Анапский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Ермолова Г.Н., при секретаре Малаховой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лазариди З.И. об оспаривании постановления Администрации муниципального образования город Анапа,
УСТАНОВИЛ:
Лазариди З.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации муниципального образования город Анапа. В обосновании заявления указал, что согласно Постановления главы администрации п. Витязево от 19 октября 1993 года N 322 ТОО "Афанасий" был выделен земельный участок площадью 0,14 га, для проектирования гостиничного комплекса. Договором от 24 декабря 1997 года N 41 данный земельный участок площадью 0,14 га, в районе б/о "Молодежный", почтовый адрес (п. Витязево, пр. Южный, 7-а), был предоставлен ТОО "Афанасий" в аренду сроком на 15 лет срок договора до 2012 году. В последующем ТОО "Афанасий" было преобразовано в ООО "Афанасий". 06 марта 2009 года управление имущественных отношений администрации города Анапа, утвердило границы и размер земельного участка, для дальнейшей постановки на кадастровый учет. Между Лазариди З.И. и ООО "Афанасий" 03.12.2010 г. был заключен договор об уступке прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в аренду от 24.12.1997 г. N 41, согласно которого ООО "Афанасий" уступает ему права и обязанности по вышеуказанному договору о предоставлении земельного участка. В последующем договор об уступке прав и обязанностей был направлен в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, для дальнейшей регистрации последнего. Однако 10.12.2010 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю было отказано в регистрации договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды, в связи с тем, что в Едином Государственном реестре прав раздел на этот объект ликвидирован, в связи с образованием двух новых разделов объектов со следующими кадастровыми номерами N, N. 13 декабря 2010 г. зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок площадью 993 кв.м. с кадастровым номером N и земельный участок площадью 407 кв.м. с кадастровым номером N. Основанием для регистрации послужило постановление администрации МО г. Анапа N 2830 от 01 ноября 2010 года. Считает, что администрация муниципального образования город Анапа нарушила его конституционные права. Земельный участок находится фактически во владении общества, которое передало ему права и обязанности по договору аренды от 24.12.1997 г. N 41, зарегистрированного в установленном законном порядке. Управление имущественных отношений администрации города Анапа совершен ряд действий, направленных на введение испрашиваемого земельного участка в гражданский оборот в соответствии с требованиями действующего законодательства: утверждены границы земельного участка, установлен вид разрешенного использования, обеспечен кадастровый учет объекта. Просит суд признать незаконным постановление главы МО г. Анапа от 01.11.2010 г. N 2830, обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю в течение тридцати дней ликвидировать кадастровые номера N, N.
Представитель заявителя Горбачева Н.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала и просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации муниципального образования г. Анапа Багмут Е.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала и показала, что договор аренды не зарегистрирован в установленном законом порядке, в виду чего просила суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Судья, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворить требования Лазариди З.И. по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению главы администрации п. Витязево от 19.10.1993 года N 322 ТОО "Афанасий" был выделен земельный участок площадью 0,14 га, в б/о "Молодежный", для проектирования гостиничного комплекса. Договором от 24.12.1997 года N 41 данный земельный участок был предоставлен ТОО "Афанасий" в аренду сроком на 15 лет, срок договора до 2012 года. В последующем, ТОО "Афанасий" было преобразовано в ООО "Афанасий". 06.03.2009 года Управление имущественных отношений администрации г. Анапа утвердило границы и размер земельного участка для дальнейшей постановки на кадастровый учет.
03.12.2010 года меду Лазариди З.И. и ООО "Афанасий" был заключен договор об уступке прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в аренду от 24.12.1997 года, согласно которому ООО "Афанасий" уступает Лазариди З.И. права и обязанности по вышеуказанному договору о предоставлении земельного участка. На момент заключения вышеуказанного договора, договор о предоставлении земельного участка в аренду являлся действующим, условия договора арендатором не нарушались, разрешенный вид использования не изменялся.
В последующем договор об уступке прав и обязанностей был направлен в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для дальнейшей регистрации последнего. Однако, 10.12.2010 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ему было отказано, в регистрации договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды, в связи с тем, что в Едином Государственном реестре прав раздел на этот объект ликвидирован, в связи с образованием двух новых разделов объектов со следующими кадастровыми номерами N, N.
13 декабря 2010 г. зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок площадью 993 кв.м. с кадастровым номером N и земельный участок площадью 407 кв.м. с кадастровым номером N. Основанием, для регистрации послужило Постановление администрации МО г. Анапа N 2830 от 01 ноября 2010 года.
Заявитель полагая, что его права и законные интересы нарушены местным органом самоуправления обратился в суд с заявлением в котором оспаривает законность постановления главы МО г. Анапа от 01.11.2010 г. N 2830.
Как следует из материалов дела, постановлением 19.10.1993 года N 322, подписанным главой администрации п. Витязево, ТОО "Афанасий" для проектирования гостиничного комплекса отведён земельный участок площадью 0,14 га.
На основании указанного постановления между главой администрации Витязевского поселкового округа и товариществом с ограниченной ответственностью "Афанасий" подписан договор от 24.12.1997 г. N 141, в соответствии с которым земельный участок площадью 0,14 га передан в аренду Товариществу для гостиничного комплекса. Срок договора аренды, как следует из пункта 1.2, составляет 15 лет, т.е. до 19.10.2018 года.
Статьёй 2.1 Закона Краснодарского края от 01.04.2000 г. N 676-КЗ (в ред. от 03.06.2009 г.) "Об установлении границ муниципального образования город Анапа и наделении его статусом городского округа", утверждён перечень населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования город Анапа, в число которых включено село Витязево.
Статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 05.04.2010) "Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяет городской округ как городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из указанных выше нормативных актов следует, что село Витязево не является самостоятельным муниципальным образованием, местное самоуправление в котором осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В связи с чем, в настоящее время стороной по договору является администрация города Анапа.
Статьи 131, 609 Гражданского кодекса РФ устанавливают правило, согласно которому договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ N 2130 от 11.12.1993 г. "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" (действовал до издания Указа Президента РФ от 25.01.1999 N 112), ведение государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанной с ними недвижимости возлагалась на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Вместе с тем, в материалах дела имеется надлежащим образом заверенная копия договора аренды земельного участка от 24.12.1997 года, согласно которого, во владении ООО "Афанасий" находится земельный участок площадью 0,14 га в районе б/о "Молодежный, до 2012 года. Текст договора хорошо читаемый.
Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса РФ и статьи 251, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Для принятия судом решения о признании акта государственного органа недействительным необходима совокупность двух условий - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту, а также нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Исходя из этого, для признания незаконным постановления органа исполнительной власти необходимо подтвердить нарушение соответствующим органом власти нормативных предписаний в соответствующей области. В данном случае нарушением является тот факт, что Администрация не расторгнув существующий договора аренды спорного участка, обратила его в муниципальную собственность, не уведомив об этом арендатора земельного участка.
Факт проведения кадастрового учёта земельного участка не является существенным для разрешения спора в контексте заявленных требований, поскольку внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, само по себе не является действием, подтверждающим титул владения объектом земельных отношений, а направлено на возможность выделить земельный участок как индивидуально определённую вещь, для возможности включения его в гражданский оборот (статьи 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.)).
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно ст. 63 Устава муниципального образования город Анапа, Глава муниципального образования город-курорт Анапа в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений. Глава муниципального образования город-курорт Анапа издает постановления по вопросам местного значения и распоряжения по вопросам организации работы администрации. Глава администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, Уставом муниципального образования город-курорт Анапа, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края. Глава муниципального образования город-курорт Анапа имеет право отменять принятые им постановления и распоряжения, признавать их утратившими силу.
В соответствии спунктом 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральномузакону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласностатье 48 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Обстоятельства дела, установленные в ходе судебного следствия, позволяют суду сделать вывод о том, что заявление Лазариди З.И. об оспаривании постановления главы администрации муниципального образования город Анапа подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Заявление Лазариди З.И. об оспаривании постановления Администрации муниципального образования город Анапа, удовлетворить.
Признать постановление Администрации муниципального образования город Анапа N 2830 от 01 ноября 2010 года "О принятии земельных участков в муниципальную собственность муниципального образования город Анапа и включении их в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город Анапа" незаконным.
Обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю ликвидировать кадастровые номера N, N
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через Анапский городской суд.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.