Решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила от 18 ноября 2010 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2010 г г. Н.Тагил
Тагилстроевский районный суд г. Н.Тагила Свердловской области в составе судьи Самохвалова Д.А.,
при секретаре ФИО6.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Автономной некоммерческой организации по защите прав заключенных и лиц, попавших в экстремальные ситуации "Закон и порядок" об оспаривании действий должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация по защите прав заключенных и лиц, попавших в экстремальные ситуации "Закон и порядок" (далее организация "Закон и порядок") с учетом уточнения требований в судебном заседании (л.д.34-37) обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании действий должностного лица - начальника федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N ГУФСИН России по "адрес"" (далее ИК-5) ФИО1
Заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ начальник ИК-5 ФИО1 незаконно отказал во встрече (свидании) заместителю директора организации "Закон и порядок" с осужденным ФИО4, отбывающим наказание в данной колонии и нуждающимся в оказании ему бесплатной юридической помощи и защите конституционных прав.
ДД.ММ.ГГГГ соответствующее заявление организации "Закон и порядок" было направлено начальнику ИК-5 с указанием конкретного осужденного нуждающегося в правовой помощи и защите прав.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было передано также соответствующее заявление ФИО4 в письменной форме на имя организации "Закон и порядок". Также было представлено заявление родителей ФИО4 и документы о полномочиях ФИО3 как представителя правозащитной организации имеющей право на оказание правовой помощи гражданам России на основании устава организации "Закон и порядок", действующей в соответствии с российским и международным законодательством по защите прав ФИО11. Однако во встрече с осужденным ФИО4 начальник ИК-5 отказал, разъяснив, что может предоставить встречу лишь при наличии заявления самого осужденного в адрес организации "Закон и порядок".
Ранее ДД.ММ.ГГГГ для встречи с осужденным ФИО4 в ИК-5 приезжали директор организации "Закон и порядок", являющийся также экспертом Центра "За права человека" ФИО2, сотрудница данной организации ФИО7, однако начальник колонии ФИО1 не пустил их к осужденному.
Нарушены права заявителя. Действия начальника ИК-5 не соответствуют требованиям ст. 12 п.8, 89 п.4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Заявитель просит:
1. Признать незаконными действия начальника ФБУ "Исправительная колония N ГУФСИН России по "адрес"" ФИО1 по воспрепятствованию ДД.ММ.ГГГГ во встрече (свидании) директора Автономной некоммерческой организации по защите прав заключенных и лиц, попавших в экстремальные ситуации "Закон и порядок" ФИО2 в целях оказания им бесплатной юридической помощи с осужденным ФИО4.
2. Признать незаконными действия начальника ФБУ "Исправительная колония N ГУФСИН России по "адрес"" ФИО1 по воспрепятствованию ДД.ММ.ГГГГ во встрече (свидании) заместителя директора Автономной некоммерческой организации по защите прав заключенных и лиц, попавших в экстремальные ситуации "Закон и порядок" ФИО3 в целях оказания им бесплатной юридической помощи с осужденным ФИО4.
3. Обязать начальника ФБУ "Исправительная колония N ГУФСИН России по "адрес" ФИО1 восстановить права Автономной некоммерческой организации по защите прав заключенных и лиц, попавших в экстремальные ситуации "Закон и порядок": обеспечить возможность встреч (свиданий) представителей Автономной некоммерческой организации по защите прав заключенных и лиц, попавших в экстремальные ситуации "Закон и порядок" с осужденными согласно требований ст. 89 п.4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
4 Признать законными права заявителя для осуществления квалифицированной юридической консультации использование технических средств, а именно: ноутбук, фотоаппарат, телефон, диктофон.
В судебном заседании директор организации "Закон и порядок" ФИО2, действующий в соответствии с уставом в письменных объяснениях (л.д.34-37) и выступая устно заявление поддержал. Указал, что правозащитник защищает права человека мирными средствами как правило от произвола государственных структур и должностных лиц, не обязан быть юристом, осуществляет помощь бесплатно в отличие от адвокатов - наиболее бедным и незащищенным гражданам России. С учетом требований ст. 89 ч.4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ для встречи с осужденным не требуется заявление осужденного. Данная норма закона содержит не разрешительный, а уведомительный характер.
Цель приезда представителей организации к осужденному ФИО4, обратившемуся к ним за помощью по поводу действий сотрудников колонии, была - увидеться с ФИО4, пообщаться с ним, выяснить дальнейшие планы о защите прав.
Представитель заявителя ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39) в письменных объяснениях (л.д.26,40) и выступая в судебном заседании, заявление поддержал.
Должностное лицо, действия которого обжалуются начальник ИК-5 ФИО1 с доводами изложенными в заявлении не согласился и указал, что организация "Закон и порядок" и сам ФИО2 неоднократно бывали в ФБУ ИК-5. В июне 2010 г он не пустил представителей организации для свидания с группой осужденных.
ДД.ММ.ГГГГ в ИК-5 прибыли ФИО2, ФИО7 и ФИО4. ФИО7 и ФИО2 он пустил в штаб, поскольку они предъявили удостоверения, ФИО4 не пустил, поскольку у нее не было удостоверения. За 5 минут до их приезда по факсу поступило заявление о свидании с осужденным ФИО4.
Свидание с данным осужденным он не предоставил.
Свидание с осужденным в комнате наедине предоставляется по заявлению осужденного. Такого заявления от осужденного ФИО4 ему не представили. ФИО2 и остальные граждане удалились из колонии.
После этого от осужденного ФИО4 поступило заявление о желании встретиться с сотрудником организации "Закон и порядок", это заявление было направлено почтой в организацию "Закон и порядок".
ДД.ММ.ГГГГ в колонию прибыли сотрудники организации "Закон и порядок" ФИО3 и ФИО7, а также ФИО4 - для свидания с осужденным ФИО4.
Однако соответствующее заявление ФИО4 не было представлено, во встрече он отказал. Полагает свои действия законными.
Представитель заинтересованного лица - ИК-5 ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44) в письменных возражениях (л.д.45-47) и выступая в судебном заседании доводы заявителя не признала и указала, что ИК-5 является режимным учреждением, в связи с чем бесконтрольное и беспрепятственное посещение посторонними лицами граждан отбывающих наказание в виде лишения свободы - противоречит основным принципам, установленным Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Согласно ст. 55 ч.3 Конституции РФ, права и свободы ФИО11 и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ установил особый порядок посещения мест лишения свободы разными категориями лиц (родственники, адвокаты, нотариусы, представители общественных организаций).
Согласно ст. 38 закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", право посещать без специального разрешения учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы для осуществления контроля распространяется только на членов общественных наблюдательных комиссии. Члены организации "Закон и порядок" не являются членами общественной наблюдательной комиссии.
Фактически поводом для прибытия в ИК-5 представителей заявителя послужила жалоба на действия сотрудников ИК-5, переданная ФИО4 с неполными реквизитами - без даты.
В соответствии с ч.2 ст. 21 федерального закона от 10.06.2008 г N 76-фз "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", для проведения планируемого мероприятия общественные объединения обязаны обращаться к администрации мест принудительного содержания за согласованием планируемых мероприятий. И только после письменного согласования мероприятий и мест их проведения руководство общественного объединения подает в администрацию список представителей.
Организация "Закон и порядок" за согласованием планируемых мероприятий к администрации ИК-5 не обращались. ДД.ММ.ГГГГ ими было передано лишь заявление о встрече с осужденным ФИО4.
В соответствии со ст. 89 ч.4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденный сам решает вопрос о лицах, могущих оказать ему юридическую помощь, но учитывая конфиденциальный характер оказания такой помощи, осужденный должен сделать свое желание наглядным для третьих лиц. В момент встречи ФИО3 с начальником ИК-5 ни доверенность ФИО4, ни заявление данного осужденного или родственников представлены не были. Заявитель не осуществил порядок, процедуру общественного контроля, не доказал статус защитника, поэтому у начальника колонии не было оснований для допуска представителей заявителя к осужденному. ФИО4 не обращался к администрации ИК-5 с заявлениями о встрече с правозащитниками. По смыслу ст. 89 ч.4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ никто иной кроме адвоката не имеет право на встречу с осужденным.
Заинтересованное лицо - Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" (ГУФСИН России по "адрес") о слушании дела уведомлено (л.д.21-22), в судебное заседание его представитель не явился. В письменном отзыве представитель ГУФСИН ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32) просит в заявлении отказать. Указала, что ГУФСИН прав заявителя не нарушало. Статья 89 ч.4 Уголовно-исполнительного кодекса предусматривает свидания осужденных с адвокатами и иными лицами имеющими право на оказание юридической помощи. При посещении колонии представители заявителя должны были подтвердить право на оказание юридической помощи. Заявлений от осужденного ФИО4 об оказании юридической помощи не поступало. Просит отказать в удовлетворении заявления (л.д.27-30).
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статья 255 ГПК РФ, по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 213-О).
Начальник ФБУ "Исправительная колония N ГУФСИН России по "адрес"" ФИО1 назначенный на эту должность соответствующим приказом ГУФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ наделен определенными организационно-распорядительными властными полномочиями в отношении сотрудников возглавляемого им исправительного учреждения и контингента осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы, поэтому ФИО1 является должностным лицом органа государственной власти и его действия (бездействия) могут быть обжалованы юридическим лицом - организацией "Закон и порядок" по правилам главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 2 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-фз "О некоммерческих организациях",
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона. (п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ).
Статья 31.1 данного федерального закона (введена Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ), гласит: органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:
1) социальная поддержка и защита граждан;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
В соответствии с уставом некоммерческой организации "Закон и порядок", зарегистрированной в установленном порядке в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48), целью создания данной организации является защита прав человека в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и последующей реабилитации в обществе лиц, освободившихся из мест лишения свободы, реабилитация освободившихся в гражданском обществе. Деятельность организации направлена на обеспечение человеческих условий содержания лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, защиту их законных прав. По п. 2.4 устава, организация имеет право оказывать консультационные, информационные услуги заключенным и лицам, освободившимся из мест лишения свободы (л.д.65-72).
Постановлениями Главы г. Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, заявителю предоставлено в безвозмездное пользование нежилое здание по "адрес" в г. Н.Тагиле, второй этаж в котором разрешено использовать под общежитие (л.д.74).
Явно выраженные цели создания и деятельности организации "Закон и порядок" по защите прав человека в отношении граждан осужденных к лишению свободы, права которых в силу режима, условий отбывания наказания - объективно ограничены, всесторонняя помощь осужденным, в том числе консультационные, информативные услуги, реабилитация граждан освободившихся из мест лишения свободы свидетельствует о том, что данная некоммерческая организация по смыслу ст. 2, 31.1 федерального закона "О некоммерческих организациях", является социально ориентированной.
Гражданин ФИО4 1981 года рождения согласно справки по личному делу, отбывает наказание в ИК-5 в виде 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. В колонию прибыл ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в ЛИУ-51 расположенной в г. Н.Тагиле - на лечении (л.д.83).
Предметом рассмотрения настоящего дела не является защита прав и свобод гражданина ФИО4, поскольку с соответствующим заявлением в суд гражданин может обратиться сам.
Суд рассматривает дело с позиции нарушения прав юридического лица - организации "Закон и порядок".
Согласно объяснений заявителя, заявлений родителей осужденного ФИО4, заявлений самого ФИО4, в сентябре 2010 г эти граждане обратились в организацию "Закон и порядок" за помощью, где ссылались на применение в отношении ФИО4 насилия сотрудниками ИК-5 (л.д.9-14,51).
В октябре 2010 г организация "Закон и порядок" в соответствии с уставом осуществляя ряд мер по защите прав осужденного ФИО4 - обращалась в Нижнетагильскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, а также письменно обращалась ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ для встреч (свиданий) представителей организации с осужденным ФИО4 в ИК-5 по правилу ст. 89 ч. 4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, о чем были поданы соответствующие заявления подписанные директором организации ФИО2, получены ответы о возможности встреч с осужденными (л.д.16)
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ заявитель просил предоставить встречу ДД.ММ.ГГГГ представителю организации ФИО2 и заместителю директора ФИО3, члену правления ФИО7 с осужденным ФИО4 (л.д.61-62).
ДД.ММ.ГГГГ для встречи (свидания) с осужденным ФИО4 прибыли директор организации "Закон и порядок" ФИО2 и сотрудник организации ФИО7
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ заявитель аналогично просил о встрече с осужденным ФИО4 сотрудников организации ФИО3 и ФИО7 (л.д.7-8), прибывшими в колонию.
Ознакомившись с заявлениями и полномочиями представителей организации "Закон и порядок", выяснив цель их посещения колонии, начальник ИК-5 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отказал во встрече с осужденным мотивируя в целом отсутствием соответствующего волеизъявления о встрече - заявления осужденного ФИО4.
С данной позицией начальника ИК-5, поддержавших его заинтересованных лиц ИК-5, ГУФСИН России по "адрес", суд согласится не может, поскольку она противоречит нормам материального права.
Об отсутствии соответствующего заявления осужденного ФИО4 начальник ИК-5 утверждает неверно. Поскольку еще ДД.ММ.ГГГГ осужденный ФИО4 обратился с заявлением на имя начальника колонии с просьбой предоставить встречу с правозащитником ФИО2 (л.д.58-60) и ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было направлено администрацией ИК-5 в адрес организации "Закон и порядок".
О том, что ФИО2 директор организации "Закон и порядок", начальник ИК-5 знает еще с лета 2010 г, до ДД.ММ.ГГГГ неоднократно встречался с данным лицом и знает его лично.
Действительно, ИК-5, где отбывают наказание лица осужденные к лишению свободы в исправительной колонии строгого режима, является режимным учреждением, доступ в которое строго регламентирован в целях безопасности, режима, ФИО5 требований охраны.
Организация "Закон и порядок" по смыслу федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И О СОДЕЙСТВИИ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ" не является субъектом общественного контроля - общественной наблюдательной комиссии, поэтому её деятельность по защите прав осужденных, посещение осужденных в колонии, согласование посещений не регулируются указанным федеральным законом, члены организации не имеют права беспрепятственного доступа в колонию, о чем неверно указала представитель ИК-5.
В соответствии со ст. 12 п.8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
Согласно ст. 89 ч.4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
Таким образом, по смыслу данной нормы закона, для получения юридической помощи с лицами имеющими право на оказание такой помощи заявление осужденного не требуется. Заявление нужно лишь для свидания с адвокатом наедине вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
В соответствии с п. 68 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ N 205 от 03.11.2005 г, разрешение на свидание с осужденными дается начальником исправительного учреждения или лица его замещающего по заявлению осужденного или лица прибывшего на свидание.
По п. 83 указанных Правил, для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. По заявлению осужденного свидания предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. В число свиданий, установленных законодательством, такие свидания не засчитываются, их количество не ограничивается,
Таким образом, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, подробно регламентирующие требование закона (ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) о проведении свиданий с осужденными, предусматривают возможность свиданий с осужденными и без заявления осужденных - лишь по заявлениям лиц прибывших на свидание.
Законом в России не дано понятие лиц имеющих право на оказание осужденным юридической помощи по смыслу ст. 89 ч.4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
При наличии у заявителя предусмотренных уставом прав на оказание консультационных, информативных услуг осужденным отбывающим наказание в местах лишения свободы, по мнению суда, в понятие юридической помощи входит и оказание консультационных и информационных услуг, поэтому статья 89 ч.4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ должна применяться и в отношении сотрудников правозащитной организации "Закон и порядок" при регулировании свиданий осужденных с сотрудникам данной организации.
Согласно принципа 33 "Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме", утвержденных Генеральной Ассамблеей ООН от 09.12.1988 г N 43/173, 1. Задержанное или находящееся в заключении лицо или его адвокат имеют право направить в органы, ответственные за управление местом задержания заключения, и в более высокие инстанции, а в случае необходимости - соответствующим органам, уполномоченным рассматривать жалобы или предоставлять средства защиты, -- просьбу или жалобу относительно обращения с данным лицом, в частности в случае пыток или другого жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство вида обращения.
2. В тех случаях, когда ни задержанное или находящееся заключении лицо, ни его адвокат не имеют возможности осуществить его права в соответствии с пунктом 1, такое право могут осуществить члены семьи задержанного или находящегося в заключении лица или какое-либо другое лицо, которое осведомлено об этом деле.
В соответствии с данной нормой международного права, чтобы выяснить позицию осужденного, необходимость в помощи и для соответствующего обращения в государственные и иные органы в интересах осужденного, заявителю требовалась личная встреча представителей организации с осужденным.
Право на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления гарантировано гражданам России ст. 33 Конституции, а ст. 21.ч.2 Конституции РФ запрещает пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание.
Заявитель получил обращение осужденного ФИО4 о применении насилия.
Возможность обращения заявителя в государственные органы для оказания помощи осужденному ФИО4 могла быть реализована после личного контакта.
Для осуществления своих прав и целей по защите прав осужденных, организации "Закон и порядок" требовалось проведение свидания с данным осужденным гражданином, поскольку лишь при личном контакте представителей организации с гражданином могла быть получена соответствующая информация и сделан вывод о нуждаемости осужденного в помощи, защите его прав.
При невозможности встреч с осужденными, заявитель не сможет реализовать свои права предусмотренные уставом и все содержание работы данной правозащитной организации в демократическом правовом государстве - Российской Федерации, теряет свой смысл.
При таких обстоятельствах отказ начальника ИК-5 во встрече представителей правозащитной организации "Закон и порядок" с осужденным ФИО4 противоречит указанным выше нормам закона, в том числе международного законодательства, Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, нарушают права организации "Закон и порядок" предусмотренные ее уставом.
Подобное нарушение прав заявителя следует устранить.
Для осуществления деятельности предусмотренной уставом организации, суд полагает необходимым возложить на начальника ИК-5 ФИО1 обязанность по соответствующим заявлениям организации "Закон и порядок" обеспечить возможность встреч (свиданий) представителей организации с конкретными осужденными отбывающими наказание в ИК-5 для оказания консультационных, информационных услуг осужденным.
Поскольку законом не предусмотрена процедура встреч (свидании) представителей правозащитных организаций с осужденными, а колония является режимным учреждением, куда свободный доступ запрещен, права заявителя подлежат защите. Встречи представителей заявителя с осужденными с учетом целей указанных в уставе организации направлены на защиту прав осужденных, поэтому свидания сотрудников организации "Закон и порядок" с осужденными следует организовывать по правилу предусмотренному ст. 89 ч.4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ по аналогии со свиданиями с адвокатом - в присутствии представителей администрации колонии, либо с применением технических средств колонии, а при наличии соответствующих заявлений осужденных которые могут быть даны и после начала встречи с представителем заявителя - наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
В данной части п.1-3 требований заявление подлежит удовлетворению.
Что касается требования заявителя о применении при консультировании осужденных своих технических средств - ноутбука, фотоаппарата, телефона, диктофона.
12 и ДД.ММ.ГГГГ встречи представителей организации "Закон и порядок" с осужденным ФИО4 не состоялись. Каких-то препятствий в применении личных технических средств начальник ИК-5 заявителю не оказывал, а представители заявителя и не пытался применить при не состоявшейся встрече с осужденным свои технические средства.
Права заявителя в данной части начальником ИК-5 нарушены не были, в данной части в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить частично.
Признать не соответствующими закону действия начальника ФБУ "Исправительная колония N ГУФСИН России по "адрес"" ФИО1 по воспрепятствованию ДД.ММ.ГГГГ во встрече (свидании) директора Автономной некоммерческой организации по защите прав заключенных и лиц, попавших в экстремальные ситуации "Закон и порядок" ФИО2 в целях оказания им бесплатной юридической помощи с осужденным ФИО4.
Признать не соответствующими закону действия начальника ФБУ "Исправительная колония N ГУФСИН России по "адрес"" ФИО1 по воспрепятствованию ДД.ММ.ГГГГ во встрече (свидании) заместителя директора Автономной некоммерческой организации по защите прав заключенных и лиц, попавших в экстремальные ситуации "Закон и порядок" ФИО3 в целях оказания им бесплатной юридической помощи с осужденным ФИО4.
Обязать начальника ФБУ "Исправительная колония N ГУФСИН России по "адрес" ФИО1 восстановить права Автономной некоммерческой организации по защите прав заключенных и лиц, попавших в экстремальные ситуации "Закон и порядок": обеспечить возможность встреч (свиданий) представителей Автономной некоммерческой организации по защите прав заключенных и лиц, попавших в экстремальные ситуации "Закон и порядок" для осуществления уставной деятельности этой организации по соответствующим заявлениям с конкретными осужденными отбывающими наказание в ФБУ "Исправительная колония N ГУФСИН России по "адрес"" для оказания консультационных, информационных услуг таким осужденным в порядке предусмотренном статьей 89 ч.4 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тагилстроевский районный суд г. Н.Тагила в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2010 г.
Судья Д.А.Самохвалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.