Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Гусихина Н.Я.,
при секретаре Бондаренко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Бурсалиди Федора Мифодьевича к Администрации МО Крымский район о защите жилищных прав ликвидатора-чернобыльца
УСТАНОВИЛ
Бурсалиди Ф.М. обратился в суд с иском к Администрации МО Крымский район о защите жилищных прав ликвидатора-чернобыльца. Свои требования мотивирует тем, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году о чем имеется удостоверение серии Р N232506 выданное Департаментом социальной защиты населения. Распоряжением Администрации г. Крымска N1432-р от 02.10.2006 г. он как ликвидатор-участник с семьей был поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий за регистрационным номером N1135, фактический порядковый номер в списке на дату и время внесения в отдельный список N 6. 06 мая 2011 г. он обратился в администрацию с заявлением о разъяснении причин, по которым его семье не предоставляется жилье во внеочередном порядке. 31 мая 2011 года он получил из комитате по жилищным вопросам городской администрации ответ N18-08/1042 и Постановление Администрации МО Крымский район от 26.05.2011 г. N1599 об исключении из отдельного списка и внесении изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст.5 ЖК РФ, ст.10, ст.13 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. N1655-КЗ, ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1, по той причине, что в отдельный список он с семьей был внесен ранее необоснованно. Он считает постановление администрации МО Крымский район от 26.05.2011 г., которым он исключен из отдельного списка по категории участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, незаконным, просит обязать администрацию МО Крымский район восстановить его как участника ликвидации аварии на ЧАЭС в Список по отдельной категории в соответствии с требованиями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N153 о 21 марта 2006 г. с 02.10.2006 г., обязать администрацию учесть Бурсалиди Жанну Владимировну - жену, Бурсалиди Константина Федоровича- сына, Бурсалиди Дмитрия Федоровича-сына, как членов его семьи при расчете размера социальной выплаты.
В судебном заседании истец Бурсалиди Ф.М. и его представитель Коробкина В.В. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования Крымский район Соколова Е.М. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истец состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Крымский район по отдельной категории участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС со 2 октября 2006 года, ученое дело N31 (2041). Постановлением администрации МО Крымский район N1599 от 26 мая 2011 года истец исключен из отдельного списка с внесением изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как следует из положений Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным законом при соблюдении двух условий : если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 года, поэтому в соответствии со ст.56 ЖК РФ, с.10.13 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" истец исключен из отдельного списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по отдельной категории участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Суд выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает, что требования Бурсалиди Ф.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о чем свидетельствует удостоверение и относится к категории граждан имеющих право на внеочередное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Он проживет в съемной квартире, которая не является его собственностью, какого либо другого жилья он и его семья не имеют. Поэтому его категория граждан полностью соответствует условиям установленным положениями вышеназванного Закона.
Распоряжением Администрации г. Крымска N1432-р от 02.10.2006 г. он как ликвидатор-участник ЧАЭС с семьей был обосновано поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий за регистрационным номером N1135, фактический порядковый номер в списке на дату и время внесения в отдельный список N6.
Постановлением администрации МО Крымский район от 26.05.2011 г., истец исключен из отдельного списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по отдельной категории участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с тем, что он встал на учет после 1 января 2005 года и поэтому обеспечивается жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ в порядке общей очереди.
Суд считает данный вывод администрации МО Крымский район незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.15 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" участникам ликвидации чернобыльской катастрофы гарантировалось обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке установленных Правительством РФ. Что касается граждан, также относящихся к указанной категории, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то они не получили статуса участников подпрограммы Федеральной целевой программы " Жилище" на 2002-2010 годы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Это не означает, однако, что изменение в отношении них формы предоставления данной меры социальной поддержки может осуществляться без установления надлежащих гарантий, направленных на создание реальной возможности получения жилья. Предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к инвалидам - чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы как лицам, имеющим особый правовой статус.
Поэтому Постановлением Конституционного суда РФ N17-П от 10 ноября 2009 года признано не соответствующим Конституции РФ положение п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ) в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты". Далее Конституционный Суд РФ указывает, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств и не допускать нарушения прав и свобод граждан.
Федеральным законом РФ от 4 июня 2011 года N130-ФЗ "О внесении изменений в ст.14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения в п.1 ч.1 ст.15, которая изложена в следующей редакции: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Таким образом, при переходе с 1 января 2005 года к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки граждан сохранен достигнутый уровень защиты жилищных прав ликвидаторов-чернобыльцев по обеспечению жильем.
При вынесении обжалуемого Постановления Администрации МО Крымский район от 26.05.2011 года должностным лицам было известно об изложенных выше правовых положений Конституционного Суда РФ и изменений внесенных в соответствующий Федеральный Закон РФ, однако в нарушении действующего законодательства Бурсалиди с семьей был исключен из отдельного списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по отдельной категории граждан.
Принимая во внимание специальный и адресный характер правового регулирования мер социальной поддержки, в том числе жилищных гарантий, установленных для граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и членов их семей, Законов РФ N1244-1 от 15 мая 1991 года, а также вышеприведенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд признает незаконным Постановление Администрации МО Крымский район от 26.05.2011 г. об исключении заявителя с семьей из отдельного списка и внесении изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.39,173,194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Исковое заявление Бурсалиди Федора Мифодьевича - удовлетворить.
Признать Постановление Администрации МО Крымский район от 26.05.2011 г. N1599 "Об исключении из отдельного списка и внесении изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" - незаконным и обязать администрацию МО Крымский район устранить допущенные нарушения.
Обязать Администрацию МО Крымский район восстановить с 02.10.2006 г. Бурсалиди Федора Мифодьевича как участника ликвидации аварии на ЧАЭС в Список по отдельной категории в соответствии с требованиями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N153 от 21 марта 2006 г.
Обязать Администрацию МО Крымский район учесть Бурсалиди Жанну Владимировну- жену, Бурсалиди Константина Федоровича-сына, Бурсалиди Дмитрия Федоровича-сына, как членов семьи Бурсалиди Федора Мифодьевича при расчете размера социальной выплаты в соответствии с требованиями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N153 от 21 марта 2006 г.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня его вынесения в Краснодарский крайсуд через Крымский райсуд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.