Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего: Назаренко Н.И.
при секретаре: Чеботаревой В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Соболюк С.М. об оспаривании решения межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю
УСТАНОВИЛ:
Соболюк С.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю от 13.09.2011 г. N 262 об отказе в осуществлении зачета (возврата) земельного налога.
Свои требования Соболюк С.М. обосновывает тем, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, расположенный "адрес", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия N, выданное ДД.ММ.ГГГГ. ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края был исчислен налог за 2008 год в размере 112 614,43 руб. и за 2009 год в размере 135 137,31 руб. Налог исчислялся исходя из кадастровой стоимости 9 009 153,68 руб. Земельный налог за 2008 год им был уплачен в апреле 2009 года, за 2009 год - в январе 2011 года. 4 августа 2011 года, он обратился в МРИ ФНС России N 5 Краснодарского края с заявлением о зачете излишне уплаченного налога, поскольку сведения о кадастровой стоимости не были опубликованы, в установленном законом порядке. Решением МРИ ФНС России N 5 по Краснодарскому краю от 13.09.2011 N 262, ему было отказано в зачете излишне уплаченной суммы налога в связи с отсутствием в КЛС переплаты по налогу. С данным решением он не согласен и считает его незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Согласно п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом. Пунктами 1, 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством. В пункте 5 ст. 65 ЗК РФ подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами. Статьей 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Согласно п. 10 правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (с изменениями), органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Таким образом, по смыслу приведенных норм, акт органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" (с изменениями), официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края. Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, в размере 9 009 153,68 руб., рассчитана на основании распоряжения главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р. Однако, данное распоряжение на момент расчета кадастровой стоимости земельного участка при определении налогооблагаемой базы по земельному налогу за 2008 и 2009, опубликовано не было. Следовательно, земельный налог за 2008 и 2009 необходимо было исчислять из кадастровой стоимости земельного участка 1 014 500,80 руб. Таким образом, сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2008 составляет 13 948,91 руб., за 2009 - 15 217,51 руб. Переплата по земельному налогу за 2008 составляет 98 665,52 руб., за 2009 - 119 919,80 руб., общая сумма излишне уплаченного налога - 218 505,32 руб. В настоящее время за ним числится недоимка по земельному налогу по КБК N в размере 167 460,07 руб. Отказ налоговой инспекции в осуществлении зачета, является незаконным и необоснованным.
Представитель Соболюк С.М. по доверенности Солопова О.Е. полностью поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель Межрайонной ИФНС N 5 по Краснодарскому краю Клюева С.С. требования Соболюк С.М. не признала и пояснила, что Соболюк С.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:06:19 02 125:0010, расположенного в "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В соответствие с ч. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. С 01.01.2006 года Решением Думы Муниципального образования города Гулькевичи Краснодарского края на территории муниципального образования г. Гулькевичи введена Глава 31 НК РФ - Земельный налог. В 2008 году и 2009 году ставка земельного налога для земель под промышленными объектами составляла 1,5 %. Согласно ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В соответствии со ст. 389 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 (в ред. от 17.09.2007 г. N 590), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 10). Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в том числе при внесении сведений о ее кадастровой стоимости, определен Приказом Министерства юстиции РФ от 20 февраля 2008 г. N 35. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Таким образом, по смыслу приведенных норм акт органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края утверждены и определен средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р. Распоряжением от 05.02.2010 года за N 57-р данное распоряжение признано утратившим силу. Однако, 05.02.2010 года главой администрации Краснодарского края утверждено Постановление N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", которое опубликовано 08.02.2010 года в газете "Кубанские новости". Данным постановлением, утверждены результаты работ по государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2007 года. Анализ постановления N 58 и распоряжения N 1202-р указывает на идентичность показателей по Гулькевичскому району. Следовательно, в 2008 - 2009 годах действовало распоряжение от 29.12.2007 года за N 1202-р и при налогообложении земельного участка в 2008 - 2009 годах правомерно использована кадастровая стоимость, определенная согласно вышеуказанному распоряжению от 29.12.2007 года, кадастровая стоимость земель при принятии данного постановления не изменилась. Судебные акты, отменяющие действие Постановления N 1202-р в данный период отсутствуют. Налогоплательщиком не представлены доказательства о допущении технической ошибки при определении кадастровой стоимости земельных участков. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, должны до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщить сведения о земельных участках в Управление ФНС по субъекту Федерации. УФНС, в свою очередь, распределяет эту информацию по налоговым инспекциям. Данное правило закреплено в пунктах 11 и 12 ст. 396 НК РФ, согласно которых, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса. На основании п. 3 ст. 396 НК РФ земельный налог за 2008 - 2009 годы исчислен правильно и уплачен полностью. Органы Роснедвижимости передали в налоговый орган сведения по состоянию на 01.01.2008 года по земельному участку N, что кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 года составила - 9 009 153,68 руб. Кадастровая стоимость в 2009 году не изменилась. Следовательно, при исчислении налога за 2009 год необходимо применять кадастровую стоимость в размере 9 009 153,68 руб. Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ зачету подлежат суммы излишне уплаченного налога, а согласно выписке из КЛС факт излишней уплаты налога не установлен. Следовательно, решение об отказе в зачете (возврате) N 262 от 13.09.2011 года в связи с отсутствием переплаты является законным.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В судебном заседании установлено, что согласно Свидетельству о государственной регистрации права серии N от ДД.ММ.ГГГГ, Соболюк С.М. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:06:19 02 125:0010, расположенный в "адрес".
Кадастровая стоимость земельного участка согласно кадастровому плану от 09.10.2007 года составляет 1 014 500,80 руб., согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 02.07.2008 года составляет 9 009 153, 68 руб.
ИФНС России по Гулькевичскому району на указанный земельный участок был исчислен земельный налог за 2008 год в сумме 112 614, 43 руб., который Соболюк С.М. уплатил в апреле 2009 года, за 2009 год - 135 137,31 руб., который Соболюк С.М. уплатил в январе 2011 года.
Земельный налог за указанные выше годы исчислялся ИФНС исходя из кадастровой стоимости земельного участка 9 009 153, 68 руб., и как следует из пояснений представителя Межрайонной ИФНС N 5 по Краснодарскому краю Клюевой С.С., земельный налог Соболюк С.М. исчислен на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р.
04.08.2011 года Соболюк С.М. обратился в Межрайонную ИФНС N 5 по Краснодарскому краю с заявлением, в котором указал, что земельный налог за 2008-2009 года должен быть исчислен из кадастровой стоимости земельного участка 1 014 500,80 руб. и просил зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога за 2008-2009 годы в размере 218 585, 32 руб. в счет погашения будущих платежей по земельному налогу.
Решением от 13.09.2011 N 262 Межрайонная ИФНС N 5 по Краснодарскому краю отказала Соболюк С.М. в зачете по причине отсутствия в КЛС переплаты по налогу.
Статьей 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения устанавливается Правительством РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316).
В силу части 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статьей 44 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" предусмотрено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Судом установлено, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", на основании которого заявителю Соболюк С.М. исчислен земельный налог за 2008-2009 годы, опубликовано в газете "Кубанские новости" 13.03.2009 года в N 37, и следовательно, данный правовой акт вступает в законную силу со дня опубликования, т.е. с 13.03.2009 года. В газете "Кубанские новости" от 09.02.2008 N 21 опубликована только краткая информация о принятии данного распоряжения. Как пояснила представитель заявителя Солопова О.Е., с указанным выше распоряжением главы администрации Краснодарского края Соболюк С.М. мог ознакомиться только после опубликования данного документа.
Согласно ст. 5 НК РФ указанный нормативный акт подлежал применению не ранее 1 числа нового налогового периода. Налоговый период по земельному налогу составляет 1 год, следовательно, распоряжение N 1202-р, фактически опубликованное в 2009 году, подлежало применению не ранее 01.01.2010 года, и на основании данного распоряжения заявителю не мог быть исчислен земельный налог за 2008 и 2009 годы.
Кроме того, распоряжением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57 признано утратившим силу распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края". Таким образом, применение при определении кадастровой стоимости земельного участка в 2008 и в 2009 годах нормативного правового акта, который на тот момент не вступил в законную силу, является неправомерным, и, следовательно, исчисление налоговым органом заявителю земельного налога за 2008-2009 годы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 9 009 153, 68 руб., противоречит закону. Решение налоговой инспекции об отказе в осуществлении зачета излишне уплаченного заявителем земельного налога за 2008-2009 годы является незаконным.
В соответствии со статьей 21 НК РФ налогоплательщики имеют право: на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В силу статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Исходя из кадастровой стоимости земельного участка 1 014 500,8 руб., налоговой ставки 1,5 % и количества месяцев в году, за которые производится расчет, земельный налог, подлежащий уплате за 2008 год составляет - 12 681,26 руб., за 2009 год - 15 217,51 руб., а всего 27 898,77 руб. Заявителем уплачен земельный налог за 2008 г. - 112 614,43 руб., за 2009 г. - 135 137,31 руб., а всего 247 751,74 руб. Сумма излишне уплаченного земельного налога за 2008-2009 гг. составила 219 852,97 руб. (247 751,74 руб. - 27 898,77 руб.)
Доводы представителя Межрайонной ИФНС N5 по Краснодарскому краю Клюевой С.С. в той части, что 05.02.2010 года главой администрации Краснодарского края утверждено Постановление N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", которое опубликовано 08.02.2010 года в газете "Кубанские новости", которым утверждены результаты работ по государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2007 года, и показатели по Гулькевичскому району являются идентичными, установленным распоряжением N 1202-р, не могут быть приняты судом во внимание.
Как установлено, 05.02.2010 года главой администрации Краснодарского края утверждено Постановление N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", которое опубликовано 08.02.2010 года в газете "Кубанские новости", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года.
Однако, в силу ч. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Часть 5 ст. 5 НК РФ предусматривает, что положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Следовательно, при исчислении Соболюк С.М. земельного налога за 2008 и 2009 годы не могло быть применено Постановление главы администрации Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", поскольку оно не имеет обратной силы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление Соболюк С.М. об оспаривании решения межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю от 13.09.2011 г. N 262 об отказе в осуществлении зачета земельного налога удовлетворить.
Признать не соответствующим закону Решение межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю от 13.09.2011 г. N 262 об отказе Соболюк С.М. в осуществлении зачета (возврата) земельного налога.
Обязать межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю произвести зачет (возврат) излишне уплаченного Соболюк С.М. земельного налога за 2008 год и за 2009 год в размере 219852 руб. 97 коп. (двести девятнадцать тысяч восемьсот пятьдесят два руб. 97 коп.) в счет погашения будущих платежей по земельному налогу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.