Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Назаренко Н.И.
При секретаре: Чеботаревой В.Н.
С участием прокурора: Колесникова А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действий органа государственной власти и органа местного самоуправления
У с т т а н о в и л :
Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с заявлением и просит признать незаконными действия ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России N5 по Краснодарскому краю связанные с передачей администрации МО Гулькевичский район государственных полномочий федерального органа государственной власти, и действия администрации МО Гулькевичский район, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами, по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет, по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения, и обязать их привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что 22.11.2010 между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, (правопреемником является МИ ФНС России N 5 по Краснодарскому краю) и администрацией МО Гулькевичский район заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы. Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 от 27.11.2010 "О налоговых органах РФ" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами РФ, НК РФ, Федеральными законами, нормативными правовыми актами. Статьей 4 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в РФ, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах. Согласно ст. 85 НК РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения. В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 НК РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов. Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как НК РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", органам местного самоуправления не предоставлено. Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым и нарушает интересы РФ и права неограниченного круга лиц.
Представитель МИ ФНС России N 5 по Краснодарскому краю ---- доводы заявления Прокурора Гулькевичского района не признала и пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410 (ред. от 10.10.2007) "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов" утверждены правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами. Согласно п.2 указанных правил, данное взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Налоговый орган и Администрация МО Гулькевичский район 22.11.2010 г. заключили соглашение о взаимодействии. Данное соглашение составлено на основе типового соглашения, направленного для использования в работе письмами УФНС России по Краснодарскому краю от 29.10.2010 г. N 13-64/27533 @ и от 11.11.2010 г. N 13-64/28347. Предметом соглашения служит обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (ст.1 соглашения). Помимо обмена информацией, ст.6 данного соглашения предусмотрено, что органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплателыцикам-физическим лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Налоговый орган не отрицает того, что деятельность по направлению налоговых уведомлений и требований об уплате налогов и сборов, а также учет объектов налогообложения является его обязанностью. Однако обязанности, установленные ст. 32 НК РФ налоговый орган исполняет, и говорить о передаче государственных полномочий оснований не имеется. Соглашением от 22.11.2010 г. налоговый орган не передает, а Администрация МО Гулькевичский район не принимает государственные полномочия, а лишь оказывает налоговому органу содействие по ряду мероприятий. Согласно абз. 2 ч. 1 ст.247 ГПК РФ в заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Пункт 4 ст. 27 ФЗ от 17.01.1993 г. N 2202-1 "О прокуратуре РФ" в качестве основания для обращения прокурора с заявлением в суд также устанавливает факт нарушения прав и свобод значительного числа граждан, либо особое общественное значение допущенного нарушения, а также необходимость защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества. Заявление от 24.10.2011 г. подано в интересах РФ и неопределенного круга лиц, однако не указано, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушены в результате оказания содействия.
Представитель Администрации МО Гулькевичский район Пивоваров Д.Г. доводы жалобы не признал и пояснил, что муниципальное образование Гулькевичский район не занимается направлением уведомлений по местным налогам, потому что местные налоги, земельный налог, налог на имущество, это непосредственно налоги, которые принимаются на территории поселений. Мероприятия по выявлению объектов налогообложения они также не занимаются. Прокуратурой Гулькевичского района не представлено доказательств того, что действительно муниципалитет совершает какие либо действия. Сам факт взаимодействия в этой части на законодательном уровне не урегулирован и запрета также нигде не содержится на то, что возможно заключение такого рода соглашения.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора Гулькевичского района подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Как установлено, 22.11.2010 между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которой является МИФНС России N 5 по Краснодарскому краю, и администрацией МО Гулькевичский район заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы. Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21 марта 1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 27 ноября 2010 года) налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами.
Статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно ст. 85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.
В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.
Статьей 14 ФЗ N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.
Статьей 65 Федерального закона N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено исполнение местного бюджета - как самостоятельная стадия бюджетного процесса муниципального образования. Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган местной администрации. Основы организации деятельности территориальных органов федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам определяет Правительство РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 410 утверждены Правила "Взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов", в которых определены порядок и условия взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами. В пункте 2 указанных Правил предусмотрено, что взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Налоговые органы, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций обеспечивают передачу и прием информации в электронном виде.
То есть действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органам местного самоуправления не предоставлено.
Суд считает, что указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым и нарушает права неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать не соответствующими закону действия ИФНС России по Гулькевичскому району, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю, действия Администрации муниципального образования Гулькевичский район, связанные с приемом - передачей администрации муниципального образования Гулькевиский район государственных полномочий федерального органа исполнительной власти.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 5 и администрацию муниципального образования Гулькевичский район привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 14 ноября 2011 года
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.