Решение Полевского городского суда Свердловской области от 22 февраля 2011 г. по делу N 2-139/2011
(Извлечение)
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-139/2011 по иску Смольникова С.Г. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Министерства социальной защиты населения Свердловской области Управление социальной защиты населения по г. Полевскому о назначении и выплате ежемесячного денежного пособия на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов как ветерану труда,
УСТАНОВИЛ:
Смольников С.Г., являющийся инвалидом 1 группы по зрению, а также ветераном труда, обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Министерства социальной защиты населения Свердловской области Управление социальной защиты населения по г. Полевскому о назначении и выплате ежемесячного денежного пособия на проезд на территории Свердловской области (далее - УСЗН) о назначении и выплате ежемесячного денежного пособия на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов как ветерану труда. Свои требования истец мотивировал тем, что как ветеран труда в соответствии со статьей 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004г. N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" он имел право на бесплатный проезд по Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородних маршрутов.
Законом Свердловской области от 26 декабря 2008г. N 137-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" предусмотрено установление ветеранам труда ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области, а также бесплатный проезд по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования междугородних маршрутов.
В связи с монетизацией льгот на проезд с 1 февраля 2009г. Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008г. N 1428-ПП, "О
размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации" предусмотрено, что если гражданин приобрел право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством, выплата ежемесячного пособия на проезд прекращается.
Между тем, по мнению истца, право на получение данного пособия не ставится в зависимость от каких-либо других условий, в том числе и от того, получает ли гражданин ежемесячную денежную выплату в соответствии с федеральным законодательством в связи с инвалидностью и не связано также с конкретной датой признания его инвалидом. В связи с этим истец считает, что Постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008г. N 1428-ПП противоречить закону Свердловской области от 26 декабря 2008г. N 137-ОЗ, а поэтому подлежит применению последний.
Постановлением Уставного Суда Свердловской области от 25 марта 2010г. подпункт 4 пункта 9 Постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008г. N 1428-ПП признан утратившим силу.
"дата изъята" он обратился с заявлением к ответчику по вопросу назначения ему как ветерану труда ежемесячного пособия на проезд, в чем ему было отказано. В связи с этим просит обязать ответчика назначить и выплачивать ему, как ветерану труда, ежемесячное пособие на проезд в сумме 303 р. на "дата изъята" с ежегодной индексацией, начиная с "дата изъята"
В судебном заседании истец поддержал иск и доводы искового заявления.
Представитель ответчика Малых И.В. иск не признал и пояснил, что Смольников С.Г. одновременно является инвалидом 1 группы и ветераном труда. Согласно статье 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидом в Российской Федерации", если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной поддержки по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту, независимо от основания установления мер социальной поддержки). Аналогичным образом Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает право ветерана на получение мер социальной поддержки либо по этому закону, либо иному правовому акту по своему выбору.
Меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, определяются его законами и иными нормативными правовыми актами. Законом Свердловской области от 25 ноября 2008г. N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов", с изменениями, внесенными областным законом от 26 декабря 2008г. N 137-ОЗ, введена такая мера социальной поддержки, как ежемесячное пособие на проезд. Размер этого пособия определен Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008г. N 1428 "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации".
Поскольку Смольников С.Г. имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям: как инвалид 1 группы и как ветеран труда, при этом по его выбору он получает такие меры как инвалид 1 группы. Предоставление мер социальной поддержки по двум основаниям противоречит федеральному законодательству.
Действительно, Постановлением Уставного суда Свердловской области от 25 марта 2010г. подпункт 4 пункта 9 Порядка и условий назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловскойобласти от 30 декабря 2008г. N 1428-ПП, признан не соответствующим Уставу Свердловской области, его статье 61 (пункт 2). Подпункт 4 пункта 9 названного Порядка определял одно из оснований для прекращения выплаты уже назначенного ежемесячного пособия на проезд ветеранам труда. Данная норма не определяла право гражданина на предоставление ему меры социальной поддержки. Смольникову С.Г. ежемесячное пособие на проезд не назначалось и не выплачивалось, а ЕДВ была назначена на основании федерального законодательства до принятия постановления Уставным судом Свердловской области.
Кроме того, Смольников С.Г. получает меры социальной поддержки за счет бюджета Свердловской области в виде ежегодного пособия на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, которое ему выплачено в "дата изъята" - 600р., в "дата изъята" - 660р. В связи с вышеизложенным просит отказать в удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерациикаждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение. При этом конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан в Конституции не определены.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) изменен принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения ранее достигнутого уровня социальной зашиты.
Преамбулой к Федеральному закону от 22.08.2004 года N 122-ФЗ предусматривается, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях указанного Закона, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
При определении мер социальной поддержки должны соблюдаться положения преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, предусматривающие, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Новая редакция указанной статьи не предусматривает ветеранам такой меры социальной поддержки, как бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте.
В силу статьи 26.2 Федерального закона от 26.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10, статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статья 22 Федерального Закона "О ветеранах" в действующей редакции не содержит указаний на то, какие конкретно меры социальной поддержки должны быть приняты субъектами Российской Федерации.
Правомерность подобного подхода неоднократно подтверждалась Конституционным Судом Российской Федерации (в частности, определения от 23.05.2006 N 153-О, от 17.10.2006 N 402-О) и Верховным Судом Российской Федерации (в частности, определения от 15.02.2006 по делу N45-Г05-35, от 29.08.2007 по делу N 78-Г07-34, от 20.07.2005 г. по делу N 3-Г05-4, от 03.08.2005 г. по делу N 7-Г05-7, от 21.09.2005 г. N 43-Г05-5, от 13.09.2006 г. по делу N 7-Г06-17, от 18.04.2007 г. по делу N 71-Г07-3).
В порядке реализации полномочия по установлению мер социальной поддержки ветеранов труда был принят Закон Свердловской области от 25.11.2004г. N190-03 "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", в котором фактически воспроизведены положения статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01. 01.2005г.), предусматривавшей, в том числе, бесплатный проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов.
Законом Свердловской области от 26.12.2008 N 137-03 "О внесении изменений в Закон Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (подпункты 22, 26 статьи 1) вместо установленного ранее для ветеранов труда бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов с 1 февраля 2009 года было введено ежемесячное пособие на проезд.
Размер пособия, порядок, условия его назначения, выплаты и индексации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Свердловской области.
Указанные изменения были внесены в пределах полномочий, предоставленных Свердловской области как субъекту Российской Федерации подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также статьями 20, 22 Федерального закона "О ветеранах".
Во исполнение Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции от 26.12.2008 N 137-03) принято постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1428-ПП, пунктом 1 которого установлен размер ежемесячного пособия на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (далее - ежемесячное пособие на проезд) в размере 275 рублей.
Пунктом 2 указанного постановления утвержден Порядок и условия назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в редакции, действовавшей до 01 января 2005г., инвалидам предоставлялось право бесплатного проезда на всех вилах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси (статья 30).
Федеральным Законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ с 01 января 2005г. ряд норм Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе и статья 30 признаны утратившими силу, и дополнена статьей 23.1, предусматривающей ежемесячную денежную выплату.
Действуя в рамках принципов, установленных преамбулой и статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 N122-ФЗ, федеральный законодатель произвел замену натуральных льгот для инвалидов (в том числе льготу по бесплатному проезду) на денежную компенсацию, назвав ее ежемесячной денежной выплатой.
Таким образом, часть ранее установленных льгот в натуральной форме заменены ежемесячной денежной выплатой, которая включает в себя, в том числе выплату на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, и направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты, уравнивая инвалидов независимо от того, как они реализуют имеющиеся льготы (пользуется или нет транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения).
Поэтому льгота по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, является мерой социальной поддержки, предоставляемой инвалидам в виде ежемесячной денежной выплаты, аналогична мере социальной поддержки по бесплатному проезду ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), которая Законом Свердловской области от 26 декабря 2008 N 137-03 заменена ежемесячным пособием.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ, если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). Аналогичная норма содержится в статье 13 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с которой, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, Смольников С.Г., как инвалид, включенный в соответствии со статьей 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, получает ежемесячную денежную выплату, которая включает в себя, в том числе выплату на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения.
В обоснование своего иска истец ссылается на то, что Постановлением Уставного Суда Свердловской области от 25 марта 2010г. был признан не соответствующим Уставу Свердловской области п.п. 4 п. 9 Порядка и условий назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловскойобласти от 30 декабря 2008г. N 1428-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и платы ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации", согласно которому выплата ежемесячного пособия на проезд прекращается в случае, если гражданин приобрел право на получение ЕДВ. По мнению истца, данное обстоятельство подтверждает его право на получение ежемесячного пособия на проезд. Однако эти его доводы не могут быть приняты во внимание.
Действительно, Постановлением Уставного суда Свердловской области от 25 марта 2010г. подпункт 4 пункта 9 Порядка и условий назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловскойобласти от 30 декабря 2008г. N 1428-ПП, признан не соответствующим Уставу Свердловской области, его статье 61 (пункт 2).
Подпункт 4 пункта 9 названного Порядка определял одно из оснований для прекращения выплаты уже назначенного ежемесячного пособия на проезд ветеранам труда. Данная норма не определяла право гражданина на предоставление ему меры социальной поддержки. Несмотря на принятие Уставным судом Свердловской области Постановления 25 марта 2010г., сами по себе условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд не изменились.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12 апреля 2010г N 593-ПП подпункт 4 пункта 9 Порядка признан утратившим силу, но это также не может являться условием для предоставления гражданам одной и той же меры социальной поддержки по второму основанию, поскольку это противоречит федеральному законодательству, предусматривающему предоставление таких мер лишь по одному основанию, за несколькими исключениями.
Смольникову С.Г. пособие на проезд в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 N 1428-ПП не назначалось и не выплачивалось, а ЕДВ была назначена на основании федерального законодательства как инвалиду 1 группы еще до принятия Постановления Ус-
тавным судом, соответственно, Постановление Уставного суда Свердловской области на нее не распространяется.
Также заслуживают внимание доводы представителя ответчика о том, что Смольникову С.Г. предоставляется дополнительная меры социальной поддержки за счет средств бюджета Свердловской области - ежегодное пособие на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных которое ему выплачено в установленном размере, что истцом не оспаривается.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 декабря 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008г. N1426-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, порядке его индексации и внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 22 ноября 2007 N1148-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2008 году" установлена дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, ежегодное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере 600 рублей.
В указанную категорию, в том числе включены и инвалиды, которым помимо ежемесячной денежной выплаты, выплачиваемой из федерального бюджета, выплачивается ежегодное пособие на проезд из бюджета Свердловской области.
Смольников С.Г. получает меры социальной поддержки по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), в состав которой входит компенсация за проезд. При этом он претендует на получение меры социальной поддержки как ветеран труда в виде ежемесячного пособия на проезд.
Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным за-
коном уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов.
Как следует из указанных нормативных актов, размер ЕДВ по Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выше компенсации, предусмотренной законодательством о ветеранах, и уже включает в себя компенсацию за проезд.
Вышеуказанные нормы предоставляют право выбора на получение компенсации по одному из оснований, однако, исходя из общего смысла законодательства в области социальной защиты получение равных мер социальной поддержки по двум статусам (основаниям) не предусмотрено, как не предусмотрено и дробление ЕДВ исключением компенсации за проезд в целях получения такой же компенсации по другому основанию.
Таким образом, суд полагает, что исковые требования Смольникова С.Г. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Смольникова С.Г. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Министерства социальной защиты населения Свердловской области Управление социальной защиты населения по г. Полевскому о назначении и выплате ежемесячного денежного пособия на проезд на территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов как ветерану труда отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.