Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Вяцкова Д.Г.,
при секретаре Охотниковой Т.П.,
с участием помощника Сухоложского городского прокурора Богдашовой П.В.,
представителя администрации городского округа Сухой Лог Лихачева И.И. (по доверенности от 13.01.2010),
представителя муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сухоложская детская музыкальная школа" Болдыревой Л.Т. (на основании Постановления от 17.10.2003),
представителей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сухоложская детская школа искусств N 1" Максимовой С.Р. (на основании Постановления от 30.12.2010) и Шипицыной Т.Н. (по доверенности от 16.02.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Сухоложского городского прокурора об оспаривании постановлений главы городского округа Сухой Лог от 29.10.2010 N 1870-ПГ, от 08.11.2010 N 1957-ПГ,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с постановлением Главы городского округа Сухой Лог Сухановым С.К. от 29 октября 2010 года N 1870-ПГ "О частичной компенсации расходов на содержание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сухоложская детская школа искусств N 1" (далее по тексту МОУ ДО детей "Сухоложская детская школа искусств N 1") в целях создания благоприятных условий для организации процесса обучения в образовательных учреждениях в сфере культуры и компенсации затрат на содержание зданий, на основании пункта 4.14 Устава МОУ ДО детей "Сухоложская детская школа искусств N 1", на родителей обучающихся детей с 01 ноября 2010 года возложена ежемесячная частичная компенсация расходов на содержание МОУ ДО детей "Сухоложская детская школа искусств N 1" (пункт 1 Постановления), установлен размер компенсации (пункт 2) (т. 2 л.д. 4). Постановление опубликовано в газете "Знамя Победы" за 02 ноября 2010 года (т. 2 л.д. 33).
08 ноября 2010 года исполняющим на основании распоряжения от 02 ноября 2010 года (т. 2 л.д. 17) обязанности Главы городского округа Сухой Лог Проскурниным В.П. принято постановление N 1957-ПГ "О частичной компенсации расходов на содержание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сухоложская детская музыкальная школа" (далее по тексту МОУ ДО детей "Сухоложская детская музыкальная школа") (во всем, кроме размеров платы совпадающее по тексту с первым), компенсация введена также с 01 ноября 2010 года (т. 1 л.д. 4). Постановление опубликовано в газете "Знамя Победы" за 16 ноября 2010 года (т. 2 л.д. 32).
Сухоложский городской прокурор 31 января 2011 года обратился в Сухоложский городской суд с заявлениями об оспаривании пунктов 1 и 2 вышеуказанных постановлений. В обоснование заявлений указал, что они противоречат статьям 29, 31, 41, 45 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьям 16, 17, 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 15 Конституции Российской Федерации, поскольку накладывают на неопределенный круг лиц обязанность участвовать в содержании имущества муниципального образовательного учреждения, что можно делать только добровольно или внося плату за дополнительные услуги, введено в действие до официального опубликования.
Определением от 03 февраля 2011 года дела по заявлениям прокурора объединены в одно производство.
Определением от 11 февраля 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МОУ ДО детей "Сухоложская детская школа искусств N 1" и "Сухоложская детская музыкальная школа" (далее по тексту Школы).
В отзыве Глава городского округа Сухой Лог Суханов С.К. указал, что заявления прокурора не содержат указания на то, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушают оспариваемые постановления. Жалоб от родителей не поступало. Согласно абз. 1 ч. 7 ст. 45 Устава ГО Сухой Лог муниципальные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) либо издания (подписания), если иной срок не оговорен в самом правовом акте. Ссылка на то, что оспариваемые постановления затрагивают права и свободы человека и гражданина несостоятельна, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации права, свободы и обязанности человека и гражданина должны являться общепризнанными, принадлежать каждому от рождения, гарантированы законодательством Российской Федерации. Оспариваемое постановление распространяется только на родителей детей, обучающихся в Школах, следовательно обязанность возникает в связи с совершением определенного юридического действия - заключения договора на обучение ребенка. Таким образом, положения статьи 15 Конституции Российской Федерации и иных нормативных актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина к оспариваемому постановлению не применимы (т. 2 л.д. 12-13).
В судебном заседании прокурор Богдашова П.В. поддержала доводы заявлений, просила признать оспариваемые постановления недействующими с момента принятия.
Представитель Администрации городского округа Сухой Лог Лихачев И.И. доводы заявления не признал, указав, что дополнительное образование не является обязательным. В полномочия органов местного самоуправления входит организация муниципальных учреждений для исполнения возложенных на местную власть функций. В Уставах обоих школ предусмотрено установление родительской платы, Уставы зарегистрированы налоговыми органами. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет администрации городского округа Сухой Лог установить такую плату, ее размер экономически обоснован. Эти деньги необходимы, без них уровень образования будет снижаться.
Директор МОУ ДО детей "Сухоложская детская музыкальная школа" Болдырева Л.Т. доводы заявлений прокурора не признала и пояснила, что в Уставах Школ, созданных на основании Типового положения, указана возможность финансирования Школ из других источников, кроме добровольных пожертвований и платы за дополнительные услуги. Средства требуются и используются на улучшение образовательного процесса - оплату участия детей в конкурсах, покупку костюмов, учебного материала, инструментов. Добровольные пожертвования проблемы не решат, плату за свои услуги брать Школы не смогут, поскольку работают в рамках учебных программ. Отказ от родительской платы приведет к снижению уровня образования.
И.о. директора МОУ ДО детей "Сухоложская детская школа искусств N 1" Максимова С.Р. поддержала свою коллегу.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Обязанность указывать, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы лежит на гражданах и организациях, прокурор же вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта противоречащим закону полностью или в части в пределах своей компетенции (часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим Сухоложский городской прокурор вправе оспаривать в суде любой нормативный акт Администрации городского округа Сухой Лог.
Оспариваемые Постановления являются нормативными актами, поскольку рассчитаны на неоднократное применение, обязательны для неопределенного круга лиц - любой гражданин, заключивший договор об обучении своего ребенка в Школах подпадает под действие Постановлений.
Суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспариваемых актов. Последствия отмены актов, цели использования собранных средств лежат за пределами предмета доказывания по настоящему делу, поэтому пояснения относительно этих вопросов в решении не приводятся.
На основании статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации бесплатно в Российской Федерации можно получить дошкольное, основное общее, среднее профессиональное и высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт е) статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (далее по тексту Закон) полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере дополнительного образования разграничены следующим образом.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (пп. 6.1 п. 1 ст. 29).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения относятся (подпункты 2, 4 пункта 1 статьи 31):
- организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения);
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 41 Закона конкретизирует источники финансового обеспечения образовательной деятельности. Финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона). Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
На основании статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, относится к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об образовании" не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению компенсации расходов на содержание муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей. Оспариваемые Постановления приняты за пределами компетенции Главы городского округа Сухой Лог.
Из пояснений представителей Школ следует, что Постановления применялись с момента принятия, средства, собранные с момента введения частичной компенсации расходов, потрачены на цели, связанные с образовательным процессом.
В связи с этим, поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать Постановления недействующими в части пунктов 1 и 2 со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявления Сухоложского городского прокурора об оспаривании постановлений главы городского округа Сухой Лог от 29.10.2010 N 1870-ПГ, от 08.11.2010 N 1957-ПГ удовлетворить.
Признать постановление Главы городского округа Сухой Лог Суханова С.К. "О частичной компенсации расходов на содержание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сухоложская детская школа искусств N 1" от 29 октября 2010 года N 1870-ПГ и постановление исполняющего обязанности Главы городского округа Сухой Лог Проскурнина В.П. "О частичной компенсации расходов на содержание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сухоложская детская музыкальная школа" от 08 ноября 2010 года N 1957-ПГ недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда или сообщение о решении на основании части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Решение в окончательном виде изготовлено 22 февраля 2011 года и с этого дня может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.
Председательствующий судья: подпись
копия верна.
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области Д.Г. Вяцков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.