спорные периоды ее работы в должности заведующей здравпунктом. Другие периоды истец не оспаривает.
Как усматривается из трудовой книжки Хатиевой Н.Ф., которая является основным документом, подтверждающим ее трудовой стаж, истец с ДД.ММ.ГГГГ назначена заведующей здравпунктом "...", ДД.ММ.ГГГГ переведена в штат поликлиники N на должность заведующей здравпунктом цеха "..." ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с передачей здравпункта на баланс "..." и принята переводом заведующей-фельдшером здравпункта в отдел "..." заводской поликлиники, ДД.ММ.ГГГГ "..." переименовано в Государственное "...", ДД.ММ.ГГГГ заводская поликлиника "..." переименована в "..." которое в ДД.ММ.ГГГГ году переименовано в "...", ДД.ММ.ГГГГ переведена заведующей фельдшерским здравпунктом фельдшером "..." (л.д.13-18).
Факт работы истицы в должности заведующей здравпункта заводской поликлиники "..." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается уточняющей справкой N от ДД.ММ.ГГГГ на "..." ставку (л.д. 29-30, 31).
Приказом Министерством здравоохранения СССР от 03.01.1978 года N 12 утверждено Положение о фельдшерском здравпункте, согласно которому фельдшерский здравпункт организуется при промышленных и строительных предприятиях в соответствии с действующими штатными нормативами и является структурным подразделением поликлиники. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются оказание первой доврачебной помощи при травмах, профессиональных отравлениях и внезапных заболеваниях, направление больных и пострадавших в поликлинику или больницу, организация транспортировки больных и пострадавших в необходимых случаях, освобождение рабочих или служащих от работы до конца смены с выдачей справки, которая обменивается на больничный листок, участие в разработке мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма. В этих целях здравпункт проводит учет длительно и часто болеющих и инвалидов, подготовительные мероприятия по организации периодических и целевых медицинских осмотров и диспансеризации, по назначению врача проводит противорецидивное лечение лиц, находящихся на диспансерном наблюдении, проводит противоэпидемические мероприятия, осуществляет наблюдение за санитарным содержанием цехов, пищевых объектов и так далее.
Приказом Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 г. N 566 утверждено Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, согласно которому на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера и фельдшера-акушерки. Заведующий несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, составляет план работы, руководит работой персонала, оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности пункта, в этих целях ведет амбулаторный прием, ведет больных на дому, оказывает первую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, своевременно направляет больных в соответствующее лечебное учреждение, выполняет врачебные назначения, участвует в диспансеризации населения, проводит простейшие лабораторные исследования, профилактические прививки, лечебный массаж, противоэпидемические мероприятия и т.п.
Судом установлено, что "..."" неоднократно переименовывалась, так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ "..." N, на основании решения Нижнетагильского Городского Совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ первая городская больница города Нижний Тагил была переименована в "...", в связи с упразднением "..." N N Дзержинского района - "..." в ДД.ММ.ГГГГ году стала считаться лечебно-профилактическим учреждением, затем переименовано в "..." N N Дзержинского района города Нижний Тагил, а позже - в "..." N города Нижний Тагил (л.д. 28).
Согласно Положению о фельдшерском здравпункте "..."", его основной задачей является оказание первичной доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности. В соответствии с целями и задачами, фельдшерский здравпункт осуществляет: первую доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, организацию транспортировки больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения, направление больных на консультации и лечение в лечебно-профилактические учреждения, проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с назначениями врача, разработку и проведение совместно с администрацией предприятия и по согласованию с органами санэпиднадзора профилактических и оздоровительных мероприятий и т.д. (л.д.41-43).
В период осуществления истцом лечебной деятельности с 01 апреля 1994 года действовала должностная инструкция, утвержденная Главным врачом МСЧ, согласно которой в обязанности заведующего здравпункта входит: осуществление первой доврачебной помощи при острых отравлениях, заболеваниях, травмах; проведение лечебных мероприятий по назначению врача, организация транспортировки больных и пострадавших в лечебно-профилактическое учреждение, при показаниях сопровождение, направление на прием к лечащему врачу или специалисту поликлиники, подготовку к проведению периодических медицинских осмотров, проведение профилактических прививок; в обязанности заведующего здравпунктом входит: проведение в пределах своей компетенции анализа производственного травматизма, доведение полученных данных до сведения администрации предприятия и участие в разработке мероприятий по его снижению, проведение санитарно-просветительной работы, пропаганды здорового образа жизни, обучение работающих методам само- и взаимопомощи, ведение учетно-отчетной документации утвержденного образца и представление ее в установленном порядке главному врачу учреждения здравоохранения или органам управления здравоохранением. Систематическое повышение своей квалификации, постоянное осваивание навыков проведения диагностических и лечебных процедур (л.д. 32-35).
01 января 2002 года утверждена новая должностная инструкция заведующего фельдшерским здравпунктом-фельдшера, согласно которой, обязанности заведующего здравпунктом расширены. Так, в его обязанности дополнительно внесена организация работы фельдшеров здравпункта и с этой целью составление графика работы фельдшеров, проведение первичного инструктажа на рабочем месте с вновь принятыми сотрудниками, анализ посещаемости здравпункта, организация и контроль санпросвет работы в здравпункте, ежемесячное проведение производственных совещаний сотрудников здравпункта, на которых рассматриваются вопросы организации труда и техники безопасности в здравпункте, систематическая забота о профессиональной подготовке медицинского персонала здравпункта. Кроме того, заведующий фельдшерским здравпунктом-фельдшер: обеспечивает своевременное и полное оказание медицинской помощи в здравпункте и на вызовах в целях, закрепленных за здравпунктом. При травмах, острых профессиональных отравлениях, при внезапно возникающих заболеваниях, организует и обучает рабочих приемам оказания доврачебной помощи себе и товарищу, правилам транспортировки больного, контроль работы санпостов и их обеспеченность медицинскими материалами для оказания первой помощи, во время отсутствия второго работника здравпункта при приеме больных измеряет температуру тела, кровяное давление, проведение осмотра и физикального обследования основных систем и органов, проведение детального сбора анамнеза болезни, при установлении нетрудоспособности больного направляет его на прием в МСЧ и т.д. (л.д.36-39).
На этом основании суд приходит к выводу о том, что в период работы заведующей здравпунктом истица выполняла лечебную деятельность на должности заведующей здравпунктом - фельдшера, наименование которой имеется в Списках должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Неправильное наименование должности истца в период работы заведующей здравпунктом, наименование которой, в нарушение действующего законодательства, не дополнено наименованием должности среднего медицинского персонала "фельдшер", не может нарушать пенсионные права истца, поэтому периоды работы в этой должности подлежат включению в стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При включении спорных периодов работы истца в стаж для назначения пенсии его продолжительность на ДД.ММ.ГГГГ составит "..." лет.
Решение Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Хатиевой Н.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения создает препятствия к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Хатиевой Н.Ф. удовлетворить.
Признать за Хатиевой Н.Ф. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ признать необоснованным и не действующим с момента принятия, включив в стаж Хатиевой Н.Ф., дающей ей право на пенсию, периоды работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области назначить Хатиевой Н.Ф. трудовую пенсию по старости на основании п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца после принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.